план-конспект урока по окружающему миру« Красная книга России »
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Самерханова Миляуша Ринатовна

План-конспект урока "Красная книга России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_e_2011-2012_okr_mir.doc89.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 24»

Открытый урок по окружающему миру

 « Красная книга России »

Автор: Самерханова М.Р., 

учитель начальных классов

«МБОУ-СОШ» № 24 г. Альметьевск

1 класс. УМК «Перспектива»

Тип урока: технология деятельностного подхода 

25.04.2012год


ТЕМА

Красная книга России

ЦЕЛЬ

Образовательные:

  • Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  • Содействовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной работе и работе в парах.
  • Формирование универсальных учебных действий.

Формирование УУД:

     Личностные - способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

      Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

      Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

      Познавательные – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные :

  • познакомить учащихся с Красной книгой России;
  • с некоторыми растениями и животными, внесенными в нее;
  • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов;
  • развивать память, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру

ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ

Красная книга, животные, растения

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ

СВЯЗИ

Окружающий мир, технология, литературное чтение

РЕСУРСЫ

-ОСНОВНЫЕ

-ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Окружающий мир», учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях /М.: «Просвещение» , 2011 год.

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь для 1 класса «Окружающий мир»  в 2-х частях   /М.: «Просвещение» , 2011 год.

Презентации «Разнообразие животных», «Красная Книга».

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОСТРАНСТВА

Фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа

ОБОРУДОВАНИЕ

Красная книга, мультимедийное изображение животных, растений, выставка книг, Лесовичок, лепестки цветов, песня «В мире животных ».

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение хорошее, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех. - Я рада, что у всех отличное настроение.

Цель этапа: подготовка обучающихся  к предстоящей работе на уроке.

Использовали Личностные УУД

II. Актуализация знаний.(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?( об охране природы.)

- Как нужно охранять природу? Что можете сделать вы? (Добрые и умные поступки могут защитить природу: кормить птиц, сажать деревья, делать кормушки птицам и т.д.)

1) Прослушивание магнитофонной записи

-   Ну а сейчас давайте позовем на помощь наше воображение и представим себе, ( запись пения птиц) что мы пришли в лес по давно знакомой тропинке.

– Что вы представили перед собой? Какие голоса вы услышали? (Голоса птиц, насекомых, шум ветра, шелест листьев).

 Справа и слева стоят деревья великаны и приветливо машут нам своими ветками, а вдоль тропинки, широким многоцветным ковром, рассыпаются лесные цветы: лиловые колокольчики, желтые одуванчики, белоголовые ромашки.

Нашей природой только б восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа , если бы не одно тягостное обстоятельство. Идет вырубка лесов, загрязняются реки и моря, гибнут животные и растения. И все это происходит по вине человека.

(выходит Лесовичок)

- Сегодня к нам на урок пришёл Лесовичок. Он переживает за свой лес, животных, которые там живут. И пришёл он за помощью.

 

- Давайте вместе подумаем, как помочь природе? (ответы учеников)

- Он приготовил для вас задание. Вы будете работать в парах. На каждой парте лепестки цветов. На них написаны правила друзей и тревожные сигналы природы. Вы должны будете собрать два цветка

Первый цветок- зла, второй цветок - добра.

- вырубка лесов;

- охота на животных;

- загрязнение рек отходами;

- применяют химикаты.

- Не разорять птичьи гнезда.

- Не уничтожать насекомых.

- Не сорить в местах отдыха.

- Не вытаптывать растения.

- Не шуметь в лесу.

- Не рвать цветов.

- Не разводить костер.

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Познавательные УУД

Работа в парах.

IV. Версии детей, актуализация знаний.

- Какой цветок вам больше нравится? Сколько лепестков? Какой цветок напоминает? Конечно, цветик-семицветик, который исполняет желания. И у нас у всех одно желание какое? (ответы учащихся) Сберечь природу.

Регулятивные и Коммуникативные УУД

V. Физминутка

VI. Проблемное объяснение нового материала

3) Знакомство с Красной книгой.

- Ребята, скажите, кто знает, что это за книга? (демонстрация Красной книги)

 - Правильно. Как вы думаете, как называется наша сегодняшняя тема?( «Красная книга России» )

– Да, мы будем говорить о Красной книге. Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.

– Как вы думаете, почему её назвали не синей, не белой, не жёлтой, а именно красной?( Это цвет опасности, беды, запрета.)

– Как вы думаете, с какой целью создана Красная книга?

– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.

- Вы хотите узнать побольше про эту книгу?

«В 1948 году учёные мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

VII. Включение новых знаний в систему знаний

1) Работа по учебнику с.54-55

Подготовленные дети делают мини-доклады.( слайд)

-зубр      (Камилла)

-белый журавль     (Никита)

-дровосек реликтовый   (Азалия)

-женьшень   (Наргиза)

-венерин башмачок   (С. Булат)

- А сейчас я предлагаю посмотреть фотографии животных, о которых мы ничего не рассказали, но они тоже находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране. (Слайды).

2) Обращение детей к жителям.

- Ребята нашего класса подготовили обращение ко всем жителям нашей планеты с призывом беречь природу. Давайте представим себе,  что вам дано право обратиться к ним по телевидению.

- Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей не земля!    (Злата)

                                                   ***

- Люди великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье.    (Я. Артур)

                                                  ***

Берегите эту землю, воду,

Каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.    (Алсу)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

VIII. Проектная работа.

- Ребята, я сейчас соберу рисунки этих животных, приложу обложку, и у нас получилась Красная книга, сделанная своими руками. Здесь всего несколько страниц и она тоненькая в отличии от настоящей. И очень бы хотелось, чтобы настоящая Красная книга со временем, когда-нибудь стала такой же тонкой!!

Использовали мини -проектную работу

X. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1) Работа в рабочей тетради с.42-43.

Вариант I.

– Откройте рабочие тетради на странице 42. Вы вырежьте растения из Красной книги и приклейте.

Вариант II.

- Вы вырежьте животных и тоже приклейте.

Практическая работа

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний

XI. Рефлексия.

- А сейчас подведем итог нашего урока

1) С какой целью была создана Красная книга?

- Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем ломать деревья, рвать цветы, разорять гнёзда, убивать насекомых.)

- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.

- Последнее слово на нашем уроке я хочу дать Софье :

Любите родную природу

Озёра, леса и поля

Ведь это же наше с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

В течение 2 минут дать возможность высказаться детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Красная книга России". В конспекте учитывается региональный компонент - сведения о Красной книге Алтайского края. По программе УМК Начальная школа 21 века, ...

План-конспект урока по окружающему миру "Красная книга". 2 класс (с презентацией)

Цель урока:       Познакомить с понятием «Красная книга», дать представление о некоторых видах растений и животных, занесенных в Красную книгу.Задачи:- обучающие: формиро...

Презентация урока по окружающему миру "Красная книга России"

Дерево, трава и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены ониНа планете мы останемся     одни....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Красная книга России. 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру «Красная книга России»  2 класс...

Урок по окружающему миру " Красная книга России. Правила поведения в природе."

В настоящее время эколоическим проблемам уделяется много внимания, поэтому на уроках окружающего мира в каждом классе отводится учебное время. Материал  данного урока поможет учителю познакомить ...