Технологическая карта урока по теме: " Ледовое побоище" 3 класс Занков Л.В.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Федосеева Олеся Викторовна

Технологическая карта урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «Б» классе   по системе Л.В.Занкова

 Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология:  развивающего критического мышления

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, активный метод, метод контроля.

Тема: Ледовое побоище.

Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища,  раскрыть талант А. Невского, как Великого полководца, Великого князя и Святого.

Задачи:

  1. Обучающие: организовать работу обучающихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.
  2. Развивающие: развивать  исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому своей Родины, чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории, сотрудничество и взаимопомощь,  дружеские отношения.

Оборудование: компьютер, презентация, лента времени, карта "Русь в XII - начале XIII в.", фрагменты учебного фильма «Ледовое побоище», пульты голосования.

                                                                                       

                                                                                                Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивация.

  2 мин.

Эмоциональный настрой.

Давайте каждая пара за партой возьмётся за руки. Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”

Эпиграф урока: 

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля ?»  слайд 1

 - Как вы понимаете эти слова?

- Да, прекрасно сказано, но чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю: культуру, искусство, обычаи и традиции. Человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь, разрушит чужой очаг. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков,  не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа.  

- Сегодня, мы вновь будем наслаждаться славой наших предков.

Объясняют значение.

РУУД

II. Проверка домашнего задания.

 

    5 мин.

Дети, в каком веке мы сейчас живём?

Есть  герои, которые прославили имя своё в России.

Они защищали честь государства .                слайд2

 - Что это за награда?

 -Кто этот человек на ордине,  и почему в честь него учредили орден?

- Заинтересовал ли вас этот вопрос и хотите ли вы на него найти ответ?

 - Вспомните, а какое положение сложилось в Древней Руси в 12-13 веках. Какое несчастье обрушилось на русскую землю?

 - В каком году был первый поход   монголо-татаров  на Русь?

Какой первый город пал от захватчиков?

-Сколько лет государство вынуждено было находиться под игом?

- На прошлом занятие мы говорили о битве? Какой?

- Задайте вопросы ?

Кто и что помогло нашим воинам одержать победу?

В начале 21 века.

орден

С востока на страну напали монголо-татары

 

1237 году Рязань

1240 г. – Киев.

Города взяты, сожжены, разорены,

все жители погибли. (Москва, Суздаль, Владимир, Тверь, Ростов, Муром, Переславль, Ярославль)

240 лет

Невской

1.Кто вторгался на территорию Руси? Шведы из Балтийского моря в Неву.

2.В каком году это было? В 1240

3.Где происходили боевые действия?

На реке Неве

4.Каковы причины? 

Захват чужой территории, власть…

5.Каков результат Невской битвы?

 Русь одержала победу.

Новгородцы клином отрезали шведов и били их по частям. Князь Александр, которого прозвали Невским за это сражение.

ЛУУД

III. Введение в тему. Постановка цели.

     

   12 мин.

просмотр 1 эпизода фильма 

 6 мин. 12 с.

карта

посмотрим 2 фрагмента

2 мин. 26 с.

Но на этом несчастья в 13 веке не закончились. Нелёгкая доля выпала на наших предков - много врагов было у Руси.

И сейчас мы обратимся в 1242 год. Покажите мне на ленте времени, какой это век.

Это было очень давно, но и в то время были люди, которые прославились в веках.

На какие   вопросы вы хотели получить ответы сегодня на уроке?              слайд3

Какой план составим?    слайд 4

-Просмотрите 1эпизод фильма. 

 - Только ли монголо-татары напали на Русь?

-Кто напал на Русь с запада?

Постановка проблемы.

- Почему люди воюют?       слайд 5

Вы уже можете сказать какая тема урока?

 - Эти задачи ставил перед собой и Ливонский орден.      

                                            слайд 6, 7

-Почему немцы выбрали именно это время для наступления?

 -Кто был в это время князем новгородским? 

-Что вы о нём можете сказать?

Что сделали захватчики на территории Пскова с русскими людьми?

Как вы думаете, смог ли встать на защиту Руси Александр Ярославович?

А сейчас мы посмотрим 2 фрагмент, и узнаем

 какова была расстановка дружины А.Невского перед великим сражением.    Слайд 8

Кто  понял, какой был план великого полководца?

                                       Слайд 9

 -Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?

13 век

Какие события происходили на Руси?

Кто был героем и прославился в веках?

                    План

1.Кто вторгался на территорию Руси?

2.В каком году это было?

3.Где происходили боевые действия?

4.Каковы причины? 

5.Каков результат сражения?

 

немцы

1.Желание  присвоить чужие богатства.

2.Желание завладеть чужой территорией.

3.Желание  иметь власть  над людьми.

4.Желание заставить людей другой страны  работать на себя.

Сообщение ученика. « Ливонский орден».

Для насильственного распространения католицизма (западного христианства) были созданы специальные объединения рыцарей – ордена. На православные славянские земли двигался Ливонский орден. Члены орденов, стремившихся приобщить к католической вере , т.е. «окрестить»  людей называли крестоносцами. Их символом был крест. За успешное участие в походах им обещали отпущение всех грехов на земле. Рыцари-крестоносцы были опытными воинами, имели прекрасное вооружение и являлись опасной силой.

Русь была ослаблена нашествием монголо-татар

Александр Ярославович

Он уже был опытным воином, умным и образованным.

В 20 лет в 1240 году победил шведов на реке Неве. 

Они их убивали, сжигали, вешали.

Ответы детей.

  Князь знал тактику немецких рыцарей: они выстраивались клином – свиньей. Этим клином рассекали войско противника в центре, чтобы громить его по частям.  Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил фланги – правую и левую стороны. В  критический момент боя русские фланги взяли орденское войско в мощные «клещи».

ПУУД

РУУД

IV. Работа над новой темой.

    8 мин.

посмотрим 3 фрагмента

3 мин. 02с.

посмотрим 4 фрагмента

2 мин. 46с.

посмотрим 5 фрагмента

30с.

Итак, мы подошли к исторической дате 1242 года

Смотрим 3 эпизод фильма .     Слайд 10

Назовите дату этого сражения.

- Какая одежда и доспехи были у русских и немецких воинов?        Слайд 11, 12

 - Как вы думаете, чем закончится сражение, предположите.

Смотрим 4 эпизод фильма .     Слайд 13

-Как называется  битва, произошедшая 5 апреля 1242 года?      Слайд 14

- Ребята перед вами слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову.

- Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Почему я урок начала с такого эпиграфа?

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»

                        Фрагмент фильма  Слайд 14

5 апреля 1242 года

Ледовое побоище

Сражение, битва, сеча

Война, разруха, голод.

Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии.

ПУУД

2 мин.

Физминутка.

Работа с учебником, стр.31 -32.

  4 мин.

По 4 человека, "Чтение с пометками" Слайд 15

Подготовьте в своих группах вопросы.

-Чем закончилось Ледовое побоище?

-Почему битва вошла в историю под названием Ледовое побоище?

-Какое историческое значение имела эта битва? 

Слайд 16 

Какие знания об окружающем мире помогли А.Невскому одержать победу?

-В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям.

Пометки:

“+” - “знаю”; 
“?” – “хочу узнать”; 
“!” – “это для меня новое”.

Каждая группа задаёт вопросы.

Немцы были разбиты.

Потому что бой был на льду Чудского озера.

Ответы

Весной тает лёд .

Ответы детей

КУУД

Составление синквейна.

     3 мин.

Давайте составим синквейн о человеке, снискавшем славу среди многих поколений, о великом русском полководце Александре Невском.    Слайд  17

1.2 самых красивых прилагательных,

2. 3 глагола,

3. Короткое, но ёмкое предложение об этом человеке

4. Назови одним словом, вбирающим в себя всё.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Cлайд 18

- За что А.Невский был зачислен к лику святых?

- Какую награду мы видели в начале урока? Она как-то связана с темой урока?

Орден Александра Невского

В 1725 году, императрица Екатерина I, учреждает орден в честь св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Cлайд 19

- Как вы думаете, кого награждают этим орденом?  

А. Невский является покровителем всех Александров.

А. Невский (синквейн)

Мужественный, православный.

Сражается, побеждает,  верует.

Защитник земли русской.

                           Победитель.

За искреннюю  веру и добрые  дела.

орден

ответы

Орденом  награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость.

КУУД

V. Проверка усвоения темы.

     Тест         2мин.

                   Тест « Ледовое побоище”    Cлайд 20

А сейчас,я хочу  предложить вам пройти  тест по теме урока.

С какой целью?

Работа с пультами

Проверить знания

ЛУУД

VI. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

  1 мин.

- Благодаря чему победили наши предки?

 - Имеет ли это событие историческое значение? 

 Впервые после монгольского нашествия показали, что сильна Русь и не отдаст она ни пяди своей земли.

  - Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы?

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Вспомните, какие мы ставили вопросы

- Продолжите предложение              

Грамотный полководец, хорошо знал тактику немецких рыцарей, угадал с местом боя.

Я – узнал …

- удивился …

- вспомнил …

- задумался …

РУУД

VII. Домашнее задание

1 мин.

(по желанию одно из заданий):

  1. написать мини-сочинение “Защитник земли русской”,
  2. составить кроссворд,
  3. составить 5 вопросов по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по теме "Суффикс", 3 класс

Цель урока: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.Тип урока: постановка и решение учебных задач....

Технологическая карта урока по теме "Письменность" 4 класс Окружающий мир УМК "21 век"

В данной работе представлена разработка урока по теме "Письменность" 4 класс...

Технологическая карта урока по теме "Задача", 1 класс

Технологическая карта урока по теме  "Задача", 1 класс...

Технологическая карта урока по теме "Местоположение" 2 класс

Технологическая карта урока по теме "Местоположение" 2 класс...

Технологическая карта урока по теме "Доли"- 3 класс

Технологическая карта урока по математике 3 класс по теме "Доли". Знакомство учащися с понятием "доли". Учащиеся научаться определять доли и сравнивать их...