Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Емельянова Надежда Ивановна

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Зима - покой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse_tema.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Зима - покой природы».

Составитель: Емельянова Н.И.

Цель урока: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы.

Задачи:

- углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; - научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным и птицам в трудные времена.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку (Power Point), видео ролик, фонограмма.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Тихо сели, спинки прямо, начинается урок.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Послушайте, пожалуйста, внимательно загадки. Отгадайте их.

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)

2. У избы побывал

Всё окно разрисовал,

У реки погостил -

Во всю реку мост мостил. (МОРОЗ)

3. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (ЛЁД)

4. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (САНКИ)

Учитель: С каким словом связаны все отгаданные вами слова?

Дети: Они связаны со словом «зима».

Учитель: О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: О зиме.

Учитель: Какова будет тема нашего урока?

(Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее

правильную и общую формулировку).

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда отдыхает природа: весной или летом,

может, осенью или зимой?

Дети: Зимой.

Учитель: А что относится к природе? (растения, животные, птицы и т. д.)

Наша задача сегодня: Изучить, как ведут себя растения, животные и

птицы зимой.

3. Совместное открытие новых знаний.

Учитель: Давайте поработаем по картине (слайд 1). Какое время года

изображено? По каким признакам вы её узнали?

Дети: снег, деревья голые, холодно, дети одели тёплые вещи, снегирь сидит

на ветке, заяц в белой шубке, солнце не греет...

Учитель: А какая у зайца была шубка до зимы?

Дети: Серая.

Учитель: А почему она её поменяла?

Дети: Чтобы быть незаметной на снегу.

Учитель: Молодцы! Действительно, (слайд 2) самый яркий признак зимы -

это снег, становится холодно, вся природа надевает снежный наряд: леса,

поля; реки и озера замерзают, покрываются льдом; дни становятся короче, а

ночи длиннее. А кто из вас знает, как называются зимние месяцы?(слайд 3)

Дети: Декабрь, январь, февраль. (слайд 4)

Учитель: Правильно. Январь самый суровый из всех месяцев. В такие дни

Мороз рисует причудливые, сказочные, ледяные узоры на окнах. Откройте,

пожалуйста, рабочие тетради на стр. 35, найдите задание №1. Прочитаем это

задание. Каких друзей вы видите? Чур, молчок. Раскрасьте кого-то одного, а

потом назовёте.

(Звучит музыка - дети раскрашивают)

- Кто назовёт: кого он нашёл и раскрасил в морозных узорах?(дети называют) Молодцы. Весь рисунок закончим позже в продлённой группе.

- Ребята, вы сказали, что природа отдыхает зимой. А почему вы так думаете? (предположения детей)

Да, именно зимой все растения находятся в состоянии покоя или зимнего сна. (слайд 2) Всю осень они накапливали питательные вещества в корнях, клубнях, древесине. Зимой растения отдыхают, укутавшись снежным одеялом. Под снегом намного им теплее и поэтому растениям не страшны холода. Недаром в народе говорится «Много снега - много хлеба». Поэтому нельзя вытаптывать снег около стволов деревьев, сгребать его с газонов, клумб, грядок.

Учитель: Ребята, зимой не только растения находятся в состоянии покоя, но

и большинство животных находятся в состоянии сна. Какие это животные,

попробуйте их назвать.

Дети называют: медведи, ежи, летучие мыши, змеи,...

Учитель: Верно. Сюда же можно добавить сурков, сусликов. Барсуки и

бурундуки тоже впадают в спячку, но спят они не крепко. Они заранее

готовят себе запасы. Любят зимой проснуться и полакомиться. Барсук себе

сушит на зиму лягушек,  насекомых,  ящериц.  Бурундук готовит семена

растений, ягоды. Во время оттепелей иногда они даже вылезают из своей

норы погреться на солнышке.

Учитель: Отгадайте загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой                                       

Спит в берлоге снеговой. Кто это? (МЕДВЕДЬ) (слайд5)

А сейчас послушаем небольшое сообщение о медведе.

Медведь спокойно спит в берлоге всю зиму. Всё это время он обходится без

пищи. Медведь запасает жир на всю зиму.  Перед залеганием в спячку

медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды ягод.

Любимое лакомство - мёд. В середине зимы у медведицы появляются

медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны.

Спят медведи чутко. Если услышит шум у берлоги- просыпается и вылезает

наружу. Такой медведь уже до конца зимы бродит по лесу. Их называют

медведи - шатуны.

Учитель: Они очень опасны, потому что голодные и могут напасть даже на

людей.

Отгадайте следующую загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (ЁЖ) (слайд5)

Как зимуют ежи?

Ежи проводят в зимней спячке более шести месяцев. Спят они, свернувшись калачиком в логове, который всю осень утепляли мхом, листьями и травой. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ему. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.

Учитель: Ребята, а все животные впадают в спячку?

Дети: Нет, есть животные, которые не спят. Белка, лиса, волк, мыши, Заяц,

лось, косули ...(слайд 6)

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на стр.  86 учебника. Кто прячется в зимнем лесу? (Белка, лиса, мыши, заяц, сорока, снегирь)

Учитель: Где прячется белка? (В дупле)

Как зимует белка?

К зиме белка утепляет своё гнездо мхом, травой, потому что когда очень

холодно, белки по лесу не прыгают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает

запасы. Какие? (орехи, грибы, шишки) Зимний мех у белки мягкий и

пушистый, а летний более редкий и короткий. Её окраска: летом рыжие, а

зимой серые, брюшко белое.

Учитель: А как зимует лиса?

Лиса всю зиму охотится за птицами, зайцами. Иногда можно увидеть, как лиса нюхает снег. Как вы думаете, почему? Она по запаху чует, есть ли там мыши, поэтому быстро роет передними лапами снег и хватает добычу.

Учитель: Полезный или вредный зверь лиса? (Уничтожая мышей, лиса приносит пользу.)

Кого вы ещё видите на рисунке?(Зайца)

Это заяц - беляк, он легко передвигается по снегу. Его спасает белая тёплая

шубка под цвет снега. Даже ноги его к зиме обрастают шерстью, ноги

становятся шире, как будто беляк надел лыжи. Чем же они питаются? Зимой

он питается корой молодых деревьев. К сожалению, у зайцев много врагов:

охотники, волки, лисы, орлы, совы и даже рыси.

- А знаете, как заяц спать ложится?

Прежде, чем лечь на день спать, заяц начнет петлять, возвращаться по своему

следу. Делать сметки - огромные прыжки в сторону. Напутает, напетляет и

сделает последний прыжок. Пробежит ещё немного и ляжет.

Учитель: Кого ещё мы видим на картине? (мышей)

Где они прячутся? (в норках, норки они делают в разных местах)

Чем же  они  питаются?  (опавшими семенами клёна, липы, дуба, ясеня,

опавшими ягодами и собранными с осени запасами).

А что же делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой?

Лесники подкармливают животных, оставляя сено, срубленные молодые осинки. Если мало в лесу еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха.

Физминутка

Мы зимой в снежки играем

По сугробам мы шагаем

И на лыжах мы бежим

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы

Гостью-зиму любим мы.

Учитель: Не только звери подготовились пережить зимний холод. Многие птицы осенью улетели в тёплые края. Это иволги, стрижи, ласточки и многие другие (слайд7). А почему они улетают?(насекомые исчезают и птицам трудно добывать пищу).

А какие птицы прилетают к нам? (снегири, свиристели) Чем они питаются? (Питаются ягодами рябины) (слайд8).

Многие птицы остаются зимовать с нами. Какие это птицы, назовите, (галки, вороны, сороки, воробьи, синицы, (слайд 9). Эти птицы стараются держаться ближе к жилью человека. Почему? (ответы детей). Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена и зёрна лучше немного подавить. Также можно кормить крошками белого хлеба, а черного - нет, т.к. он вреден для птиц. Некоторые птицы любят клевать несолёное сало.

(слайд 10) Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.

             Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай.

Учитель: А что для птиц страшнее: холод или голод? (голод)

Правильно. Если птицы сытые, мороз им не страшен. А чем мы можем им

помочь?

Дети: Делать кормушки и подкармливать их. (слайд 11)

Стих «Наши друзья»

Каждый день,

Когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя,

птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры - воробьи.

Ждут нас также терпеливо

и красавцы - снегири...

Все привыкли - не пугливы,

Хоть руками их бери!

Учитель: Ребята, в солнечный зимний день вы можете пойти в парк, в наш Лакреевский лес и покормить синиц прямо с ладошки. Они не боятся людей. Посмотрите об этом видеосюжет.

4. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно, как зимой. Согласны ли вы, что зима это покой природы, можно ли заменить слово «покой» словом «сон»? И тема урока у нас сегодня была не просто «Зима», а «Зима - покой природы». О чём мы говорили на уроке? (слайд12)

- Все растения спят, деревья обнажились, но им не холодно, потому что они укрылись теплым одеялом - пушистым снегом;

- Всё живое попряталось в норы, щели, дупла и спит, ожидая весны и солнца;

- Птицы улетели в теплые края, а те, что остались - не поют, а летают зябко и неторопливо в поисках пищи. (слайд 13) Зима - это время сна, время необычно белой и тихой природы. Давайте прочитаем вывод в учебнике, в оранжевой рамочке.

Ребята, поднимите, пожалуйста, зеленые кружочки, кому было всё понятно; Желтые - мне ещё нужно поработать.

Вы активно работали, внимательно слушали, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....