Конспект открытого урока "Земля-земля"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Рыбченко Ольга Николаевна

Конспект открытого урока по окружающему миру "Земля-земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_zemlya.zip2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир  2 класс».
(Авторы: А.А.Плешаков УМК «Планета знаний»)

Учитель начальных классов: Рыбченко О.Н.

Тема: Голубая планета Земля

Цель урока: Обобщение знаний о космосе. Сформировать представление о Земле как о голубой планете – узнать, что такое Земля.

Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о космосе, вселенной, изучении космоса.

  1. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать, работать в группе.
  2. Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение.
  3. Расширить представления о Земле как шарообразном холодном космическом теле, познакомить с древними представлениями о Земле, её форме;
  4. Продолжить формирование умения рассуждать и делать выводы, умения работать в парах;
  5. Воспитывать интерес к изучению космонавтики.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, открытие нового знания.

Оборудование: листы с заданиями для групп, плакат с правилами работы в группе, учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, презентация.

Планируемый результат: Закрепить знания о звёздах, о планетах Солнечной системы; давать объяснение понятию «голубая планета»; аргументированно отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать.

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык,  математика

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

Формируемые УУД:

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять уважение к одноклассникам, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, воспринимать речь учителя, проявлять внимание,  самооценка на основе критериев успешности, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания.

Регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия, выражать свои мысли, планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений, сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять итоговый контроль деятельности.

Познавательные: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, обобщать знания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие детей.

Ребята! Давайте встанем все  у парт красиво,

Поприветствуем наших гостей, которых очень рады видеть!

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем

Наш урок сейчас начнем!

  1. Актуализация знаний обучающихся.
  • На протяжении нескольких уроков мы изучаем раздел «Мы живем на планете Земля» , исследуем нашу Солнечную систему, работаем как настоящие ученые в нашей исследовательской лаборатории, собираем данные о нашей планете и ее окружении в космосе. и сейчас мы проверим, что вы усвоили из предыдущих тем. У вас на парте лежат листочки. В одной стороне понятия, с другой их определения. Соедините линиями понятия и их определения. (Слайд 1) (работа в парах)

  1. Постановка цели и задач урока
  2. - Какое понятие вы ни с чем не соединили? (Слайд 2)

А как вы думаете, что такое Земля?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

  1. Открытие нового знания

1. Знакомство с понятиями «земля», «Земля».

Ребята, может быть вы вспомните сейчас стихи или песни, в которых упоминается понятие «Земля»?

Я тоже вспомнила любимые с детства песенки, послушайте строчки из них. Какое слово встретилось в обеих строчках?(Слайд 3)

1. По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.

2. Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Вертится быстрей Земля
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Вертится быстрей Земля

- Как вы думаете, почему слово «земля» написано по-разному? (Слайд 4)

Хорошо, давайте прочитаем в толковом словаре Ожегова лексические значения слова земля.

Теперь, когда мы выяснили значение слова, его многозначность, мы сможем верно подписать эти картинки.

 (Слайд 5)

Ребята, а вы помните, как называют ученых, которые изучают звезды и планеты?

А что такое звезда?

Что такое планета?

Чем они отличаются?

Земля – это звезда или планета?

Давайте теперь вместе дадим определение планете Земля. Соберите его из слов на доске. У нас прошел метеоритный дождь и слова перепутались. Без помощи ученых нам не обойтись. Эту должность на сегодня я присваиваю…

Планета Земля – холодное космическое тело, не излучающее свет.

А что вы еще знаете о планете Земля? О ее размерах? Какого она цвета?

2. Форма планеты Земля

- Посмотрите на другие космические тела и скажите, что у них общего и чем они отличаются? (Слайд 6)

- Что вы можете сказать о форме Земли?

- Чтобы подтвердить свои предположения, надо обратиться к научной литературе. Давайте прочитаем на стр. 52 учебника, что выяснили ученые о форме и размерах Земли и узнаем правильно ли мы рассуждаем,

Про формы и размеры земли мы поговорили, рассмотрите внимательно нашу планету и скажите, какого она цвета? Почему?

Слайд 7

- Итак, какой вывод сделаем?

3. Физминутка для глаз «Космос» (слайд 8)

4.  Древние народы  о форме Земли

Сейчас конечно каждому известно, что Земля шарообразная, а раньше люди думали иначе. А как? Мы с вами сейчас это узнаем.

- У вас на листочках есть информация о том, как древние люди представляли себе нашу планету.  Прочитайте внимательно.

- Теперь посмотрите на слайд и зачитайте текст, который соответствует этой картинке. Опишите картинку своими словами. (Слайд 8, 9, 10)

Вывод: Соответствует древнее представление о Земле и современное? (нет, она круглая)

Один древний путешественник однажды в этом убедился, обогнув Землю на корабле. И убедился что она круглая? Кто это был? Что вы о нем еще знаете?

5. Юрий Алексеевич Гагарин

- Ребята, а кто первым увидел нашу планету из космоса и убедился, что она шарообразна? Когда это произошло?  Докажите мне, что вы правы,найдите достоверную информацию в учебнике на стр 59, либо в энциклопедии на стр 123

6. Глобус

Итак, Гагарину посчастливилось увидеть нашу голубую планету из космоса. Хоть мы с вами не сможем тоже слетать в космос, но все таки мы можем рассмотреть нашу планету и даже подержать в руках.

- Какой макет помогает нам представить, как выглядит наша планета? (глобус)

- Какой цвет преобладает на глобусе? Какие еще цвета есть? Что они обозначают?

-А кому интересно, что находится внутри нашей планеты?

-  Ребята,  когда я была такая как вы, я прочитала книгу, которая называется «Путешествие к центру Земли» Жуль Верна. Если вам очень интересно, можете прочитать её, взяв в библиотеке. (Слайд 11)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Итак, давайте вспомним, какова была цель нашего урока?

Сейчас мы с вами выполним новое задание и определим всё ли вы запомнили на уроке.

Отгадайте кроссворд. (Слайд 13)

1. Какая форма нашей планеты? (шарообразная)

2. Холодное космическое тело, не излучающее свет. (планета)

3. Профессия Юрия Гагарина. (космонавт)

4. На нём уместилась вся наша Земля: 
Моря, океаны, леса и поля. 
И северный полюс там тоже найдёшь, 
А если захочешь — в руках унесёшь.  (глобус)

5. Какая, по мнению древних людей, была наша планета? (плоская)

- Какой слово получилось в результате?

- Что еще запомнили об этом слове?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Поделитесь своими впечатлениями… (Слайд 14)

- Сегодня я узнал… 

-  Было интересно… 

- Мне захотелось… 

- Без чего невозможна жизнь на Земле? (без Солнца) (Слайд 15)

- У каждого из вас на листочках есть Солнышко. Раскрасьте его любым цветом и нарисуйте лицо, показывающее ваше настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...