Главные вкладки

    Урок - исследование по окружающему миру в 3 классе.
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Тихоновская Наталья Борисовна

    Урок - исследование  по  окружающему миру в 3 классе.

    Тема: « Первая помощь при ушибах, травмах, обмороке, тепловом и солнечных ударах, обморожении ».

    Цели: воспитывать сознательное отношение к получению знаний о своём организме; формировать у  учащихся  понятие « здоровый образ жизни».

    Задачи: учить приёмам поэтапного выполнения учебных исследований, созданию кластерных карт; формировать у детей умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности школьников.

    Планируемые результаты:

    Личностные: формирование установки  на безопасный, здоровый образ жизни;

    развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и  находить  выходы из спорных ситуаций; формировать умение оценивать свои достижения и достижения  других; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

    Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Предметные результаты: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире; осознание норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

    Использованная литература:

    • М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва « Проектирование в начальной школе», Изд. « Учитель», Волгоград,2010г.
    • М.А.Пинская, И.М. Улановская « Новые  формы оценивания», Изд.

    « Просвещение», Москва, 2016 г.

    • Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы», Изд. «ВАКО», Москва, 2014 г.
    •  Атлас для начальной школы « Организм человека и охрана здоровья» Изд. « ОЛМА-ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2000 г.

    Ход урока:

    • Организационный момент (класс разделён на 5 команд, которые занимают места за игровыми столами)
    • imageimageВступительное слово учителя. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на уроках, посвященных организму человека и охране его здоровья. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом. Попробуйте отгадать, какова тема нашего урока.(учитель предлагает детям отгадать ребус )

    Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах. Прежде, чем поручить вам важное исследование, я хочу проверить вашу компетентность в данном вопросе (осведомлённость в данном вопросе).

    • Разминка.
    • Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)
    • Что  исследует физиология? (работу органов)
    • Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)
    • Что  изучает медицина? (причины заболеваний и методы их лечения)
    • Каково  значение скелета? ( опора и защита внутренних органов)
    • Чем соединены кости? Что входит в основу сустава? ( хрящ + жидкость - смазка)
    • Какими  свойствами обладают хрящи? (уплотняются)
    • Количество костей? ( 212), позвонков (33), сколько у нас пар рёбер (12), мышц (600)?
    • Назовите основные свойства костей. ( полые, упругие, лёгкие, прочные)
    • Как можно доказать прочность костей, лёгкость? Что делает  кости прочными? (минеральные, органические вещества)
    • Перечислите основные травмы  костей. (ушиб, перелом и.т.д.)

     

    • imageimageКаждой команде предлагается вспомнить строение скелета и подписать его части

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • Учитель: Ребята,  как вы думаете, что же такое травма?

    Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

    Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

    Учитель:  Какие травмы вы можете назвать?

    imageУчитель:  Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп. 522875_1

    Учитель открывает на экране схему.

    imageУчитель: приведите примеры к каждому виду.

    Учитель: А как вы думаете, какие главные причины появления травм?

    • Неосторожность
    • Недостаточное внимание
    • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
    • Пренебрежение правилами безопасности
    • Домашнее задание. Каждой команде было поручено  рассмотреть одну из травм и составить « Карту лечения», где будет поставлен диагноз, отражены симптомы и способы оказания первой помощи. Команды презентуют свои проекты.
    1. Диагноз: ушиб

    Симптомы:

    image При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура.  Страдают ткани, прилегающие во время удара к костям.

    Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.

    Первая помощь:

    • если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
    • при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
    • при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
    • при ушибах груди – полный покой.
    • при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

     

    1. Диагноз: вывих или растяжение

    Симптомы: При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих. Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу. Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе. Когда человек оступается, подвертывает ногу, часто происходит растяжение связок. При растяжении человек чувствует сильную боль. На месте растяжения появляется отёк, кожа обычно синеет.

    Первая помощь:

    При вывихе надо:

    1. Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);
    2. Приложить «холод» к месту травмы;
    3. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

    Нельзя:

    - пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

    При растяжении связок надо:

    1. Травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;
    2. Приложить «холод» к месту травмы;
    3. Создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить к косынке к шее)

    Нельзя:

    - проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

    image3) Диагноз: наружное кровотечение

    Симптомы: головокружение, слабость, кровотечение

    Первая помощь:

    • при несильном кровотечении:

    1. Кожу вокруг раны смазать йодом;

    2. На рану наложить перевязочный материал, вату и плотно перебинтовать

    • при сильном кровотечении:

    1. В зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах;

    2. Согнуть раненую конечность в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли, согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой.

    3. Наложить жгут выше раны, обернув конечность в месте наложения жгута марлей, бинтом, платком. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Под жгут положить записку с написанным временем, когда жгут был наложен. Пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в больницу.

    Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце)

    Нельзя:

    1. Чрезмерно сильно затягивать жгут
    2. Накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, в холодное – больше чем на 1 час.

     

    4)Диагноз: солнечный удар

    imageСимптомы:При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.

    Первая помощь:

    а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

    б) дайте ему холодное питье;

    в) положите на голову холодный компресс.

     

    5) Диагноз: обморожение

    Симптомы:

    • При общем обморожении: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
    • Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.

    Первая помощь:

    При общем обморожении: примите горячую ванну и после неё разотритесь сухим полотенцем, завернитесь во что-нибудь тёплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью, выпейте горячего чая.

    При местном обморожении:

    нельзя допускать быстрого нагревания переохлаждённых участков кожи, растереть их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности, можно смазать обмороженный участок кожи несолёным жиром.

    • В завершении урока учитель предлагает каждой команде составить  карту причин и следствий.

    ( приложение № 1)

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1_k_uroku_okr._mira.doc456.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_okr._mira.doc315.5 КБ

    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

      Урок - исследование  по  окружающему миру в 3 классе.

    Тема: « Первая помощь при ушибах, травмах, обмороке, тепловом и солнечных ударах, обморожении ».

    Цели: воспитывать сознательное отношение к получению знаний о своём организме; формировать у  учащихся  понятие « здоровый образ жизни».

    Задачи: учить приёмам поэтапного выполнения учебных исследований, созданию кластерных карт; формировать у детей умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности школьников.

    Планируемые результаты:

    Личностные: формирование установки  на безопасный, здоровый образ жизни;

    развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и  находить  выходы из спорных ситуаций; формировать умение оценивать свои достижения и достижения  других; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

    Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    Предметные результаты: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире; осознание норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

    Использованная литература:

    • М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнёва « Проектирование в начальной школе», Изд. « Учитель», Волгоград,2010г.
    • М.А.Пинская, И.М. Улановская « Новые  формы оценивания», Изд.

    « Просвещение», Москва, 2016 г.

    • Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы», Изд. «ВАКО», Москва, 2014 г.
    •  Атлас для начальной школы « Организм человека и охрана здоровья» Изд. « ОЛМА-ПРЕСС», Санкт - Петербург, 2000 г.

    Ход урока:

    • Организационный момент (класс разделён на 5 команд, которые занимают места за игровыми столами)
    • Вступительное слово учителя. Самое дорогое, что есть у человека, – это жизнь. Но нашей жизни и нашему здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и уметь устранять различные опасности и причины их проявления. Этому мы и учимся на уроках, посвященных организму человека и охране его здоровья. Мы с вами много говорили об опасностях, которые подстерегают нас дома, о том, как обращаться с колющими и режущими предметами, с электроприборами, с газом. Попробуйте отгадать, какова тема нашего урока.(учитель предлагает детям отгадать ребус )

    Тема нашего сегодняшнего занятия – «Основные виды травм и первая помощь». И цель нашего занятия – научиться оказывать первую помощь при травмах. Прежде, чем поручить вам важное исследование, я хочу проверить вашу компетентность в данном вопросе (осведомлённость в данном вопросе).

    • Разминка.
    • Какая наука изучает строение тела человека? (анатомия)
    • Что  исследует физиология? (работу органов)
    • Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? (гигиена)
    • Что  изучает медицина? (причины заболеваний и методы их лечения)
    • Каково  значение скелета? ( опора и защита внутренних органов)
    • Чем соединены кости? Что входит в основу сустава? ( хрящ + жидкость - смазка)
    • Какими  свойствами обладают хрящи? (уплотняются)
    • Количество костей? ( 212), позвонков (33), сколько у нас пар рёбер (12), мышц (600)?
    • Назовите основные свойства костей. ( полые, упругие, лёгкие, прочные)
    • Как можно доказать прочность костей, лёгкость? Что делает  кости прочными? (минеральные, органические вещества)
    • Перечислите основные травмы  костей. (ушиб, перелом и.т.д.)

    • Каждой команде предлагается вспомнить строение скелета и подписать его части

    • Учитель: Ребята,  как вы думаете, что же такое травма?

    Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.

    Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.

    Учитель:  Какие травмы вы можете назвать?

    Учитель:  Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять групп. 522875_1

    Учитель открывает на экране схему.

    Учитель: приведите примеры к каждому виду.

    Учитель: А как вы думаете, какие главные причины появления травм?

    • Неосторожность
    • Недостаточное внимание
    • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
    • Пренебрежение правилами безопасности
    • Домашнее задание. Каждой команде было поручено  рассмотреть одну из травм и составить « Карту лечения», где будет поставлен диагноз, отражены симптомы и способы оказания первой помощи. Команды презентуют свои проекты.
    1. Диагноз: ушиб

    Симптомы:

     При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура.  Страдают ткани, прилегающие во время удара к костям.

    Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.

    Первая помощь:

    • если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, икроножная мышца) на место ушиба нужно как можно быстрее положить холод (пузырь со льдом, мокрое полотенце).
    • при ушибах конечностей нужно ограничить движение больной руки или ноги, сделав тугую повязку из бинта, марли или какого-либо полотна.
    • при ушибе головы – создать полный покой пострадавшему. Если его лицо бледное, чуть опустить голову ниже туловища, если лицо покраснело – голову приподнять. При рвоте повернуть голову набок.
    • при ушибах груди – полный покой.
    • при ушибах живота – положить больного на спину, на живот холод.

    1. Диагноз: вывих или растяжение

    Симптомы: При неосторожном прыжке, резком движении, падении, ударе происходит иногда смещение костей в суставах, происходит вывих. Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей за пределы сустава по отношению друг к другу. Симптомы: боль в конечностях, невозможность движений в суставе. Когда человек оступается, подвертывает ногу, часто происходит растяжение связок. При растяжении человек чувствует сильную боль. На месте растяжения появляется отёк, кожа обычно синеет.

    Первая помощь:

    При вывихе надо:

    1. Обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);
    2. Приложить «холод» к месту травмы;
    3. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением состояния покоя у больного.

    Нельзя:

    - пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

    При растяжении связок надо:

    1. Травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;
    2. Приложить «холод» к месту травмы;
    3. Создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить к косынке к шее)

    Нельзя:

    - проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

    3) Диагноз: наружное кровотечение

    Симптомы: головокружение, слабость, кровотечение

    Первая помощь:

    • при несильном кровотечении: 

    1. Кожу вокруг раны смазать йодом;

    2. На рану наложить перевязочный материал, вату и плотно перебинтовать

    • при сильном кровотечении:

    1. В зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах;

    2. Согнуть раненую конечность в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли, согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой.

    3. Наложить жгут выше раны, обернув конечность в месте наложения жгута марлей, бинтом, платком. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Под жгут положить записку с написанным временем, когда жгут был наложен. Пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в больницу.

    Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце)

    Нельзя:

    1. Чрезмерно сильно затягивать жгут
    2. Накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, в холодное – больше чем на 1 час.

    4)Диагноз: солнечный удар

    Симптомы:При длительном пребывании на солнце с непокрытой головой может произойти поражение нервной системы – солнечный удар. У пострадавшего начинается головокружение, шум в ушах, тошнота, озноб, носовое кровотечение.

    Первая помощь:

    а) перенесите пострадавшего в тень или в прохладное помещение;

    б) дайте ему холодное питье;

    в) положите на голову холодный компресс. 

    5) Диагноз: обморожение

    Симптомы:

    • При общем обморожении: озноб, очень холодная кожа, бледное лицо, сонливость, нарушение координации движений.
    • Местное обморожение: кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет, на ней появляются волдыри.

    Первая помощь:

    При общем обморожении: примите горячую ванну и после неё разотритесь сухим полотенцем, завернитесь во что-нибудь тёплое, а потом разотрите тело сухой шерстяной тканью, выпейте горячего чая.

    При местном обморожении:

    нельзя допускать быстрого нагревания переохлаждённых участков кожи, растереть их мягкой сухой тканью до появления красноты и возвращения чувствительности, можно смазать обмороженный участок кожи несолёным жиром.

    • В завершении урока учитель предлагает каждой команде составить  карту причин и следствий.

    ( приложение № 1)

    Подведение итогов урока. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

    уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

    урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

    Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

    Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

    Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

    Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

    Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

    Урок помогает владению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право». Урок способств...

    Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

    Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...

    Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

    Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...