КТП по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Осадчук Оксана Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет», с использованием учебно-методического комплекса «Гармония» и авторской программы О.Т.Поглазовой

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу, соответствует Фундаментальному ядру содержания данной предметной области, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, Требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garm_pochti_gotova.docx87.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

Рассмотрена

на заседании ШМО

от «___»_____20___г.

протокол №______

О.В.Осадчук____________

Согласована

заместителем директора по УВР

от «___»_____20___г.

протокол №______

Н.Г.Карбушева____________

Утверждена

приказом директора

от «___»_____20___г.

  №______

Т.В.Яковлева____________

Рабочая программа по окружающему миру

для 4 класса

Общеобразовательный уровень

Сроки реализации: 1 год

Общее количество часов – 68

Автор/составитель:

Осадчук О.В.,

учитель начальных классов

I категории

с. Амурзет

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Амурзет», с использованием учебно-методического комплекса «Гармония» и авторской программы О.Т.Поглазовой

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу, соответствует Фундаментальному ядру содержания данной предметной области, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, Требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

В соответствии с учебным планом, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе  отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю

Планируемые результаты

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
  • понимание важности здорового образа жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  2. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  3. понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  4. применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  5. подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
  6. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  7. использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  8. осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  2. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  4. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  • готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
  • пользоваться масштабом при чтении карт;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала курса «Окружающий мир» выпускник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
  •  рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
  • объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
  • составлять родословную своей семьи;
  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
  • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
  • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема раздела

Содержание раздела

1

Ориентирование в пространстве и во времени

Путешествия — источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: освоение приемов ориентирования на местности с помощью компаса.

Рисунок, чертеж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, ее отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.

Представления древних о форме Земли. Земля — шарообразное космическое тело. Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.

2

Способы изображения объектов окружающего мира   

Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

3

Природные богатства России  

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоемы родного края.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту, Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных порол и минералов.

4

Природные зоны и природные сообщества  

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения.

Лес — природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоемов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озер и осушением болот. Местные водоемы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ.

Экскурсии к реке Дон.

5

Важнейшие события в истории Отечества  

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.

Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы — памятники культуры России XV века.

Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.

Петр I — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая — День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума. Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; ролевая игра – «Я экскурсовод» по историческим местам родного края.

Материки, океаны, страны и народы Земли    

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов.

Темы разделов

1

Ориентирование  в пространстве и во времени  

7

  1. Путешествия – источник знаний
  2. Природные явления и счет времени.  
  3. Устройства для счета времени.  
  4. Историческое время. Лента времени
  5. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Экскурсия
  6. Компас. Ориентирование по компасу. Экскурсия
  7. Определение сторон горизонта на местности. Экскурсия

2.

Способы изображения объектов окружающего мира  

9

  1. Способы изображения предметов
  2. Масштаб и его использование.
  3. План местности. Топографические знаки. Экскурсия
  4. Географические и исторические карты
  5. Глобус – модель Земли
  6. Контурные карты, способы работы с ними.
  7. Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта
  8. Земля – планета Солнечной системы
  9. Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

3.

Природные богатства России  

8

1.Россия на глобусе и географической карте

2. Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России.

3. Горные породы и минералы, их образование

4. Полезные ископаемые, их разведка и добыча.  

5. Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве.

6. Горючие полезные ископаемые, их использование. Практическая

работа

7.Альтернативные источники энергии

  1. Обобщающий урок

4.

Природные зоны и природные сообщества  

11

  1. Природные зоны России
  2. Суровая Арктика
  3. Ранимая тундра
  4. Зона лесов
  5. Степные просторы
  6. Жаркие пустыни
  7. Природные зоны России. Обобщающий урок
  8. Природа гор.
  9. Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах
  10. Болота, их значение для природы и человека
  11. Жизнь луга

5.

Важнейшие события в истории Отечества  

21

  1. Восточные славяне, их соседи
  2. Образование Древнерусского государства
  3. Крещение Руси
  4. Как распалась Древняя Русь
  5. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XII веке
  6. Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.
  7. Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного.
  8. Обобщающий урок
  9. Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых
  10. Петр Великий. Российская империя.
  11. Развитие Российской империи. Правление Екатерины II
  12. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для

России

  1. Россия до 1917 года. Обобщающий урок
  2. Исторические события в России в начале XX века
  3. Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы
  4. Великая Отечественная война   1941-1945 гг.
  5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
  6. Советский Союз в послевоенные годы
  7. Начало перестройки. Современная Россия
  8. Обобщающий урок
  9. Яркие события из истории родного края

6.

Материки, океаны, страны и народы Земли    

12

  1. Океаны Земли. Жизнь в море
  2. Крупнейший материк Земли, его природа, население.
  3. Африка, ее природа. Исследователи Африки
  4. Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки
  5. Австралия. Уникальные растения и животные материка.  
  6. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка
  7. Страны и народы мира.  
  8. Страны и народы мира.  
  9. Страны СНГ – ближайшие соседи России
  10. Земля – планета жизни
  11. Итоговая работа
  12. КВН «Земля – наш дом»

ИТОГО

68

Практическая часть программы

Практическая часть

1 четверть

 2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Годовая комплексная работа

1

1

2

Защита проектов

1

1

2

Промежуточная аттестация

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

     Для обучающихся:

О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин  « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012г»;

О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин  рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику  « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;

О.Т. Поглазова. Тестовые задания к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012 г».

Для учителя:

О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин  « Окружающий мир»: учебник для 4 класса: в 2 ч. – Издательство: «Ассоциация ХХI век, 2012г»;

О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин  рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику  « Окружающий мир»– Издательство: « Ассоциация ХХI век, 2012 г»;

Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Лободина Н.В. «Поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина». Издательство «Учитель», Волгоград ,2010

    Обучающие сайты по окружающему миру:

http://drug12.ucoz.ru -  «Друг» Методические и дидактические материалы

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителя:

http://www.uchportal.ru- Учительский портал

http://pedsovet.su

http://www.openclass.ru- Открытый класс

http://www.nachalka.com

         Печатные пособия

Гербарий, глобус, физическая карта, дидактические таблицы, дидактический раздаточный материал, разрезные картинки.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Компьютер

Мультимедийный проектор

 Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,   соответствующие  тематике  программы по окружающему миру

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой, стул        

Шкаф для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру  4 класс

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

1

Путешествия – источник знаний

Обсуждают, какими способами человек познаёт окружающий его мир, называют, какие из них они уже освоили в 1-3 классах. Вспоминают, какие группы исторических источников они изучали в 3 классе, называют их существенные признаки и приводят примеры. Рассматривают новый учебник, его условные обозначения, узнают, как в нём представлен и расположен текстовый и иллюстративный материал, как с ним предстоит работать, где брать информацию по краеведению

2

Природные явления и счет времени.  

Рассуждают, почему на иллюстрациях изображено Солнце, Луна, Земля, и вспоминают, что они узнали о Солнце, о Земле и её движениях во 2 классе и

3 классе. Характеризуют движение Земли вокруг своей оси, относительно Солнца и объясняют их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года. Исследуют (опытным путём), от чего зависит длина тени от предмета при его освещении

3

Устройства для счета времени.  

Рассуждают, почему на иллюстрациях изображено Солнце, Луна, Земля, и вспоминают, что они узнали о Солнце, о Земле и её движениях во 2 классе и

3 классе. Характеризуют движение Земли вокруг своей оси, относительно Солнца и объясняют их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года. Исследуют (опытным путём), от чего зависит длина тени от предмета при его освещении

4

Историческое время. Лента

времени

Читают текст, выделяют новые понятия и объясняют их. Рассматривают иллюстрации, с помощью которых объясняют, какие промежутки времени важны для описания истории человечества. Объясняют, что изображает лента времени, какие промежутки времени и как обозначают на ней. Соотносят даты событий, записанные рабскими и римскими цифрами, дату с веком, когда происходили события, дополняют пропуски в записи последовательности веков, находят и исправляют ошибки в записях, отмечают условными знаками даты исторических событий на ленте времени

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Экскурсия

Обсуждают значение для человека умения ориентироваться на местности по сторонам горизонта. Характеризуют движения Земли вокруг своей оси, относительно Солнца и объясняют их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года.

Моделируют с помощью глобуса (теллурия) вращение Земли, обращение Земли вокруг Солнца, объясняют смену дня и ночи, смену сезонов в Северном и Южном полушариях

6

Компас. Ориентирование по компасу

Экскурсия

Читают название темы урока, обсуждают её значимость, ставят познавательные и учебно-практические задачи: узнать, что такое компас, как он устроен, как с его помощью можно ориентироваться на местности. Читают текст и объясняют, какое природное явление легло в основу создания компаса – прибора для определения сторон горизонта. Наблюдают действие магнита на различные вещества (железо, древесину, стекло), убеждаются (на опыте), что магнит действует на тела, сделанные из железа

7

Определение сторон горизонта на местности. Экскурсия

Осваивают способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, местным признакам. Определяют с помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта. Выполняют тестовую работу, проверяют свои знания и умения по изученной теме

8

Способы изображения предметов

Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме. Обсуждают проблемы, поставленные автором (в рамке), ставят познавательные задачи, планируют их решение. Называют и характеризуют способы изображения предметов. Различают рисунок и план предмета, объясняют, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них. Изображают планы и разрезы предметов

9

Масштаб и его использование.

Читают и осмысливают стихотворение, называют проблему, которую приходится решать, изображая крупные объекты на бумаге, предлагают способы её решения. Объясняют, какой способ выбрали ребята. Рассуждают, в каких случаях нужно уменьшать (увеличивать) размеры предметов, какой масштаб следует использовать в каждом конкретном случае. Объясняют, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют. Применяют полученные знания на практике, переводят численный масштаб в именованный и линейный масштабы, изображают в заданном масштабе план учебника, школьной парты (классной комнаты)

10

План местности. Топографические знаки. Экскурсия

Предлагают последовательность действий при составлении плана местности, читают текст и проверяют свои предположения, выверяют алгоритм действий при составлении плана местности, отмечают действия, которые были ими не названы. Объясняют, как составить план местности, какие измерения надо выполнить, как использовать масштаб, как определить местоположение объектов и как изобразить их на плане. Изображают заданный маршрут движения в определённом масштабе и с помощью топографических знаков

11

Географические и исторические карты

Сравнивают и различают план местности и географическую карту, физическую и историческую карты, объясняют, что и как изображают на разных картах. Рассматривают физическую карту, называют её условные знаки (легенду карты), анализируют информацию, данную на физической карте с помощью послойной окраски, декодируют (переводят) условные знаки карты в словесную информацию, подбирают картинки, соответствующие описанной местности. Рассматривают историческую карту, называют её условные знаки (легенду карты), анализируют информацию, данную на ней с помощью условных знаков. Выполняют практическую работу по географической и исторической картам

12

Глобус – модель Земли

Обсуждают, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли, её вращение вокруг своей оси, что доказывает её наклон. Объясняют, для чего географы придумали глобус, какая информация о земном шаре и как отображена на нём. Рассматривают школьный глобус, определяют его масштаб, находят и показывают на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор), объясняют, какую информацию о Земле можно получить с их помощью. Сравнивают глобус и карту полушарий, определяют их сходства и различия

13

Контурные карты, способы работы с ними.

Комплексная работа 1 полугодие

Обобщают и систематизируют знания, осуществляют самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений, оценивают свои успехи, исправляют допущенные ошибки

14

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

Рассказывают одноклассникам о своих наблюдениях космического пространства. Наблюдают небесные тела, называют 2-3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнают их очертания на звёздной карте. Объясняют, почему Солнце мы видим большим кругом, а другие звёзды маленькими точками; почему меняется положение созвездий на ночном небе в течение наблюдений. Характеризуют существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивают звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризуют Солнце как жёлтый карлик

15

Земля – планета Солнечной системы

Объясняют, почему Луну называют спутником Земли, почему меняется её вид при обращении вокруг Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам одинаковой величины. Рассматривают рисунок-схему Солнечной системы, находят планеты и другие компоненты, входящие в Солнечную систему. Сравнивают планеты с помощью табличных данных, называют самые большие, самые близкие (относительно Земли) планеты, самые похожие на Землю. Распределяют космические объекты в группы (звёзды, созвездия, планеты), называют их существенные признаки. Моделируют Солнечную систему, называют последовательность расположения планет в Солнечной системе, характеризуют положение Земли относительно других планет

16

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

Обобщают и проверяют знания и умения, полученные при изучении раздела «Путешествие в космос». Выполняют тестовые задания. Представляют одноклассникам подготовленные сообщения о планетах Солнечной системы, об исследованиях космических тел (по выбору). Обсуждают влияние Солнца на живую и неживую природу Земли, возможность использования солнечной энергии в народном хозяйстве, приводят примеры

17

Россия на глобусе и географической карте

Ставят познавательные и учебные задачи: узнать, какие крупные равнины, горные системы, реки, озёра находятся на территории России, научиться читать карту, работать с контурной картой. Читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, эмоционально и эстетически воспринимают просторы своей Родины, восхищаются их богатством и красотой. Находят и показывают на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называют материк и полушарие, на котором она находится, показывают границы и столицу России, называют моря, омывающие её территорию. Рассматривают физическую карту России, находят основные её равнины и горные системы, крупные реки и озёра, изображённые на иллюстрациях и упомянутые в текстах, называют крупные российские города и характеризуют их географическое положение

18

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России.

Учатся работать с контурной картой, отмечают на ней заданные географические объекты. Составляют вопросы (задания) к данным ответам, описывая географическое положение объекта или его особенности. Дополнительно узнают, какой была первая карта России. Выбирают вариант своего участия в групповом проекте, обсуждают форму его презентации, сотрудничают с одноклассниками по сбору информации (о выбранной реке, озере, горах России).

19

Горные породы

и минералы, их образование

Выделяют научную информацию, данную в каждом абзаце, отвечают на вопросы, выполняют данные задания. Приводят примеры горных пород и минералов, описывают их свойства, рассказывают об использовании в народном хозяйстве. Рассуждают, пользуясь словесной, наглядной, модельной, схематической информацией, об окаменелостях (какими они бывают, где их можно найти, что узнать по таким находкам), о разнообразии горных пород и минералов, объясняют различия в их свойствах

20

Полезные ископаемые, их разведка и добыча.  

Объясняют, что такое полезные ископаемые, находят на физической карте России залежи полезных ископаемых, обозначенных на ней условными знаками. Узнают о способах добычи и перевозки полезных ископаемых, обсуждают экологические проблемы, возникающие при этом, предлагают способы их решения. Собирают сведения о залежах полезных ископаемых в родном краю, их добыче и использовании в хозяйстве края

21

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. 

Читают материалы учебника. Выделяют основную мысль каждого абзаца учебного текста, рассматривают иллюстрации, приводят примеры использования полезных ископаемых в народном хозяйстве и в быту, восхищаются творениями зодчих, скульпторов. Вспоминают, каковы этапы проведения экспериментального исследования, как фиксируются его результаты. Выполняют практическую работу, исследуют свойства глины, песка, металлов. Сравнивают свойства разных материалов. Систематизируют текстовую, иллюстративную и экспериментальную информацию, делают выводы. Готовят презентацию одного из предложенных опытов (по выбору)

22

Горючие полезные ископаемые, их использование. Практическая

работа

Находят на карте месторождения каменного угля, нефти, природного газа. Выполняют практическую работу, исследуют свойства торфа, угля, нефти, планируют ход опытов, обсуждают технику безопасности при их проведении, наблюдают происходящие явления, делают выводы по результатам опытов и фиксируют их в предложенной форме. Систематизируют текстовую, иллюстративную и экспериментальную информацию. Готовят презентацию одного из предложенных опытов (по

выбору)

23

Альтернативные источники энергии

Анализируют круговые диаграммы, с помощью которых показаны, какие источники энергии использует человечество, в каком процентном соотношении, предлагают пути решения проблемы сбережения природных ресурсов. Рассматривают иллюстрации с изображением альтернативных источников энергии, обсуждают возможность их использования. Размышляют о том, почему люди стараются заменить природные материалы искусственными материалами, какие знания нужны для их создания. Готовят презентацию об одном из полезных ископаемых (по выбору)

24

Обобщающий урок

Обобщают и систематизируют знания по изученным разделам. Презентуют свои проектные работы. Слушают мнения одноклассников, их сообщения, анализируют, комментируют и корректируют их. Выполняют тестовую работу, оценивают прочность своих знаний и умений ориентироваться по сторонам горизонта, пользоваться масштабом, читать карту, выполнять тестовые задания разных типов

25

Природные зоны России

Обсуждают причины разных климатических условий на территории России, называют с помощью карты её природные зоны, составляют план их изучения, обсуждают план сбора информации и характеристики природной зоны, её природных условий, растительного и животного мира и жизнедеятельности людей, проживающих в ней, распределяют проектные работы по презентации собранной информации между группами одноклассников. Сравнивают длительность светового дня, количество света и тепла, протекание времён года в Южном и Северном полушарии Земли, находят и показывают на карте полярные круги, объясняют, чем они особенны

26

Суровая Арктика

Описывают географическое положение арктической зоны, называют входящие в неё земли России, характеризуют природные условия, растительный и животный мир, труд и быт коренного населения. Рассматривают иллюстрации, находят соответствие между словесной и наглядной информацией, анализируют и «озвучивают» их (эмоционально описывают, что на них изображено). Обсуждают особенности протекания времён года, характерные природные явления данной природной зоны, приспособляемость растений и животных к суровым условиям Арктики

27

Ранимая тундра

Сравнивают природные условия Арктики и тундры, заносят данные в таблицу. Обсуждают, что такое вечная (многолетняя) мерзлота, какие природные явления связаны с ней, рассматривают разрез почвенного слоя, предполагают, какими могут быть растущие на ней растения. Вспоминают, что знают о разных группах деревьев из курсов 1, 3 классов, сравнивают их с карликовыми растениями тундры. Анализируют иллюстрации, характеризуют растения тундры и их приспособляемость к условиям веч-ной мерзлоты и долгой зимы

28

Зона лесов

Находят на карте расположение зоны лесов, высказывают свои предположения о том, какие изменения в природных условиях происходят в связи с изменением высоты Солнца над горизонтом, изменением длительности светового дня, проверяют их, читая учебные тексты. Сравнивают природные условия тундры и лесной зоны, погоду в летние и зимние месяцы, изображают положение Солнца летом в зоне арктических пустынь, тундры, в зоне лесов, составляют таблички погоды зимнего и летнего дня. Обсуждают, какие изменения происходят в почвенном слое лесной зоны по сравнению с тундрой, рассматривают разрез лесной почвы, объясняют, почему могут здесь расти деревья с глубокой корневой системой

29

Степные просторы

Изображают положение Солнца 22 июня в тундре, и в степи, составляют карточки погоды летнего и зимнего дней. Читают тексты, устанавливают соответствие между словесной и наглядной информацией, объясняют, чем отличаются климатические условия степей от лесной зоны, причины безлесья степи, наличие богатых чернозёмных почв. Сравнивают почвы тундры, лесной полосы и степей, обсуждают, что может нанести ей вред, какое значение для почвы играет подстилка из отмирающих надземных частей растений, правильно ли сжигать её

30

Жаркие пустыни

Находят на карте природных зон пустыни, располагающиеся на территории России, предполагают, какие климатические условия характерны для них. Обсуждают причины жаркого климата в пустынях, составляют образ песчаной и глинистой пустыни (моделируют), характеризуют сезонные изменения в жизни растений и животных, их приспособляемость к её климатическим условиям, объясняют, что такое оазисы, где они располагаются в пустынях. Сравнивают природные условия арктических пустынь (ледяных) и песчаных пустынь, климатические условия лесной зоны и зоны пустынь, заполняют таблицу, выделяют отличительные признаки растений пустыни и тундры

31

Природные зоны России. Обобщающий урок

Выполняют задания в тестовой тетради. Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразовывают её из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую, работают с таблицами, схемами, диаграммами. Находят и исправляют ошибки, оценивают результаты учебного труда по изученному разделу

32

Природа гор.

Находят на карте горные системы, расположенные на территории России, предполагают, какие климатические условия характерны для них. Преобразуют собранную словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую,   предметную и графическую). Изображают снеговые линии гор, находящихся в разных природных зонах. Рассматривают иллюстрации, обсуждают, какие животные обитают в горах, какие группы животных являются в горах редкими, какие из них занесены в Красную книгу России

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах

Читают учебные тексты, смотрят видеофильмы. Рассматривают иллюстрации, составляют образ озера, характеризуют его природное сообщество, условия жизни, растения и животных, обитающих в нём, их взаимосвязи. Преобразуют собранную словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую, модельную, предметную и графическую). Приводят примеры представителей разных групп живых существ, обитающих в озере. Моделируют связи между живыми существами, составляют пищевые цепи, характерные для пресного водоёма

34

Болота, их значение для природы и человека

Преобразуют собранную словесную информацию в другие формы (табличную, схематическую, модельную, предметную и графическую). Приводят примеры представителей разных групп живых существ, обитающих в болоте, редких и охраняемых растений и животных. Моделируют связи между живыми существами, составляют пищевые цепи, характерные для болота. Рассуждают о значении болот для природы и человека, о негативных последствиях деятельности людей, о мерах защиты болот, сохранения видового разнообразия живых существ на Земле

35

Жизнь луга

Рассматривают иллюстрации, составляют образ луга, характеризуют его природное сообщество, условия жизни, почву, растения и животных, обитающих на лугу, их взаимосвязи. Моделируют связи между живыми существами, составляют пищевые цепи, характерные для луга.

Рассуждают о значении лугов для природы и человека, о негативных последствиях деятельности людей, о мерах восстановлении и защиты лугов. Выполняют задания в тестовой тетради

36

Восточные славяне, их соседи

При работе с новой информацией выделяют основную и второстепенную информацию, соотносят новые понятия, представленные в разной форме (словесной, иллюстративной, модельной, схематической) и раскрывают их сущность. Распределяют исторические источники на группы, объясняют с помощью схемы образ жизни славян. Работают с картой, находят места поселений восточных славян, «проплывают» по водному пути «из варяг в греки», догадываются, где проходил волок из реки в реку, называют города, расположенные вдоль этого пути. Учатся читать историческую карту и соотносить её с физической географической картой

37

Образование Древнерусского государства

Обсуждают оружие и доспехи древних славян, строение кремлей, их способы защиты, происходящие события и выражают своё отношение к ним. Работают с рисунком-схемой – указывают на нём части древнего города. Работают с картой, находят племена, с которыми воевали восточные славяне, направления военных походов дружин древнерусских князей, местоположение и название древних городов.

Выполняют задания по осмыслению исторических событий, представлению их в разной форме (диалог, устный рассказ, письменное эссе, последовательность событий в виде схемы, рисунки)

38

Крещение Руси

Предполагают, как могла бы развиваться Древняя Русь без объединения её единой верой, высказывают своё мнение о делах и поступках великих князей. Находят в текстах слова, выражения, характеризующие князя Владимира, Ярослава, оценивают их роль в истории государства. Обсуждают, какие качества этих личностей они хотели бы иметь, какие их заветы следует выполнять. Восстанавливают картины событий, устанавливают связь между ними, обсуждают их причины и следствия, соотносят даты событий с веком. Обсуждают, какие события данного исторического периода времени следует отметить на ленте времени, в какой последовательности, придумывают их условные обозначения (значки)

39

Как распалась Древняя Русь

Представляют творческие работы с лентой времени, объясняют, почему именно эти события они отметили на ней, почему предложили именно эти условные знаки для их обозначения. Вспоминают и кратко пересказывают своими словами, какие основные события произошли в Древней Руси в IX-XI веках. Работают с картой - характеризуют географическое положение Новгородской и Владимиро-Суздальской земель, называют племена, жившие на этих территориях, находят города, ставшие памятниками культуры Древней Руси, прокладывают по карте торговые пути из Великого Новгорода в Чёрное и Каспийское море

40

Борьба Руси с иноземными

захватчиками в

XII веке

Представляют творческие работы (презентации) о памятниках культуры Древней Руси (по выбору), объясняют, почему именно эти архитектурные сооружения древних зодчих стали памятниками культуры, чем они особенны, чем красивы. При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Обсуждают причины поражений русских дружин и их побед, высказывают своё мнение. Рассматривают иллюстрации, на которых изображены осадные орудия монголов, описывают их и предполагают, как они действуют

41

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.

Кратко пересказывают своими словами, как началось усиление Московского княжества, когда и где произошла Куликовская битва. Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Работают с картой: описывают направления военных походов ордынцев и русских дружин, место Куликовской битвы. Рассматривают схему Куликовской битвы, описывают её ход, объясняют, почему князю Дмитрию дали прозвище Донской. Обсуждают значение Куликовской битвы для возрождающейся Руси, подсчитывают, сколько лет и веков прошло со дня этой знаменательной победы

42

Московское государство.

Правление Ивана III и Ивана Грозного.

При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме. Работают с картой, описывают границы Великого княжества Московского к 1462 году и Российского государства к 1533 года, направления военных походов русских войск, место стояния (противостояния) ордынских и русских войск, закончившееся победой русских войск и освобождением от власти Золотой Орды. Обсуждают причины поражения монгольских войск. Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них

43

Обобщающий урок

Выполняют задания в тестовой тетради. Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразовывают её из одной формы в другую.

Работают с научно-популярным текстом, устанавливают хронологическую последовательность исторических событий, произошедших на Руси в IX – XVI веках. Находят и исправляют ошибки, оценивают результаты учебного труда по изученному разделу

44

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

Анализируют иллюстрации, описывают события, изображённые на них. Кратко пересказывают своими словами события XVII века, информацию, собранную из текста, иллюстраций и карты. Обсуждают, какую роль сыграли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский в жизни нашего государства, почему Ивана Сусанина называют народным героем. Вспоминают, какой государственный праздник связан с этими событиями.

Рассматривают и анализируют иллюстрации, на которых изображены памятники, поставленные народным героям, памятники культуры XVII века. Работают с картой, находят и называют сибирские города, города «Золотого кольца России», готовят сообщения о них

45

Петр Великий. Российская империя.

Обсуждают правление первого императора Российской империи, какую роль сыграла для России победа над Швецией, какое значение имел выход в Атлантический океан, высказывают своё мнение о деятельности Петра Великого. Работают с картой, находят, показывают и описывают географическое положение Санкт-Петербурга. Рассматривают иллюстрации (видеоматериалы), составляют образное представление о первой столице Российской империи, её достопримечательностях. Обсуждают и составляют план пересказа о правлении Петра I

46

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

Кратко пересказывают своими словами события XVIII века, информацию, собранную из текста, иллюстраций, карты, энциклопедий, Интернета. Рассуждают о заслугах великих полководцев России, Суворове и Ушакове, о значении военных успехов в войне с Турцией, о выдающемся вкладе М. Ломоносова в развитие российской науки. Объясняют, почему XVIII век называют «золотым веком» российского дворянства. Выполняют работу № 8 в тестовой тетради. Проверяют свои умения работать с иллюстрациями и картой, извлекать нужные сведения для решения учебных задач

47

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для

России

Кратко пересказывают своими словами события XIX века, описывают войну с Наполеоном, объясняют, почему эта война называется Отечественной, кто такие партизаны, как они действуют. Рассуждают о значении Бородинской битвы, заслугах М. Кутузова перед Отечеством, о памятниках героям войны, поставленным в разных городах России, о преобразованиях после войны, об отмене крепостного права, о памятнике «Тысячелетие России». Оценивают деятельность правителей Российской империи, высказывают своё мнение. Рассматривают памятники, объясняют, в память о каких событиях отечественной истории они поставлены, кто на них изображён. Обобщают и систематизируют знания по изученному разделу, предлагают свои варианты отражения событий XVIII и XIX веков на ленте времени

48

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

Обобщают и систематизируют знания по изученным разделам, выполняют задания для самоконтроля в рабочей и тестовой тетрадях, проверяют и оценивают результаты своего учебного труда, свои предметные и метапредметные умения, восполняют пробелы в знаниях и умениях

49

Исторические события в России в начале XX века

Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. Обсуждают, почему в России создались революционные условия, какие лозунги большевиков были приняты простыми людьми, чем отличается Гражданская война от Отечественной и Мировой войн, какие беды она принесла россиянам, как образовался Советский Союз, почему это произошло

50

Преобразования, произошедшие в

СССР в 20-30 годы

Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. Рассуждают, что надо было в первую очередь сделать, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство страны, проверяют свои предположения, читая тексты. Рассуждают, почему надо было ликвидировать безграмотность, для чего создавались пионерские и комсомольские организации. Оценивают положительные и отрицательные стороны жизни россиян в Советском Союзе. Обсуждают, какие события первой половины XX века можно отразить на ленте времени, предлагают свои варианты условных обозначений

51

Великая Отечественная война   1941-1945 гг.

Рассуждают, что надо было в первую очередь сделать руководству страны, чтобы остановить наступление фашистских войск, какую роль сыграли победы в битве под Москвой, под Сталинградом, в танковом сражении под деревней Прохоровкой

52

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Находят информацию о том, какие полководцы привели к победе советские войска, какое значение имело партизанское движение, как тыл помогал фронту одержать победу над врагом. Осознают, какой огромной ценой заплатили россияне за победу над фашистской Германией, почему надо помнить павших, уважать и оказывать помощь живущим участникам войны, ухаживать за могилами советских воинов, бережно относиться к памятникам истории

53

Советский Союз в послевоенные годы

Рассуждают, что надо было в первую очередь сделать руководству страны, чтобы восстановить народное хозяйство. Почему после войны многие дети оказались в детских домах. Почему началась гонка вооружений, какую роль сыграло создание американцами атомной бомбы в развитии науки и техники в послевоенный период. Почему, несмотря на разруху и голод, стали восстанавливать памятники архитектуры, культуры, истории далёкого прошлого нашего государства. Обсуждают, каких успехов добился Советский Союз в послевоенном строительстве, в развитии энергетики и космонавтики, в освоении Сибири и Дальнего Востока, Крайнего Севера

54

Начало перестройки. Современная Россия

Обсуждают, с какими личностями связаны изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. Рассуждают о причинах начала перестройки, о её ходе, о причинах распада СССР, о том, почему мы отсчитываем историю нашего государства от времён Древней Руси, сравнивают государственные флаги и гербы СССР и современной России. Выполняют задания по работе с политико-административной картой. Обсуждают, каким стало государство, кто руководит страной, что нового появилось в жизни россиян, в том числе и детей, каким стало образование, какие достижения науки и техники его обеспечивают

55

Промежуточная аттестация

Обсуждают, какими достижениями и кем гордится Россия, каким государственным деятелям, полководцам, учёным, деятелям искусства должна быть благодарна. Обобщают и систематизируют знания по изученным разделам, выполняют задания для самоконтроля в рабочей и тестовой тетрадях, проверяют и оценивают результаты своего учебного труда

56

Яркие события

из истории родного края

Урок – презентация проектных работ учащихся. Экскурсия по родному городу, (селу, административному центру, краю) во внеурочное время

57

Океаны Земли.

Жизнь в море

Вспоминают, что им известно об океанах и морях Земли, как можно представить информацию о том, что водная поверхность составляет 2/3 всей земной поверхности (изображают круговую диаграмму). Обсуждают значение Мирового океана для планеты, для её жителей, для будущего человечества, высказывают своё мнение, проверяют его, читая учебный текст. При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, объясняют новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной и наглядной форме

58

Крупнейший материк Земли, его природа, население.

Оценивают своё знание и незнание по изучаемой теме, вспоминают, что им известно о материках Земли, о растениях и животных, обитающих на континентах. Ставят познавательные задачи к каждому разделу: узнать, когда и кем был открыт каждый материк, кто исследовал его природу, кто из российских первооткрывателей известен всему миру, как отражены их имена на карте; расширить и углубить знания о растительном и животном мире Земли, составить представление об образе жизни коренного населения материков

59

Африка, ее природа. Исследователи Африки

Обсуждают значение для человечества великих географических открытий, высказывают своё мнение, проверяют его, читая учебные тексты. При работе с учебной статьёй выделяют основную информацию, объясняют новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной, наглядной и условно-знаковой форме (карта полушарий, картосхема)

60

Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки

Рассказывают о великих географических открытиях, называют имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов. Характеризуют и сравнивают материки, описывают их растительный животный мир, отмечают их особенности

61

Австралия. Уникальные растения и животные материка.  

Работают с картой полушарий, глобусом и контурной картой, находят и показывают материки, наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), описывают их географическое положение  

62

Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка

Соотносят текстовую и картографическую информацию, восстанавливают учебные тексты в рабочей тетради (по каждому континенту). Выполняют необходимые опыты, делают выводы по их результатам. Готовят сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов. Сравнивают условия жизни коренных народов континентов. Обсуждают и понимают, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба. Обобщают и систематизируют изученный материал

63

Страны и народы мира.  

Обсуждают значение для человечества мирного сосуществования народов, важность сохранения памятников всемирного наследия. Работают с политической картой полушарий, глобусом, картосхемой, находят и показывают страны мира, называют соседей России, с которыми у неё есть общие границы, характеризуют наиболее крупные из них (по выбору). Обобщают и систематизируют изученный материал.

64

Страны и народы мира.  

65

Страны СНГ – ближайшие соседи России

Урок-презентация проектных работ учащихся. Обсуждают проблемы, поднятые в презентациях одноклассников, дополняют информацию

66

Земля – планета жизни

Обобщают и систематизируют знания о Земле, об условиях обитания растений и животных, жизни людей на ней. Обсуждают, что делает Землю уютным домом для всего живого, какие экологические проблемы возникают по вине людей, как их можно предотвратить или решить, предлагают свои способы гармоничного взаимодействия человека с природой планеты

67

Итоговая комплексная работа за 2 полугодие

Проверяют свои умения работать с текстом: извлекают нужную информацию; используют её для решения задач разных типов; выделяют основную и второстепенную информацию; преобразуют словесную информацию в графическую, условно-знаковую, в табличную, в схематическую (в соответствии с заданиями). Оценивают свои успехи в учёбе за год

68

КВН «Земля – наш дом»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...