"Растения и животные леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цель урока:

-Углубить знания детей  о растениях и животных леса, полученные во 2 классе.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник  «Окружающий мир» 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_i_zhivotnye_lesa.doc49.5 КБ
Office presentation icon rasteniya_i_zhivotnye_lesa.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе с детьми с ОВЗ.

Тема: Растения  и животные леса.

Цель урока:

-Углубить знания детей  о растениях и животных леса, полученные во 2 классе.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник  «Окружающий мир» 4 класс.

                                                    Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)

Игра «Кот в мешке».

(Дети выбирают  на экране  ячейку, в которой спрятано  задание.)

-Что такое почва?

-Из чего состоит почва?

-Основное свойство почвы?

-В каких случаях почвы разрушаются?

-Какие меры применяют люди для охраны почв?

3.Объяснение нового материала. (слайд №8)

(Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения  о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

1 ученик.. Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

2 ученик. Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

3 ученик. Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

4 ученик.Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

     Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

        Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения и животные леса

Слайд 2

Игра «Кот в мешке» 2 4 1 5 3

Слайд 3

Что такое почва? Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли.

Слайд 4

Из чего состоит почва? Почва состоит из песка, глины и перегноя. Содержит воду и кислород.

Слайд 5

Основное свойство почвы? Плодородие.

Слайд 6

В каких случаях почвы разрушаются? Вымываются водой и выдуваются ветрами.

Слайд 7

Какие меры применяют люди для охраны почв? Сажают лесные полосы.

Слайд 8

А бывали вы в лесу? Как вы понимаете, что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Растения и животные леса.

Слайд 9

Лес -это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.

Слайд 10

На какие группы можно разделить эти деревья?

Слайд 11

Хвойные деревья. Лиственные деревья.

Слайд 12

Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев? У лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных вместо листочков хвоинки ,которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зелёные. хвоя листья

Слайд 13

Как называются леса в которых растут только лиственные деревья? Лиственные леса.

Слайд 14

Как называются леса в которых растут только хвойные деревья? Хвойные леса.

Слайд 15

Как называются леса в которых растут хвойные и лиственные деревья? Смешанные леса.

Слайд 16

Какие ещё растения растут в лесу вы ответите отгадав загадки. Прикоснёшься - как огонь. Лучше ты её не тронь. Обжигает руки, ноги – Осторожней с ней в дороге. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной. Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. крапива ландыш

Слайд 17

Мягок, а не пух; Зелен, а не трава. Летом рад я свежей Ягоде медвежьей; А сушёная в запас От простуды лечит нас. мох малина

Слайд 18

Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто меня любит, Тот рад поклониться. А имя дала мне Родная землица. Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь – слюнки потекут, А раскусишь – кисло. земляника брусника

Слайд 19

Рассмотрите внимательно растения, которые растут в лесу, кроме деревьев. На какие группы их можно разделить?

Слайд 20

Травянистые растения. Кустарники и Мхи. кустарнички.

Слайд 21

Какие же растения растут в лесу? деревья кустарники травянистые растения мхи

Слайд 22

Ярусы леса. Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус – деревья. Это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и более метров. Второй ярус – кустарники. Третий ярус – кустарнички (например, брусника). Четвёртый ярус – травянистые растения. Пятый ярус – мхи и лишайники.

Слайд 23

Лекарственные растения. папоротник мужской крапива голубика белена чёрная чистотел большой одуванчик лекарственный золототысячник обыкновенный пижма

Слайд 24

Физминутка Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем Крылья сложили назад.

Слайд 25

Узнай и назови обитателей леса. сова кабан лисица соболь кукушка лось заяц дятел ёж медведь белка

Слайд 26

Разгадай кроссворд. 1.Животное – национальная гордость России. 2 4 3 5 6 7 9 8 1 10

Слайд 27

2.Растения нижнего яруса. ь л о б о с 4 3 5 6 7 9 8 10 2

Слайд 28

3.Растения среднего яруса. ь л о б о с и м х 4 5 6 7 9 8 10 3

Слайд 29

4.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку. ь л б о с и м х к к у и н с т а 5 6 7 9 8 10 о р 4

Слайд 30

5.Как называется лес, в котором растут дуб, берёза, клён, липа? ь л о б о с и а р х к ц я з к у и н с т а 6 7 9 8 10 5 м

Слайд 31

6.Растения верхнего яруса. ь л о б о с и м н а р х е к ц я з к у и н с т й л и с ы н т в 6 а

Слайд 32

7.Как называется лес, в котором растут ель, сосна? ь л о б о с и м я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в д е р 7

Слайд 33

8.Какую птицу называют лесным доктором? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р х в 8

Слайд 34

9.Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е л х в я т д 9

Слайд 35

10.В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е е л х в ш м я т ы н н а й д с 10

Слайд 36

Разгадай кроссворд. ь л о б о С и м й я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е с е л х в ш с м д я т ы н н а а л и й

Слайд 37

Причины сокращения численности растений и животных хозяйственная деятельность сбор букетов неумеренный сбор лекарственных растений вытаптывание сплошная распашка целинных земель вырубки старых высокоствольных лесов дефицит гнездопригодных мест браконьерский отстрел

Слайд 38

Охрана лесов. Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек,предохраняют почву от разрушения предупреждают обвалы в горах. Леса защищают поля от суховеев и пыльных бурь. Леса украшают землю и очищают воздух. Поэтому леса надо беречь и охранять от пожаров,от вырубки. Создавать заповедники для редких видов растений. Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»

Слайд 39

Домашнее задание. 1.Стр. 35-42 пересказ. 2.Нарисовать плакат по теме «Охраняй лес!»

Слайд 40

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Интерактивная презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"

Презентация по окружающему миру по УМК "Планета знаний" даст вам возможность в интерактивной форме провести практическую работу, совершить путешествие по карте леса, проверить свои знания....

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Животные леса

Игра – деятельность, мотив которой лежит в ней самой. Так как учащиеся семи лет еще очень любят играть, то игровая деятельность остается весьма актуальной для этого возраста.    Сюжетно...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...