Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

В основу рабочей программы по окружающему миру  положена авторская программа, разработанная О.Т. Поглазовой и обеспеченная учебником О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилиной «Окружающий мир» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012; рабочей тетрадью: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина Окружающий мир 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и тестовыми заданиями: Поглазова О. Т., В.Д. Шилина Окружающий мир 3 класс – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013(учебно-методи­ческий комплект «Гармония»).

        Программа соответствует требованиям Фе­дерального государственного образовательного стандарта на­чального общего образования второго поколения, а также при­мерной программе по окружающему миру для началь­ной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_v_klass_1.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          В основу рабочей программы по окружающему миру  положена авторская программа, разработанная О.Т. Поглазовой и обеспеченная учебником О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилиной «Окружающий мир» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012; рабочей тетрадью: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина Окружающий мир 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и тестовыми заданиями: Поглазова О. Т., В.Д. Шилина Окружающий мир 3 класс – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013(учебно-методический комплект «Гармония»).

        Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по окружающему миру для начальной школы.  

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:      

 - создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

-последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

-создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;

- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

-выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим
миром;        

-создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

-развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Общая характеристика учебного курса

           Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа» и «Человек и общество», которые делятся на соответствующие разделы: «Человек и природа», «Красота и разнообразие неживой природы», «Человек и общество», «Наша Родина - Россия», «Человек - творец»,

              В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественно-научные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе.              

            Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.        

МЕСТО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю, 68 часов (34 рабочие недели)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные:

–  мне интересно изучать природу, человека, быт и культуру своих предков;

–  я понимаю, что являюсь частью своего народа, бережно отношусь к его традициям, чту заповеди предков;

–  я уважительно отношусь к образу жизни других народов, стараюсь не конфликтовать, жить в дружбе и согласии с ними;

–  я уважаю людей труда, стараюсь быть помощником взрослых и сверстников;

–  я любуюсь красотой природы, памятниками культуры родного края,  стараюсь сохранять красоту и чистоту природы, бережно отношусь к памятникам истории и культуры;

–  я осознаю, что многого ещё не знаю, многое не умею, и стремлюсь узнать новое и научиться новым учебным действиям;

– я стараюсь оценивать свои успехи и неудачи и стремлюсь к повышению качества знаний;

–  я знаю основные правила поведения в природе и обществе и стараюсь их выполнять;

–  я понимаю необходимость здорового образа жизни и стараюсь беречь своё здоровье;

–  я стараюсь выполнять творческие задания, участвовать в проектной деятельности.

Регулятивные:

–  я могу принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

–  я могу действовать по намеченному плану или по инструкции, представленной в учебнике, рабочей тетради;

–  я стараюсь самостоятельно ставить учебно-познавательные задачи, самостоятельно выбирать способ и планировать их решение;

–  я стараюсь выполнять действия самоконтроля при подготовке к обобщающему уроку, к проверке знаний и умений;

–  я стараюсь самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий;

–  я умею находить и исправлять ошибки, стараюсь восполнять пробелы в знаниях и умениях;

–  я стараюсь оценивать качество выполненного задания, творческой работы (своё и одноклассников).

Познавательные:

–  я могу извлекать информацию из разных источников: из учебника, собственных наблюдений, опыта, энциклопедии;

–  я стараюсь использовать ресурс библиотек и Интернета при подготовке творческих работ;

–  я могу использовать внешние формальные текстовые и иллюстративные подсказки для постановки учебной задачи: название темы, подзаголовки, условные знаки, иллюстративный ряд (рисунки шмуцтитула, колонтитула);

–  я могу самостоятельно работать с текстом, выполняя поставленную учителем (автором) познавательную (учебную, экспериментальную) задачу;

–  я умею работать с условными обозначениями: интерпретировать (декодировать) их значение, заменять предметы и явления природы условными знаками (кодировать);

–  я умею анализировать, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира;

–  я пытаюсь (под руководством учителя) конкретные предметы и явления подводить под понятия по выявленным существенным признакам, находить и объяснять причинно-следственные связи в природе и обществе;

–  я могу (под руководством учителя) моделировать природные объекты и явления;

–  я пробую самостоятельно планировать эксперимент (или следую инструкции учителя или автора), делать вывод по его результатам;

–  я пытаюсь (под руководством учителя) систематизировать полученную информацию и представлять её в разных формах: сообщения, схемы, таблицы, рисунка, модели.

Коммуникативные:

–  я понимаю, какой вопрос мне задаёт учитель, могу ответить на него, могу составить простой вопрос однокласснику;

–  я могу давать полный ответ на вопрос, вести диалог, передавать информацию одноклассникам;

–  я могу общаться с взрослыми и сверстниками культурно, использовать вежливые слова, стараюсь разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам культурного поведения;

–  я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной (практической) задачи;

–  я стараюсь сотрудничать с одноклассниками, оказывать им помощь, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу по интересам и способностям при выполнении проектной работы;

–  я прислушиваюсь к мнению одноклассников, друзей, родных, учителя, могу отстоять свою позицию, но принимаю позицию другого человека, если она лучше.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Название темы

и её содержание

Экскурсии,

практические

и творческие

работы

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч)

Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.

Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений.

Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения.

Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.

Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра.

Термометр. Измерение температуры воздуха.

Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека.

Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой.

Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).

Практические

работы

Ведение дневника

наблюдений за погодой.

Работа с отрывным

календарём, определение длительности

светлого времени

суток.

Проверка на опыте относительности

ощущения человеком тепла и холода.

Измерение температуры воздуха и воды комнатным и

водным термометрами.

Творческие работы

Изготовление из бумаги модели термометра.

Возможный проект

Подготовка справочника «Сам себе метеоролог»

Сезонные  изменения в природе (10 ч)

Сезонные явления в природе.

Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц,

линька животных). Осенние заботы в жизни человека.Изменения в неживой и живой

природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом,  короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний

период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание

птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.

Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники.

Времена года в произведениях литературы и искусства.

Экскурсии

Наблюдение сезонных изменений в природе, труда людей.

Практические

работы

Ведение фенологических наблюдений

сезонных явлений в

природе.

Продолжение ведения дневника наблюдений за погодой.

Природоохранная

деятельность.

Творческие работы

Презентация сезона

осени, зимы, весны) от имени метеоролога, биолога,

художника, поэта, знатока старинных обрядов идр. (на выбор).

Тела и вещества, их свойства   (15 ч)

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое,

газообразное состояния вещества.

Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах.

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное

строение живых организмов.

Простейшие, бактерии.  Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода –растворитель.

Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар).

Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе

Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого

Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.

Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.

Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой

Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Экскурсии

Наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых

объектов природы

и жизнедеятельности людей (родников, старинных колодцев, колонок, ветряных и водяных мельниц, ветряков, гидростанций, водонапорной башни

и др.).

Практические

работы

Исследования

свойств воздуха,

воды, почвы.

Очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра.

Моделирование

круговорота воды в

природе.

Творческие работы

Изготовление аппликации «Обитатели почвы».

Презентация проектов о старине.

Организм человека и его здоровье (14 ч)

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-

двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.

Рождение и развитие человека.

Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника.

Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц.

Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов

на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме.

Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок.

Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма.

Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.

Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга.

Что такое память, какой она бывает.

Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении  органов чувств.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.

Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.

Практические

работы

Нахождение частей

опорно-двигательного аппарата на модели скелета.

Выработка правильной осанки.

Измерение частоты

пульса в покое и после нагрузки.

Исследование кожи

под лупой.

Моделирование

Оказание первой

помощи при несчастных случаях

(совместно с медицинскими работниками школы).

Творческие работы

Создание научных

текстов по результатам наблюдений и

проведения опытов.

Подготовка кратких

сообщений, драматизаций по изучаемым темам раздела.

Развитие животных и растений (10 ч)

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных.

Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных.

Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений

(влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества).

Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.

Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений.

Способы размножения растений и

распространение семян.

Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Экскурсии

В зоологический

музей, ботанический сад (по местным условиям).

Практические

работы

Исследование условий прорастания

семян.

Наблюдение за некоторыми процессами развития цветкового растения.

Выращивание растений разными способами (по выбору).

Моделирование

Строения цветка.

Творческие работы

Изготовление аппликаций «Стадии

развития насекомых» (по выбору),

«От семени до семени».

Презентация сообщений о разнообразии цветков и

плодов растений.

Изменение быта и культуры наших предков (11 ч)

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок.

Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта.  Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь.

Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Возникновение городов на Руси.

Старинный город-крепость.

Знаменитые старинные города.

Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное,

художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков.

Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение.

Одежда людей разных сословий.

Старинная и современная мода.

Национальные одежды жителей родного края.

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях,

учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Экскурсии

В исторический

центр города (села),

в краеведческий музей (согласно местным условиям).

Практические

работы

Изготовление предметов из глины, бумаги, берёсты, пластилина.

Изготовление макетов жилищ из разных материалов, готовых деталей (по возможности).

Творческие работы

(по выбору)

Подготовка выставки «Старинные ремёсла».

Создание альбома

«Мой город, его

исторический центр».

Ролевые игры, драматизации  по заданной теме (Старинная трапеза,

урок в церковно-

приходской школе

и др.).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях,  методическими рекомендациями для учителя, комплектом наглядных пособий.

Учебники и тетради с печатной основой

для учащихся (Изд-во:Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И., Шилин В. Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2 частях. – 2013 и послед.

Поглазова О. Т., ШилинВ. Д. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – 2013 и послед.

Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Тестовые задания. – 2013 и послед.

Для учителя

Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 3, 4 классов. – 2013 и послед.

Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов. – 2013.

 Миронова М.В. ПоглазоваО.Т. Наглядные пособия для 1–4 классов. – 2013.

 

Календарно-тематическое планирование    уроков окружающего мира

 № п/п

Тема урока

Элементы обязательного минимума содержания

Характеристика основных видов  деятельности ученика

Домашние задания дифференцированного уровня

Сроки

по плану

факт

I четверть

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов)

1

Земля – наш общий дом.

С. 8-13

Т. с. 2, № 1-2

Тест с. 3-14 № 1

Работа № 1

Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей.

Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира.

С. 8-13

Т. с. 2 № 2

* сведения о предках домашних животных

06.09.16

2

Разнообразие изменений в природе и в жизни людей.

С. 14-21

Т. с. 3, № 3-4

Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей.

Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

С 14-21

* Т. с. 3 № 4

08.09.16

3

Времена года.

С. 22-26

Т. с. 4, 5, № 5, 7

Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года.

Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов.

С. 22-26

Т. с. 5 № 7

13.09.16

4

Старинный календарь.

С. 27-29

Т. с. 4, 5, № 6, 8-9

Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни.

С. 27-29

Т. с. 4 № 6

* Т. с. 5 № 8, 9

15.09.16

5

Атмосферные явления и погода.

С. 30-35

Т. с. 6, 7, № 10-13

Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

С. 30-35

Т. с. 6, № 10-12

* приметы погоды

20.09.16

6

Температура и её

измерение.

С. 36-39

Т. с. 8, 9, № 14-21

Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Сделать модель термометра (Т. с. 63)

С. 36-39

* Т. с. 7, № 15

22.09.16

7

Прогноз

погоды. Дневник

наблюдений за погодой.

С. 40-44

Т. с. 10, 11, № 22-25

Тест № 2

Работа № 2

Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за

месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале).

С. 40-44

Т. с. 10-11 № 23-25

27.09.16

8

Необычные атмосферные явления.

С. 45-50,

Т. с. 11, № 2

Тест с. 25-28

Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.

Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками.

С. 45-50

Т. с. 11, № 26, № 28

* рисунок необычного природного явления

29.09.16

Осенние изменения в природе и жизни человека (4 часа)

9

Экскурсии. Наблюдение осенних

изменений в неживой и живой природе.

Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет,

загадок.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Т. с. 12-13, № 1-6

04.10.16

10

Осень в природе.

С. 51-62

Т. с. 12-15 № 1-9

Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

С. 51-62

Т. с. 21, № 21-24

* Т. с. 16, № 11

06.10.16

11

Осенние

заботы

человека.

С. 63-65

Тест № 3

Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

С. 63-65

Т. с. 15, № 10, с. 17, № 12

* Т. с. 17, № 13

11.10.16

12

Осень в жизни наших предков.

С. 66-70

Т. с. 17-20, № 12-20

Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме.

Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

С. 66-70

Т. с. 19, № 17

* Т. с. 18, № 16, с. 20, № 20

13.10.16

Тела и вещества, их свойства (14 часов)

13

Тело и вещество. Три состояния вещества.

С. 71-73

Т. с. 22, 23, № 1, 2, 4, 7

Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Выявляют разные состояния веществ. Приводят примеры, подтверждающие выводы.

Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам.

С. 71-73

Т. с. 22, № 2, с. 23, № 6

* Т. с. 23, № 7

18.10.16

14

Строение вещества.

С. 74-77

Т. с. 22, № 3, с. 23, № 5, 6, с. 24, № 10

Работа 4

Сравнивают тела и вещества, находят сходства и различия, выявляют их общие и отличительные свойства. Знакомятся с понятиями о молекулах и атомах.

Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах.

С. 74-77

Т. с. 24, №10

20.10.16

15

Удивительные открытия.

С. 78-85

Т. с. 24-25, № 8, 9, 11-14

Тест № 4

Знакомятся с понятиями о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле.

Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними.

С. 78-85

Т. с. 25, № 11, 13

* Т. с. 24, № 9, с. 25, № 14

25.10.16

16

Воздух и его состав.

С. 86-89

Т. с. 26, № 15-17

Выясняют, что такое воздух. Проводят исследование свойств веществ экспериментальным способом.

Понимать, что такое воздух и каково его значение для жизни на Земле.

С. 86-89

Т. с. 26, № 16

* Т. с. 26, № 17

27.10.16

17

Свойства воздуха.

С. 90-91

Т. с. 27, 28, № 18-20

Наблюдают и проводят простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов.

Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха.

С. 90-91

Т. с. 21, № 21

01.11.16

18

УРОК РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

03.11.16

II четверть

19

Как используют воздух.

С. 92-94

Т. с. 28, 29, № 21, № 22

Выясняют возникновение ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс.

Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

С. 92-94

Т. с. 29, № 22

15.11.16

20

Вода и её свойства.

С. 95-99

Т. с. 30-32, № 23-29

Обсуждают значение воды для всего живого на Земле. Характеризуют (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивают их.

Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности.

С. 95-99

Т. с. 30, № 24

* Т. с. 31, № 27

17.11.16

21

Очистка

воды.

С. 100-101

Т. с. 33, № 30-31

Знакомятся с понятием «очистные сооружения». Обсуждают, кто и почему загрязняет воду. Знакомятся с методами очистки воды.

Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование.

С. 100-101

22.11.16

22

Превращения воды.

С. 102-106

Т. с. 34-36, № 32-37

Выясняют, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.

Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят.

С. 102-106

Т, с. 34, № 32

* Т. с. 34, № 34,

С. 36, № 37

24.11.16

23

Круговорот воды в

природе.

С. 107-109

Т. с. 37-39, № 38-41

Исследуют круговорот воды в природе. Работают над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры.

Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана.

С. 107-109

Т. с. 38, № 40

29.11.16

24

Почва, её состав и свойства.

С. 110-114

Т. с. 40-42, № 42-46

Знакомятся с составом, свойствами почвы и ее образованием. Выясняют, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определяют состав почвы.

Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

С. 110-114

Т. с. 41-42, № 44, № 46

* Т. с. 41, № 45

01.12.16

25

Обитатели почвы.

С. 115-117

Т. с. 43, № 47, 48, с. 46, № 47, № 54

Знакомятся с обитателями почвы, их ролью для растений и плодородия земли. Узнают о круговороте органичных и минеральных веществ в почве.

Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой.

С. 115-117

Т. с. 46-47, № 54

06.12.16

26

Почва – кормилица.

С. 118-121

Т. с. 43-45, № 49-53

Сравнивают старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия.

С 118-121

Т. с. 44, № 52

08.12.16

27

Обобщающий урок.

С. 122

Тест № 6, работа № 6

Обсуждают значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводят примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

С. 122

Т. с. 45, № 53

13.12.16

Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч)

28

Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой

природе.

С. 123, 130

Т. с. 49, № 5, № 6

Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет,

загадок.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

С. 123, 130

Т. с. 49, № 5

* т. с. 49, № 6

15.12.16

29

Зима в

природе. Зимние явления в неживой природе.

С. 123-131

Т. с. 48-51, № 1-8

Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

С. 124-130

Т.с. 48, № 2

* т. с. 48, № 4

20.12.16

30

Зима в

природе. Как зимуют растения.

С. 132-138

Т. с. 51-53, № 9-13

Характеризуют осенние явления в жизни растений, объясняют их причины.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений с неживой природой.

С. 132-138

Т. с. 51-53, № 9, 11

* Т. с. 53, № 12

22.12.16

31

Зимняя пора в жизни животных.

С. 139-148

Т. с. 54-58, № 14-19

Характеризуют осенние явления в жизни животных, объясняют их причины.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности животных с неживой природой.

С. 150-156

Т. с. 59, № 20

27.12.16

32

Зима в

жизни наших предков.

С. 150-156

Т. с. 59, № 20, № 21

Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме.

Рассуждать о тесной связи наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

С. 150-156

Т. с. 54, № 15

29.12.16

III четверть

Раздел 5. Организм человека и его здоровье (10 ч)

33

Организм человека.

с. 6-12,                                Т.с.2  № 1, 4

Знакомятся с науками, изучающими организм человека. Объясняют необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризуют зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения.

Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье, основные внутренние органы человека. Осознавать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы».

  с.6-12

 Т. с. 2  № 1

10.01.

34

Надёжная опора и

защита.

с.13 -20

Т. с. 3 № 6 ,7

Выявляют сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигатель-ного аппарата.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции опорно-двигательной системы.

с.13-20

Т с.3 № 6*

12.01.

35

Мышцы, их разнообразие и функции.

с.21- 23

Т. с.5  № 8

Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Формулируют гигиенические правила по уходу за своим организмом.

Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Рассказывать о назначении мышц и их разнообразии; о работе мышц, их тренировке, состоянии усталости.

с.21-23

17.01.

36

Органы

дыхания.

с.24 – 27

Т. с.5- 6 № 9 -12

Выясняют, как и зачем мы дышим. Знакомятся с органами дыхания, их функциями. Рассматривают работу легких. Определяют (практически) правильную осанку, частоту дыхания. Прослеживают процессы дыхания по рисункам-схемам.

Иметь представление о механизме дыхания. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле; знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу.

с.24-27

Т. с.6 № 10, 12

19.01.

37

Кровеносная система.

Кровь и её функции в организме.

  с. 28 – 33

  Т. с.7 - № 13 -15

Рассматривают основные функции крови в организме, состав крови, разнообразие кровяных частиц, их функции; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Знакомятся с понятием «пульс», его измерением. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам.

Называть органы кровообращения, их функции. Измерять пульс. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной.

с.28- 33

Т. с. 7 № 15

24.01.

38

Органы пищеварения.

 с. 34 – 40

  Т. с.  8 -12  №16, 17, 19, 20, 21

Знакомятся с органами пищеварения, их работой. Выясняют состав пищи. Выявляют возможные заболевания органов пищеварения. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам.

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Рассуждать о важности ухода за зубами, разумно относиться к правильному питанию, соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

с. 34 – 40

Т. с. 8 № 18,с. 10- 12 № 23, 24 *

26.01.

39

Органы

очистки

организма.

 с. 41 – 45

Т. с. 14 - 15

Знакомятся с органами выделительной системы организма. Объясняют их функции. Рассматривают

необходимость очистки крови. Обучаются оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах.

Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной.

с. 41- 45,

Т. с.15 № 30

31.01.

40

Нервная система и её роль в организме.

 с. 46- 51

Т. с.16 № 31

Знакомятся с головным, спинным мозгом, нервами. Выясняют, как мозг управляет органами; каково значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Объяснять значение сна, режима дня. Аргументировать понятие «здоровая нервная система». Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы.

с. 46- 51

03.02.

41

Органы чувств, их значение и гигиена.

 с.52- 59

 Т. с. 16 - 17

Знакомятся с органами чувств человека как источниками информации об окружающем мире, о механизмах работы зрения, слуха, обоняния, осязания. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств.

Исследуют свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

с. 52- 59

 Т. с. 17 № 36

07.02.

42

Обобщающий урок.

Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения.

 с. 60 -64

Т. с.18-19 № 1

 Тест № 8

Обобщают и систематизируют знания об организме человека. Знакомятся с опытом наших предков по сохранению здоровья.

Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

с. 60- 64

Т. с. 18-19

09.02.

43

Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой

природе.

 с. 66- 72

 Т. с. 20- 21

Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе.

с. 66- 72

Т. с. 21 № 5- 7

14.02.

Раздел 6. Развитие животных и растений (10 ч)

44

Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц.

Развитие рыб и

земноводных.

  с.73 – 80

 Т. с.  22 № 8- 11

Рассказывают о роли животных в природе и жизни людей, сравнивают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Знакомятся с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве; со стадиями развития рыб и лягушек.

Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных.

с.73- 80

Т. с. 23 № 12*

16.02.

45

Разнообразие растений. Растение – живой организм.

 с.81- 85

 Т. с, 24 -26 № 13-15

Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей, характеризуют условия, необходимые для жизни и развития растений, приводят примеры разных групп растений, называют их существенные признаки, различают хвойные и цветковые растения, выделяют их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности).

Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее.

с. 81- 85

Т. с. 24 № 14*

21.02.

46

Корни и стебли

растений.

с 86- 91

 Т. с. 29 – 33 № 22- 29

Знакомятся с функциями стеблей и корней. Обсуждают информацию о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле.

Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям).

с. 86 -91

Т.с.31  31№25,  с.32 № 28*

28.02.

47

Листья растений, их роль в жизни растения.

 с. 92 – 96

Т. с. 33- 35 № 30 -34

Знакомятся с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выясняют функции листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ.

Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы.

с 92 -96

Т. с.35 №34*

02.03.

48

Контрольная  работа за 3 четверть

Обобщают , систематизируют  и проверяют  знания.

. Выполнять самостоятельные задания

07.03.

49

Решение проектной задачи

Обобщают , систематизируют  и проверяют  знания. Учатся применять полученные знания в практической ситуации

Выполнять самостоятельные задания

09.03.

IVчетверть

50

Цветок, его роль в жизни растения.

с 97- 100

Т.с.36- 37

Знакомятся со строением цветка, ролью опыления. Выясняют значение насекомых в опылении. Рассматривают цикл цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения.

Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов

с. 97- 100

Т. с. 36-37 №38,39

14.03.

51

Способы размножения растений

  с101 – 103

 Т. с.

Рассматривают жизненный цикла цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения.

Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени

(по рисунку-схеме).

с. 101 -103

16.03.

52

Обобщающий урок.

 Тест № 9

Обобщают и систематизируют знания.

. Выполнять самостоятельные задания

21.03.

53

Весна в жизни наших предков.

Экскурсия.

с.104-108

Т.с.38-40

Выявляют приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время.

Наблюдают за объектами окружающей среды.

Называть признаки весны с учетом местного природного окружения.

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты.

с.104-108

Т.с.38 №1*

23.03.

Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12 ч)

54

Наука история, исторические источники.

с. 110-113

 Т. с. 41

Знакомятся с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами, археологическими раскопками.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

с. 110-113

04.04.

55

Природа в жизни наших предков.

  с. 114- 121

Т. с. 42- 43

Знакомятся с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей.

Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя.

с. 114-121

Т. с. 43 № 7-9

06.04.

56

Образ жизни наших

предков.

 с 122- 1126

 Т. с. 44-45 № 10-13

Знакомятся с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Выясняют, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

с.122-126

Т.с. 44 № 12, с. 45 3 14*

11.04.

57

Жизнь на селе в старину.

 с. 127- 132

Т. с. 46- 48

Сравнивают устройство старинной избы и утварь с современными домами, квартирами, предметами быта.

Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей.

с.127- 132

Т. с.47 № 18

с.48 №19

13.04.

58

Старинные города.

 с.133 – 136

Т с.49

Знакомятся со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Обсуждают названия городских построек. Знакомятся с понятием «исторический центр», объясняют его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Описывают основные элементы герба своего города, рассказывают о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках.

Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

с. 133- 136

Т.с.49 №21

18.04.

59

Старинные ремёсла.

Что делали мастера из древесины.

с 137 – 142

Т.с. 50

Знакомятся со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное; понятиями «ремесло», «ремесленник».

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу.

с.137-142

Т

20.04.

60

Торговое дело на

Руси.

с.143- 146

Т.с.51

Знакомятся с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Выясняют, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги.

Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края.

с.143-146

Т.с.51 № 26-27 с. 52 №28

25.04.

61

Одежда наших предков.

 Проект

 с. 147-152

Т.с.52-54

Знакомятся с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. Сравнивают старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.

Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной.

 Учатся  создавать проект на  заданную тему

с.147-152

Т. с. 52 №30,с.54 №35

27.04.

62

Как учились дети в старину.

с.153 -157

Т. с.56-58

Знакомятся со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Составляют словарь: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь.

Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму.

с.153- 157

Т.с.57-58 № 42-43

04.05.

63

Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей.

Знакомятся с историей родного края, историческими достопримечательностями.

Наблюдать, делать

выводы, обобщать.

11.05.

64

Что мы узнали и чему научились в 3 классе. Обобщающий контрольный урок.

Обобщают и систематизируют полученные знания о быте и культуре наших предков.

Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах.

16.05.

65

Резерв ( Комплексная  работа)

Обобщают и систематизируют полученные знания

Выполнять самостоятельные задания.

18.05.

66

Анализ выполненных работ

Обобщают и систематизируют полученные знания

Выполнять самостоятельные задания.

23.05.

67

Викторина по пройденному материалу

Обобщают и систематизируют полученные знания

Выполнять самостоятельные задания.

25.05.

68

Олимпиада по окружающему миру

Обобщают и систематизируют полученные знания

Выполнять самостоятельные задания.

30.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по окружающему миру по УМК "Гармония", 3 класс

Планирование для 3 класса по окружающему миру по УМК "Гармония"...

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС

Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....

Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...