Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Тема "Кто такие рыбы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby.doc650.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 - Б

УМК «Школа России»

Дата: 25.10.2018г.

Предмет: окружающий мир.

Тема урока:    Кто такие рыбы?

Продолжительность: 1 урок  (35 минут).

  Технологии:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 1» (А.А. Плешаков),
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1),
  3. карточки для саморефлексии,
  4.  презентация.

 Планируемые результаты:

Предметные:

- узнавать рыб на рисунке,

- приводить примеры речных и морских рыб,

- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,

- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

Регулятивные:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

Познавательные:

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс (1 часть), демонстрационный и  раздаточный материал.

Ожидаемый результат:  Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  4. Совместное открытие нового.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление (обучение способам применения)
  7. Практическая часть урока (начало формирования умений).
  8. Физкультминутка.
  9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель урока:  Познакомиться с признаками и разнообразием рыб.  Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с  понятием кто такие рыбы, с их внешним строением.
  2. Познакомить детей с  признаками и разнообразием рыб.
  3. Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  5. Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
  6.  Продолжать формирование элементов экологической культуры.
  7. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
  8. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
  9. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Ход урока:

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.  На наш урок  пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь, развернитесь, садитесь.

Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.  

- Ребята, вы любите путешествовать? А почему?

- В какую погоду лучше всего путешествовать?

- Давайте проведём минутку синоптика!

- А теперь покажите ручками солнышко или тучку, то, что соответствует вашему настроению на начало урока.

- Прекрасно, не смотря на то что за окном осень, в нашем классе сегодня ясный солнечный денёк.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас  прекрасное настроение, а это значит - можно  отправляться в путь.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

1.Беседа.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О зверях)

- Что нового вы узнали о зверях? (Звери-это животные, тело которых покрыто шерстью, своих детёнышей вскармливают молоком)

- Приведите примеры зверей, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

      - А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то разводим руки в стороны.

         1. Тело зверя состоит из головы, груди и брюшка? (нет)

         2. Летучая мышь – это зверь? (да)

         3. У зверя 4 лапы? (да)

         4. У зверей тело покрыто перьями? (нет)

         5. Дельфин - это млекопитающее? (да)

         6. У зверей есть хвост? (да)

         7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

         8. У зверей теплая кровь? (да)

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- Бабочка долго кружилась над водой.

- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!(слайд 2)

1.  Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.  
 (РЫБЫ)

3.Постановка проблемного вопроса.  

- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы.

-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)

- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)(слайд 3)

Какие цели поставим?

УЗНАТЬ, ПОЗНАКОМИТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ.

  - Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)

- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)

- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)

- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)

- О чем нам нужно помнить?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.

 - Муравьишка Вопросик хотел бы знать:  А могут ли рыбы жить на суше?

- Как вы думаете? (Нет)

- Кто согласен – поднимите руку!

- А Муравьишка сомневается. Давайте  докажем, что рыбы не могут жить на суше.

- А для этого  - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим   рыбку в учебнике на с.34

Перед нами рыба, что у нее есть? (Слайды 4,5,6)

  - Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. (слайд 8,9)

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.  Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели). (слайд 10,11)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни?  (ВОДА)

-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)

 - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде)  (слайд 12)          -  Молодцы!

Физкультминутка

Рыбки плавали, плескались

В чистой, светленькой воде.

То нырнут, то вдруг всплывают,

То зароются в песке.

А сейчас – поработаем  в парах:

- Назовите  части тела рыбы, которые у вас есть на столах.

- Соберите рыбку вместе со своим соседом.(расположите фигуры, так чтобы числа стояли в порядке возрастания!)

А чего у нас не хватает? Правильно плавников. А для чего нужны плавники? Чтобы наша рыбка получилась красивой, мы должны добавить плавники, для этого вам нужно решить примеры, которые есть на плавниках. Я зачитываю пример, вы показываете ответ на пальцах руки.

3+2 = 5

4 - 1 = 3

4+3=7

(По мере того как решается пример, к телу рыбки прикрепляется плавник.)

- У кого рыбка получилась – поднимите парой руки!

 4. Исследовательская  работа.

 - Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она? (слайд 13)

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

- Какое   слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки - чешуйки).

- Тело рыбы покрыто чешуёй.  Зачем она?

(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет) (слайд 14)

Практическая работа.

 

Знакомство с речными и морскими рыбами.

 

-  Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях и океанах)

- Одни могут жить  только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. 

-  А другие  выбирают соленую воду в морях и океанах.

-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?

  - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    

1. Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите?   (Щука)  

2. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это...   (Ёрш)

3. Он всем рыбам говорил:

    - Я к зиме зароюсь в ил,

    Буду спать в нем до весны

    И смотреть цветные сны.

    Я не хрюшка, ил – не грязь,

    А зовут меня…(Карась)

4. На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)

5.На дне, где тихо и темно,  лежит усатое бревно. (Сом)

 У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

  - По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.  Это хищник.

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы?  (в реке) (слайд 16)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

Физкультминутка   

А теперь тихонько  встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

-А теперь опустимся на дно моря. 

- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?

 - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    

1.Блещет в море чистом
   Спинкой серебристой. (Сельдь)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска)

  1. Зубы в пасти в три ряда.
    Это целая беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он - морской бандит. (Акула)

4. Вот так рыба – просто чудо!

    Очень плоская, как блюдо.

    Оба глаза на спине,

    И живёт на самом дне.

    Очень странные дела.

     Эта рыба  … (Камбала).  

 

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

  - Повторим, где обитают эти рыбы? (В море) 

- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Это морские  рыбы. Постараемся  запомнить этих рыб. (слайд 17)

- Ребята, а у нас в Крыму какие есть моря? (Черное и Азовское)

- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах Черного и Азовского морей? (морских)

- Кроме перечисленных рыб, в Черном море водится осетр, белуга - рыбы, которые занесены в Красную книгу.

-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том «Красной книги» -  про рыб)

 -   находится под охраной государства, ее ловля запрещена.

-А теперь давайте сравним сколько у нас речных рыб и сколько морских? Каких больше? На сколько? Каких меньше? На сколько? Как это записать математически?

  Практическая работа.

-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)

-А где ещё могут жить рыбы?  - Отгадайте загадку!

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы                                                                                                    

Все умелые пловцы.  

(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода) (слайд 18)

 -Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.

-  В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.

-А у кого дома есть аквариум?

-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?

-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте  сообщение о своих рыбках.  

 - Опишите их  внешний вид, расскажите о правилах  ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение.  Нарисуйте своих рыбок.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО  (слайд 19)

- А сейчас мы с вами поработаем ,я вам приготовила задание. Нужно по картинке узнать рыбу  и рассказать о ней по плану.

            План описания рыбы:

  1. Название рыбы.
  2. Речная или морская.
  3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
  4. Окраска туловища, плавников.

- Проверка выполнения задания. У кого есть дополнения к ответу?

- Молодцы! Справились с заданием.

7. Итог урока.

- На какой вопрос мы отвечали сегодня  на уроке? то такие рыбы? Как их отличить от других животных?)

  - Так кто такие рыбы?  

(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,  тело их покрыто чешуёй)

- В каких водоемах могут жить рыбы? (в   реках, морях, океанах)

-Какие части рыб вы запомнили?

- Каких речных  рыб запомнили?

- Каких  морских рыб запомнили?

- Какие правила поведения у водоема должны помнить  люди, чтобы рыбы могли жить в воде?  (не загрязнять водоем)

 -Вы очень хорошо работали. Молодцы!

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.

  • Самооценка.
  • У вас на партах лежат рыбки, оцените свою работу с помощью рыбки!

  • Оранжевая рыбка: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки  
  •  Желтая рыбка:  если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
  • Красная рыбка: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно.
  • Давайте запустим в наш аквариум ваших рыбок, которых вы выбрали!

8.  - На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали к нам на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...