Технологическая карта урока по теме "Суффикс", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель урока: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУФФИКС

Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Личностные УУД

Метапредметные УУД.

Предметные УУД.

– проявляют интерес к познанию русского языка;

– вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

– находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

– наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент).

Приветствует учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей  на столе.

II. Чистописание.

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

– Заглавной
и строчной букв
 О, о.

Выполняют задания.

III. Актуализация знаний.

На доске:

– Что изображено на доске?

– Как еще его можно назвать?

– Из чего состоит наш паровоз?

– Назовите изученные части слова.

– Что такое приставка?

-– Что такое корень?

– Что такое окончание?

– Паровоз.

– Состав.

– Из частей слова.

– Приставка, корень, окончание.

– Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

– Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

– Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

IV. Постановка учебной задачи.

– С какой частью слова мы еще не знакомы?

– Чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

– Суффиксом.

– Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в слове.

V. Усвоение новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство с признаками суффикса.

2. Работа с определением суффикса.

– Прочитайте стихотворение из упр. 164 учебника. Найдите и выпишите однокоренные слова, выполните их разбор по составу.

– С помощью какой части слова образовались слова ёжик, ежиха?

– Выделите эти части слов знаком          .      

– Где они находятся: перед корнем или после корня?

– Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:

•  Где находится суффикс?

•  Для чего служит суффикс?

– Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89); сравните ваши выводы с теми, что содержатся в определении; проанализируйте примеры, данные в определении. Докажите, что суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки.

– Почему суффикс – значимая часть слова?

– Что общего между приставкой
и суффиксом?

– Обратите внимание на написание термина «суффикс».

– Как найти в слове суффикс
(см. с. 90 учебника)?

Выписывают слова: ёж, ёжик, ежиха.

– С помощью суффикса.

– Перед корнем.

Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов.

Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса
и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

   Отдохнули мы слегка.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка
(рабочая тетрадь, упр. 115).

2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради.

Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Объясняет задание. При необходимости помогает детям подобрать подходящие суффиксы для каждого столбика слов.

Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу.

Самостоятельно выполняют задание, подбирают соответствующие суффиксы.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Домашнее задание.

(учебник с. 90, упр. 167).

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

Слушают учителя, делают записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...