Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx45.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к     образовательной программе,

                                                                                                                                                                   введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                                                                 от  «      »  08. 2017 г.                                                                                                                       

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

    Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

    Протокол № _______от   «        »            . 2017г. 

    Руководитель  кафедры:  Терехина Н.А.      /                       /

    Согласовано:

    Заместитель  директора: Зверева Е.А.  /                      /

    «     »           .2017г.                                                                                                                                                                                                                     

    Рабочая программа   учебного предмета

     «Окружающий мир»

     по адаптированной основной общеобразовательной программе, разработанной с учетом нарушений развития эмоционально-волевой сферы

    Базовый уровень, начальное общее образование, 3 класс

    34 часа

    Примерная программа на основе авторской программы А.А.Плешакова 3кл. Москва, «Просвещение», 2013г.                                                                                                                                                                                                                               Учебник для 3 класса « Окружающий мир»  в 2 частях/А,А, Плешаков, Москва «Просвещение», 2015г.

                                                                                                                                                                  Составитель: Патлина Н.Л.                

            учитель начальных классов

     первой квалификационной категории

    Пионерский

    2017  год

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.

    Личностные:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     11)  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

    12)установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

    мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

    Метапредметные:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

    Предметные:

    1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

    - определять место человека в мире;

    - распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

    - называть основные свойства воздуха и воды;

    - объяснять круговорот воды в природе;

    - определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.

    - устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

    - устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

    - характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

    - правилам безопасного поведения в быту и на улице,

    - распознавать основные дорожные знаки;

    - правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;

    - определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

    Третьеклассники получат возможность научиться:

    - распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

    - проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

    - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

    - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

    - выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

    - владеть элементарными приемами чтения карты;

    - приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

    Планируемые результаты освоения предмета

    Регулятивные УУД:

    - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    - Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,

    Коммуникативные УУД:

    - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

    - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

    - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

    1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

    1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

    2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

    3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

    Содержание учебного предмета

    Наименование разделов учебной программы:

    Как устроен мир? (7 ч)

    Эта удивительная природа (21 ч)

    Мы и наше здоровье (10 ч)

    Наша безопасность (8 ч)

    Чему учит экономика (12 ч)

    Путешествия по городам и странам (10 ч)

    В курс окружающий мир интегрирован курс «Краеведение» (региональный компонент) (12ч)

    Календарно-тематическое планирование

    Окружающий мир 3 класс  68ч (из расчета 2ч в неделю)

     п/п

    по/т

    Тема урока

    Дата

    по плану

    Дата

    по факту

    Примечание

    Как устроен мир 7ч

    1

    1

    Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к.

    2

    2

    Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.

    Проект «Богатства, отданные людям»

    3

    3

    Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества.

    4

    4

    Мир глазами эколога.

    5

    5

    Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К.

    6

    6

    Обобщение по разделу «Как устроен мир»

    7

    7

    Проверочная работа по теме:  «Как устроен мир»

    Эта удивительная природа 21ч

    8

    1

    Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

    9

    2

    Разнообразие веществ.

    10

    3

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения.

    11

    4

    Вода, её свойства. 

    12

    5

    Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

    13

    6

    Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

    14

    7

    Разрушение твёрдых пород в природе.

    15

    8

    Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к.

    16

    9

    Растения, их разнообразие. Ягоды нашего края. Р.к.

    17

    10

    Дыхание и питание растений.

    18

    11

    Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

    19

    12

    Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Красная книга Югры.  Р.к.

    20

    13

    Животные, их разнообразие.  Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к.

    21

    14

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

    22

    15

    Сеть питания и экологическая пирамида.

    23

    16

    Проект: «Разнообразие природы родного края»

    24

    17

    Размножение и развитие животных.

    25

    18

    Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

    26

    19

    Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к.

    27

    20

    Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

    28

    21

    Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа»

    Мы и наше здоровье. 10 ч

    29

    1

    Организм человека. Органы и системы органов.

    30

    2

    Органы чувств, их значение и гигиена

    31

    3

    Кожа, её значение и гигиена.

    32

    4

    Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

    33

    5

    Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

    34

    6

    Проект: «Школа кулинаров»

    35

    7

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    36

    8

    Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

    37

    9

    Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

    38

    10

    Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» Проверочная работа по теме:  «Мы и наше здоровье»

    Наша безопасность. 8 ч

    39

    1

    Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

    40

    2

    Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

    41

    3

    Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

    42

    4

    Проект: «Кто нас защищает»

    43

    5

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

    44

    6

    Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

    45

    7

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

    46

    8

    Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность»

    Чему учит экономика. 12ч

    47

    1

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика.

    48

    2

    Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

    49

    3

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к.

    50

    4

    Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

    51

    5

    Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

    52

    6

    Промышленность и её основные отрасли. Нефть, газ, каменный уголь,торф- «земное тепло» Югры Р.к.

    53

    7

    Проект: «Экономика родного края»

    54

    8

    Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

    55

    9

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

    56

    10

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

    57

    11

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

    58

    12

    Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика».

    Путешествие по городам и странам. 10ч

    59

    1

    Города золотого кольца России - слава и гордость страны.

    60

    2

    Проект «Музей путешествий» Путешествие по городам нашего округа. История в названиях улиц твоего поселка. Р.к.

    61

    3

    Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

    62

    4

    Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

    63

    5

    Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

    64

    6

    Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

    65

    7

    Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

    66

    8

    Страны на юге Европы. Греция и Италия

    67

    9

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Современные архитектурные памятники Югорского края Р.к.

    68

    10

    Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам»  Проверочная работа по теме: «Путешествие по городам и странам».

    Календарно-тематическое планирование.

    Окружающий мир 3 класс  34 часа (из расчета 1ч в неделю)

    п/п

    п/т

    Тема урока

    Дата  план

    Дата  

    факт

    Примечание

                                                                                                                Как устроен мир 4ч

    1

    1

    Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к

    Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.

    2

    2

    Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества.

    3

    3

    Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К.

    4

    4

    Обобщение по разделу «Как устроен мир» Проверочная работа по теме:  «Как устроен мир»

    27.09

    Эта удивительная природа 10ч

    4

    1

    Тела, вещества, частицы.  Разнообразие веществ.

    4.10

    5

    3

    Воздух, его состав и свойства. Источники загрязнения.

    11.10

    6

    4

    Вода, её свойства. Круговорот воды в природе. Охрана воды.

    18.10

    7

    7

    Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к.

    25.10

    9

    11

    Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Ягоды нашего края. Красная книга Югры.  Р.к.

    8.11

    10

    13

    Животные, их разнообразие. Цепи питания.  Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к.

    15.11

    11

    15

    Сеть питания и экологическая пирамида. Проект: «Разнообразие природы родного края»

    22.11

    12

    17

    Размножение и развитие животных.  Охрана животных.

    29.11

    13

    19

    Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к. 

    6.12

    14

    21

    Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа»

    13.12

    Мы и наше здоровье. 6 ч

    15

    1

    Организм человека. Органы и системы органов. Органы чувств, их значение и гигиена

    20.12

    16

    2

    Кожа, её значение и гигиена. Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

    27.12

    17

    3

    Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме.

    Гигиена питания. 

    10.01

    18

    4

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

    17.01

    19

    5

    Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

    24.01

    20

    6

    Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

     Проверочная работа по теме:  «Мы и наше здоровье»

        31.01

    Наша безопасность. 4ч

    21

    1

    Как действовать при возникновении пожара. Опасные места .

    7.02

    22

    2

    Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Дорожные знаки.

    14.02

    23

    3

    Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. 

    21.02

    24

    4

    Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность»

    28.02

    Чему учит экономика. 5ч

    25

    1

    Потребности людей. Природные богатства - основа экономики.

    7.03

    26

    2

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике.

     Полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к.

    14.03

    27

    3

    Растениеводство и животноводство - отрасль сельского хозяйства. 

    Промышленность и её основные отрасли.

    21.03

    28

    4

    Роль денег  в экономике. Государственный и семейный бюджет.

    4.04

    29

    5

     Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

    Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика».

    11.04

    Путешествие по городам и странам. 5ч

    30

    1

    Города золотого кольца России - слава и гордость страны. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

    18.04

    31

    2

    Страны зарубежной Европы, их многообразие.

    25.04

    32

    3

     Страны центральной  Европы, их многообразие.

    16.05

    33

    4

    Годовая контрольная работа.

    23.05

    34

    5

    Страны на юге Европы. Знаменитые места мира.

    30.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

    Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

    рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

    календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

    Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...