Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к     образовательной программе,

                                                                                                                                                               введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                                                             от  «      »  08. 2017 г.                                                                                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от   «        »            . 2017г. 

Руководитель  кафедры:  Терехина Н.А.      /                       /

Согласовано:

Заместитель  директора: Зверева Е.А.  /                      /

«     »           .2017г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа   учебного предмета

 «Окружающий мир»

 по адаптированной основной общеобразовательной программе, разработанной с учетом нарушений развития эмоционально-волевой сферы

Базовый уровень, начальное общее образование, 3 класс

34 часа

Примерная программа на основе авторской программы А.А.Плешакова 3кл. Москва, «Просвещение», 2013г.                                                                                                                                                                                                                               Учебник для 3 класса « Окружающий мир»  в 2 частях/А,А, Плешаков, Москва «Просвещение», 2015г.

                                                                                                                                                              Составитель: Патлина Н.Л.                

        учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

Пионерский

2017  год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 11)  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

12)установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице,

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Планируемые результаты освоения предмета

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы:

Как устроен мир? (7 ч)

Эта удивительная природа (21 ч)

Мы и наше здоровье (10 ч)

Наша безопасность (8 ч)

Чему учит экономика (12 ч)

Путешествия по городам и странам (10 ч)

В курс окружающий мир интегрирован курс «Краеведение» (региональный компонент) (12ч)

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 3 класс  68ч (из расчета 2ч в неделю)

 п/п

по/т

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

Как устроен мир 7ч

1

1

Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к.

2

2

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.

Проект «Богатства, отданные людям»

3

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества.

4

4

Мир глазами эколога.

5

5

Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К.

6

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

7

7

Проверочная работа по теме:  «Как устроен мир»

Эта удивительная природа 21ч

8

1

Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

9

2

Разнообразие веществ.

10

3

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения.

11

4

Вода, её свойства. 

12

5

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

13

6

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

14

7

Разрушение твёрдых пород в природе.

15

8

Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к.

16

9

Растения, их разнообразие. Ягоды нашего края. Р.к.

17

10

Дыхание и питание растений.

18

11

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

19

12

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Красная книга Югры.  Р.к.

20

13

Животные, их разнообразие.  Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к.

21

14

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

22

15

Сеть питания и экологическая пирамида.

23

16

Проект: «Разнообразие природы родного края»

24

17

Размножение и развитие животных.

25

18

Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

26

19

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к.

27

20

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

28

21

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа»

Мы и наше здоровье. 10 ч

29

1

Организм человека. Органы и системы органов.

30

2

Органы чувств, их значение и гигиена

31

3

Кожа, её значение и гигиена.

32

4

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

33

5

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

34

6

Проект: «Школа кулинаров»

35

7

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

36

8

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

37

9

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

38

10

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» Проверочная работа по теме:  «Мы и наше здоровье»

Наша безопасность. 8 ч

39

1

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

40

2

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

41

3

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

42

4

Проект: «Кто нас защищает»

43

5

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

44

6

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

45

7

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

46

8

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность»

Чему учит экономика. 12ч

47

1

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика.

48

2

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

49

3

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к.

50

4

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

51

5

Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

52

6

Промышленность и её основные отрасли. Нефть, газ, каменный уголь,торф- «земное тепло» Югры Р.к.

53

7

Проект: «Экономика родного края»

54

8

Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

55

9

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

56

10

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

57

11

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

58

12

Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика».

Путешествие по городам и странам. 10ч

59

1

Города золотого кольца России - слава и гордость страны.

60

2

Проект «Музей путешествий» Путешествие по городам нашего округа. История в названиях улиц твоего поселка. Р.к.

61

3

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

62

4

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

63

5

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

64

6

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

65

7

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

66

8

Страны на юге Европы. Греция и Италия

67

9

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Современные архитектурные памятники Югорского края Р.к.

68

10

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам»  Проверочная работа по теме: «Путешествие по городам и странам».

Календарно-тематическое планирование.

Окружающий мир 3 класс  34 часа (из расчета 1ч в неделю)

п/п

п/т

Тема урока

Дата  план

Дата  

факт

Примечание

                                                                                                            Как устроен мир 4ч

1

1

Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.

2

2

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества.

3

3

Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К.

4

4

Обобщение по разделу «Как устроен мир» Проверочная работа по теме:  «Как устроен мир»

27.09

Эта удивительная природа 10ч

4

1

Тела, вещества, частицы.  Разнообразие веществ.

4.10

5

3

Воздух, его состав и свойства. Источники загрязнения.

11.10

6

4

Вода, её свойства. Круговорот воды в природе. Охрана воды.

18.10

7

7

Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к.

25.10

9

11

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Ягоды нашего края. Красная книга Югры.  Р.к.

8.11

10

13

Животные, их разнообразие. Цепи питания.  Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к.

15.11

11

15

Сеть питания и экологическая пирамида. Проект: «Разнообразие природы родного края»

22.11

12

17

Размножение и развитие животных.  Охрана животных.

29.11

13

19

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к. 

6.12

14

21

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа»

13.12

Мы и наше здоровье. 6 ч

15

1

Организм человека. Органы и системы органов. Органы чувств, их значение и гигиена

20.12

16

2

Кожа, её значение и гигиена. Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

27.12

17

3

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме.

Гигиена питания. 

10.01

18

4

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

17.01

19

5

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

24.01

20

6

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

 Проверочная работа по теме:  «Мы и наше здоровье»

    31.01

Наша безопасность. 4ч

21

1

Как действовать при возникновении пожара. Опасные места .

7.02

22

2

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Дорожные знаки.

14.02

23

3

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. 

21.02

24

4

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность»

28.02

Чему учит экономика. 5ч

25

1

Потребности людей. Природные богатства - основа экономики.

7.03

26

2

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.

 Полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к.

14.03

27

3

Растениеводство и животноводство - отрасль сельского хозяйства. 

Промышленность и её основные отрасли.

21.03

28

4

Роль денег  в экономике. Государственный и семейный бюджет.

4.04

29

5

 Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика».

11.04

Путешествие по городам и странам. 5ч

30

1

Города золотого кольца России - слава и гордость страны. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

18.04

31

2

Страны зарубежной Европы, их многообразие.

25.04

32

3

 Страны центральной  Европы, их многообразие.

16.05

33

4

Годовая контрольная работа.

23.05

34

5

Страны на юге Европы. Знаменитые места мира.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...