Рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ (1 класс)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Бардина Анна Михайловна

Индивидуальная адаптированная программа по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова (1 класс) для детей с ограниченными возможностями - 7.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.2-okruzh._mir-bardina_a._m.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373), примерной программы начального общего образования (стандарты второго поколения, М., «Просвещение», 2009), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2), на основе авторской программы Трафимовой Г.В, Трафимова С.А., Федотовой О.Н рекомендательного письма МО РМ от 12.04.2010 № 1718 и Приказа МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ» № 904 от 16.08.2011. с учётом методических рекомендаций. по работе с детьми, имеющими ЗПР.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету «Окружающий мир».

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей предмета является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека  - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач предмета относятся также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

    Для обучающихся с ЗПР характерна познавательная пассивность, повышенная утомляемость при интеллектуальной деятельности, замедленный темп формирования обобщенных знаний и представлений об окружающем мире, бедность словаря и недостаточный уровень развития связной речи. Такие дети, как правило, плохо ориентируются в своем ближайшем окружении; при сравнении времен года не могут назвать основные  отличительные признаки, часто смешивают признаки осени и весны, долго не усваивают названия дней недели, частей суток, названия месяцев, путают последние с названиями времен года. Особое значение для умственного и речевого развития младшего школьника имеет сформированность навыков анализа, сравнения, обобщения, что, в конечном счете, определяет для ребенка возможность приходить к определенным выводам, суждениям, умозаключениям. Неумение рассматривать и называть признаки наблюдаемого объекта, выделять существенные признаки отрицательно сказывается на любой умственной деятельности ребенка, в том числе при сравнении конкретных предметов и явлений. Обучающиеся с ЗПР  нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.    С этой целью данная рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность.  

Данная программа разработана с учётом:

- речевого онтогенеза;

- структуры речевого дефекта;

- основных общедидактических принципов обучения (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

            Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия

2. Сравнение  основной и адаптированной  образовательных программ

Основная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа

1. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  рассчитана на учащихся 1 класса

2.Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта  общения с людьми, обществом и природой.

3.Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

1. Адаптированная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» рассчитана на учащихся 1 класса с задержкой психического развития (ЗПР).

2.Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта  общения с людьми, обществом и природой.

3.Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

4. Коррекционно-развивающие задачи:

- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

-обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

-улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

- создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе

5.Основные направления коррекционной работы:

- активизация познавательной деятельности и усвоенных ранее знаний и умений детей;

- развитие активного и пассивного словаря, лексико-грамматического строя и связной речи учащихся;

- усиление практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка:

- создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе

6.Ведущие принципы:

- гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребенка, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении и общении со сверстниками и взрослыми;

- коррекционно-развивающей направленности: ориентация на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- деятельности: овладение обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами учебной деятельности;

- дифференциации и индивидуализации

- системности: системный подход к оценке предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания

- психологической комфортности.

Учебно-методический комплект представлен  пособиями:

1. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2018.

2. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

3. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

        4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.,2015.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с   требованиями ФГОС, примерных программ начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

   Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

   В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

   В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.

   Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

4. МЕСТО УЧЕБНОГО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. 

Учебный план  МОУ «Лицей № 7» отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.

5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА

Основная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа

Личностные  результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,какой поступок совершить;
  • - ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
  • - освоение личностного смысла учения, желания учиться;
  • - оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- объяснять, как люди помогают друг другу жить;

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

- называть основные особенности каждого времени года;

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

 Личностные  результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • -самостоятельно определять и высказывать
  • самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,какой поступок совершить;
  • - ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг»;
  • - освоение личностного смысла учения, желания учиться;
  • - оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- объяснять, как люди помогают друг другу жить;

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

- называть основные особенности каждого времени года;

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С  ЗПР

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, проектов  с использованием современных технологий: здоровьесберегающей, игровой и технологии создания ситуации успеха на уроке, ИКТ, проблемного диалога, технология продуктивного чтения и  оценивания. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: коллективные, фронтальные,  парные, групповые и индивидуальные.

Организация работы на уроках строится с учетом следующих требований:

  • систематическая работа над развитием психических процессов и речи: преодоление нарушений фонетического        компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи;
  • новый материал строится и преподается предельно доступно и развернуто, логически и грамматически связно и эмоционально окрашено;
  • материал подается небольшими дозами, с постепенно нарастающим усложнением;
  • применяются частые повторения и закрепление материала;
  •  чередование видов деятельности, способствующее сохранению достаточного уровня работоспособности;
  • используется большое количество раздаточного материала, наглядности;
  • практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам,  таблицам, раздаточным материалом;
  • используются  упражнений на развитие и совершенствование  статической,  динамической координации движений, в том числе и артикуляционного аппарата.

Таким образом, программа создает условия для реализации  деятельностного  подхода к изучению предмета в школе.

         Применение современных образовательных технологий на уроках 

  1. Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
  2. Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре.В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
  3. Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

 Требования к проведению контрольных работ:

 - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

-  упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

-  упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

 -  в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

 - при необходимости  адаптирование  текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;

  -   при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;  

-   возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.  

8. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Мы познаём мир  (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (11 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Природа и ее сезонные изменения (39 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (8 ч)

Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.

9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основная образовательная программа

Характеристика деятельности учащихся

Адаптированная образовательная программа

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа

различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов;

сравнение и различение объектов живой и неживой природы;

группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам;

выделение из объектов неживой природы изделий человека;

выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных;

выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе;

сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам;

группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);

классификация объектов природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения;

знакомство с сезонными изменениями в природе осенью,зимой, весной, летом;

обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета;

расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период;

уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных;

знакомство с особенностями появления потомства у животных;

систематизация жизненных наблюдений о труде;

классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов); уточнение представлений о грибах;

знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями;

использование термина экология в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний

Человек и природа

различение предметов и выделение их признаков, опытное определение признаков предметов;

сравнение и различение объектов живой и неживой природы;

группировка (классификация) объектов живой и неживой природы по отличительным признакам;

выделение из объектов неживой природы изделий человека;

выявление существенных признаков, знакомство с признаками живых организмов, с отличительными признаками животных;

выяснение признаков, общих для всех растений, особенностей распространения плодов и семян в природе;

сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам;

группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);

классификация объектов природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения;

знакомство с сезонными изменениями в природе осенью,зимой, весной, летом;

обобщение жизненных наблюдений об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, весны, лета;

расширение знаний учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний, весенний и летний период;

уточнение и дополнение знаний учащихся о зимовке животных;

знакомство с особенностями появления потомства у животных;

систематизация жизненных наблюдений о труде;

классификация предметов в группы по существенным признакам (на примере отличительных признаков плодов); уточнение представлений о грибах;

знакомство с представителями растений, произрастающих в родном краю, с лекарственными растениями;

использование термина экология в ситуациях взаимодействия и практического применения знаний

Человек и общество

знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника;

использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них;

моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;

обсуждение форм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

знакомство с правилами игры;

формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн);

воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы —Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.

Человек и общество

знакомство с учителем, одноклассниками, главными героями учебника;

использование правил поведения в школе, с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

применение условных обозначений в учебном пособии, знакомство с каждым из них;

моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;

обсуждение форм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

работа в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

знакомство с правилами игры;

формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн);

воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы —Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.

Правила безопасного поведения

 нахождение класса, своего места в классе;

ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе;

изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами; знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр.

Правила безопасного поведения

нахождение класса, своего места в классе;

ознакомление с местом расположения школы, ее адресом, безопасным маршрутом передвижения от дома к школе;

изучение и применение особенностей использования одежды в соответствии с погодными изменениями и обстоятельствами; знакомство с оздоровительным и закаливающим эффектом пребывания на свежем воздухе и с правилами безопасного поведения во время игр.

10. Разделы, темы и количество часов в адаптированной программе по курсу  «Окружающий мир», 1 класс остаются без изменений.

11. Материально-технические  средства

№п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

                 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Учебно-методические комплект:

1. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2018.

2. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

3. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2015.

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

2

Плакаты по основным темам естествознания (природные

 – «сообщества леса, луга, озера»

Д

Д

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

3

-Географические и исторические настенные карты.

- Иллюстративные материалы комплекты открыток

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

4

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (электронное приложение к учебнику )

К

Технические средства обучения

5

-Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

-Аудиопроигрыватель.

- Персональный компьютер.

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

6

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

                         Д

                        Д

Например, могут быть использованы  фрагменты  музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

7

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп

Лабораторное  оборудование  для   проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.)

Д

Д

Д

Д

Д

8

Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за растениями.

Д

9

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).

Д

Д

Натуральные объекты

10

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

11

Настольные   развивающие   игры   по  тематике предмета «Окружающий мир» (лото).

П

12

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

К

Оборудование класса

13

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

К

К

К

К

К

К

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К— полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

            П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).

Приложение 1

12. Планируемые результаты

Основная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

- объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;

- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

- оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

- называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

- называть столицу россии, приводить примеры ее достопримечательностей;

- узнавать российский государственный флаг и российский государственный герб;

- выполнять правила поведения при прослушивании государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

- подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

- называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

- называть столицу россии, рассказывать о ее достопримечательностях;

- узнавать российский государственный флаг среди флагов других стран;

- рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

- выполнять правила перехода проезжей части улицы;

- называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

- называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- соблюдать правила сбора лекарственных растений;

- оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

- объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;

- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

- оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

- называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

- называть столицу россии, приводить примеры ее достопримечательностей;

- узнавать российский государственный флаг и российский государственный герб;

- выполнять правила поведения при прослушивании государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

- подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

- называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

- называть столицу россии, рассказывать о ее достопримечательностях;

- узнавать российский государственный флаг среди флагов других стран;

- рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

- выполнять правила перехода проезжей части улицы;

- называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

- называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

- использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице;

- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

- приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

- соблюдать правила сбора лекарственных растений;

  • - оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

                                                        

Приложение 2

13. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

Дата

по факту

1.

Ознакомление с учебником: иллюстрациями, условными обозначениями, героями УМК, с профессиями их родителей.

1

Перелистывание учебника (поиски героев и условных обозначений учебника).

Сравнение и сопоставление иллюстраций учебника, краткие и развёрнутые ответы на вопросы учителя по ходу его объяснения.

2.

Где живет семья Ивановых.

1

Восприятие объяснения учителя и иллюстраций учебника, краткие и развёрнутые ответы на вопросы (домашний адрес семьи Ивановых и свой).

Построение схемы безопасного перехода через дорогу.

3.

Экскурсия на природу (на пришкольный участок).

1

Наблюдение за осенней природой (окрас деревьев, кустарников, трав, опадение листвы), за птицами (птенцы выросли, стаи птиц перелетают с места на место в поисках созревших семян).

Сбор осенних листьев деревьев и кустарников.

Фотографирование на память всем классом.

4.

Экскурсия на природу (в осенний парк).

1

5.

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе.

1

Обсуждение правил поведения в школе и других общественных местах (ОБЖ: правила подъёма и спуска с лестницы – слушание объяснения учителя и рассматривание иллюстраций форзацев учебника).

Участие в экскурсии по школе с целью ознакомления со школьной библиотекой (и с библиотекарем школы), спортивным залом, местом расположения кабинета врача, директора школы, учительской и т.д.

6.

Мы познаём мир.

1

Участие в беседе по вопросам и иллюстрации учебника.

Знакомство с названиями органов чувств и их функциями на основании восприятия рассказа учителя и иллюстраций учебника.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

7.

Мы познаём мир с помощью органов чувств.

1

Проведение опытов в условиях групповой формы работы по заданиям учебника.

Обобщение пройденного (названия органов чувств, функции органов чувств).

8.

Мы познаём мир с помощью органов чувств.

1

9.

Что нас окружает.

1

Разделение объектов окружающего мира на объекты живой природы и изделия человека.

Выполнение изделия из листа бумаги.

Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

Классификация и группировка изделий по основаниям – игрушки, одежда, посуда.

Обобщение материала: выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

10.

Что нас окружает.

1

11.

Животные - часть природы.

1

Знакомство с представителями различных групп животного мира.

Выявление существенных признаков животных (рождаются, дышат, развиваются и т.д.) на основе: 1) работы с иллюстрациями учебника; 2) чтения текста из хрестоматии; выполнения заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

Закрепление: самостоятельная работа в тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

12.

Дикие и домашние животные.

1

Знакомство с представителями диких зверей.

Выявление отличий в условиях жизни диких и домашних животных на основе рассказа учителя и работы с иллюстрациями учебника.

Закрепление: выполнение задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

Выделение групп редких и исчезающих животных на основании информации учителя об охране природы.

Закрепление: самостоятельная работа в тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

13.

Дикие и домашние животные.

1

14.

Насекомые – часть живой природы.

1

Знакомство с отличительными признаками насекомых на основе наблюдений и объяснений учителя, чтения статьи из хрестоматии.

Закрепление: самостоятельная работа в тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

Формирование умения выполнять задания в тетради для итоговой комплексной работы.

15.

Насекомые – часть живой природы.

1

16.

Растения - часть живой природы.

1

Уточнение названий групп растений (деревья, кустарники, травы) с опорой на жизненные наблюдения, на основе выполнения заданий по иллюстрациям учебника, чтения статьи из хрестоматии и выполнения заданий из тетради для самостоятельной работы.

Начало длительного эксперимента № 1: посадка проросших семян фасоли или гороха в ящик с землёй.

Самоконтроль: интерактивные задания и тесты из электронной формы учебника.

17.

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

1

Выявление общих признаков групп растений (деревья, кустарники и травы) на основе работы с иллюстрациями и заданиями учебника, выполнения заданий из тетради для самостоятельной работы.

Обобщение жизненных наблюдений (форма листьев хвойных и лиственных деревьев), выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

Знакомство с листьями растений, которые человек употребляет в пищу, коллективное выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

18.

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

1

19.

Как растения расселяются на новые места.

1

Знакомство с различными способами расселения растений в природе на основе выполнения заданий по иллюстрациям учебника.

Начало длительного эксперимента № 2: посадка семян, находящихся в комках земли на подошве человека.

Формирование понятий «плод» и «семена» растения на основе выполнения заданий по иллюстрациям учебника, знакомства с текстами из хрестоматии, выполнения задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

Самоконтроль с коллективной проверкой: выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

20.

Природа и её сезонные изменения.

1

Обобщение знаний о сезонных периодах года (осень, зима, весна, лето) на основе жизненных наблюдений и выполнения заданий по иллюстрациям учебника, по содержанию статьи из хрестоматии.

Деление месяцев года по сезонам, совместное выполнение заданий из учебника.

Самоконтроль: выполнение задания из тетради для итоговой комплексной работы.

21.

Жизнь растений осенью.

1

Выявление признаков осени на основе жизненных наблюдений и выполнения заданий из учебника с использованием иллюстраций.

Исследование листьев хвойных деревьев, веточек берёзы, опавшего листа клёна с помощью лупы.

Пересказ статей из хрестоматии.

Заполнение дневника наблюдений на основе изучения осенних листьев клёна, берёзы, дуба, липы, рябины, вяза.

22.

Жизнь растений осенью.

1

23.

Труд людей осенью.

1

Дальнейшее формирование понятий: овощи, фрукты, плоды, семена растений.

Коллективная работа: составление рассказов об уборке урожая на полях, в огороде, в садах по иллюстрациям учебника.

Работа в парах: разделение иллюстраций (природных объектов) на 2 группы по основаниям: овощи и фрукты.

Выделение из овощей и фруктов плодов.

Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

Формирование навыков гигиены: ответы на вопросы учебника.

Самоконтроль: задание из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

24.

Как животные готовятся к зиме.

1

Перечисление перелётных и зимующих птиц родного края, деление птиц на 2 группы на основании иллюстраций учебника.

Формулирование основных причин отлёта насекомоядных птиц.

Изучение поведения животных, остающихся зимовать на основе выполнения заданий из учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

25.

Как животные готовятся к зиме.

1

26.

Подготовка к выполнению итоговой комплексной работы на основе единого теста.

1

Подготовка к выполнению итоговой комплексной работы на основе единого текста: чтение учителем текста «Кто и куда спешит осенью спрятаться», знакомство с новой формой выполнения тестового задания, коллективное выполнение задания на основе повторного чтения учителем текста с целью выявления последовательности появления животных в рассказе, соединение стрелочкой рисунка животного с окном, где оно должно располагаться.

Коллективное выполнение задания.

Самостоятельное выполнение аналогичного задания, с предварительным чтением текста учителем.

27.

Пришла зима.

1

Выявление признаков прихода зимы на основе жизненных наблюдений, сравнение иллюстраций осеннего и зимнего пейзажей одной и той же местности в учебнике.

Выполнение коллективного устного сочинения «Зимние забавы» по иллюстрации учебника.

Формулирование правил безопасного поведения на льду (проведение опыта, доказывающего, что тонкий лёд опасен), во время лыжных прогулок.

Чтение и пересказ текста из хрестоматии «О чём может рассказать снежный сугроб».

Выбор одежды для экскурсии в зимний лес (парк, на пришкольный участок), выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

28.

Пришла зима.

1

29.

Экскурсия на пришкольный участок.

1

Наблюдение за изменениями в природе: вид деревьев и кустарников, меньше птиц (только зимующие), отсутствие насекомых и т.д. (или за трудом людей в зимнем саду).

Сопоставление внешнего вида осенних и зимних деревьев: выполнение задания дневника наблюдений.

30.

Экскурсия в зимний лес.

1

31.

Снежные загадки.

1

Знакомство с таким явлением природы, как образование снежинок: коллективное чтение и пересказ статей из хрестоматии, выполнение заданий из учебника.

Проведение опыта, доказывающего, что белый цвет снега не означает, что снег чистый (грязное пятно на марле от талого снега), беседы по ОБЖ.

Вырезание снежинок на уроке технологии для украшения класса.

32.

Снежные загадки.

1

33.

Жизнь лесных зверей зимой.

1

Перечисление лесных зверей, которых можно увидеть в зимнем лесу (по иллюстрациям учебника).

Ответы по иллюстрациям учебника (помощь человека животным зимнего леса). Чтение (пересказ) учителем текстов из хрестоматии, сочетающееся с ответами детей на вопросы к текстам.

Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

Участие в игре «Знаешь ли ты, какие следы на снегу оставляет ваша кошка (собака, корова, коза и т.д.)?».

Выполнение заданий из учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, дневника наблюдений.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

34.

Жизнь лесных зверей зимой.

1

35.

Как помочь птицам зимой.

1

Восприятие чтения (пересказа) учителем текстов из хрестоматии, сочетающегося с ответами детей на вопросы к текстам.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

36.

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

1

Знакомство с условиями зимовки растений и животных, обитающих в водоёмах. Коллективная работа – составление рассказа «О чём мечтают дети?» по иллюстрациям учебника. Совместная работа учителя и детей по учебнику.

Чтение статей из хрестоматии, сочетающееся с ответами детей по ходу чтения текстов.

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме.

37.

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

1

Знакомство с условиями жизни растений в зимний период года: чтение текста учителем из учебника, сочетающееся с ответами детей на вопросы учебника.

Знакомство с трудом людей в зимний период года.

Уточнение ответов на основании сопоставления рисунков из учебника и текста из хрестоматии «Умирают ли на зиму травы?».

Поиск ответа на вопрос: Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?

Решение проблемы: остаются ли лиственные растения зимой без листьев: практическая работа – рассматривание через лупу почек тополя.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Начало длительного эксперимента.

38.

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

1

39.

Учимся различать деревья и кустарники зимой.

1

Работа с иллюстрациями учебника и хрестоматии: учитель читает (пересказывает) статьи из хрестоматии, дети находят рисунок зимнего дерева, рассказывают о внешнем виде зимних деревьев (сосна, тополь).

Сравнение и выделение плодов деревьев по рисункам учебника.

40.

Пришла весна.

1

Выявление природных примет весны на основе жизненного опыта и сопоставления иллюстраций зимнего и весеннего пейзажа берега реки.

Наблюдение за таянием сосульки в стеклянной посуде и проверка воды на чистоту.

Выявление причин роста сосулек на карнизах домов и причин их падения.

Выбор одежды и обуви для экскурсии в весенний лес (ботанический сад, парк, на пришкольный участок).

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

41.

Пришла весна.

1

42.

Экскурсия на природу.

1

Участие в беседе о правилах поведения на экскурсии (ОБЖ).

Наблюдение за весенними изменениями природы: набухание почек на деревьях, прилёт птиц, таяние снега, льда на водоёмах, появление насекомых и т.д.

43.

Экскурсия на природу.

1

44.

Пришла весна.

1

Выявление признаков весны на основе жизненных наблюдений: чтение в парах текста учебника, обсуждение и придумывание названия рассказа.

Самоконтроль: коллективное обсуждение рассказа о весне.

Сопоставление иллюстраций бабочек с их описанием (пересказ или чтение учителем текстов из хрестоматии).

45.

Пришла весна.

1

46.

Какие растения весной цвести торопятся.

1

Сравнение и сопоставление иллюстраций первых цветущих деревьев.

Сравнение и сопоставление иллюстраций первоцветов с их описанием.

Коллективный поиск ответов на вопросы: Неужели первым весенним цветам не холодно? Можно ли собирать первоцветы?

Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

47.

Как животные весну встречают. Про больших и маленьких.

1

Знакомство с особенностями появления потомства у животных: дети рассматривают иллюстрации учебника, учитель читает (пересказывает) тексты из хрестоматии.

Составление рассказов на основе рисунков учебника и рассказов из хрестоматии.

Составление рассказа о том, как птицы заботятся о своих птенцах, на основе чтения (пересказа) учителем рассказов из хрестоматии и иллюстраций учебника.

Составление рассказа по иллюстрации хрестоматии после чтения (пересказа) учителем рассказов из хрестоматии.

Выполнение самостоятельно задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

48.

Как животные весну встречают. Про больших и маленьких.

1

49.

Лето пришло.

1

Выявление признаков прихода лета на основе жизненных наблюдений и сравнения иллюстраций весеннего и летнего пейзажей одной и той же местности.

Коллективное устное сочинение по словам помощникам на тему: «Я люблю тебя, лето!»

Знакомство с правилами безопасного поведения на солнце (ОБЖ). Чтение и пересказ текста из хрестоматии «Опасные подарки летнего солнца».

50.

Лето пришло.

1

51.

В лес по ягоды пойдём.

1

Сравнение и сопоставление рисунков съедобных и несъедобных ягод.

Работа в парах: чтение и пересказ рассказов из хрестоматии.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Участие в беседе о ягодах, которые растут в родном крае.

Самостоятельное чтение и пересказ текста учебника.

52.

В лес по ягоды пойдём.

1

53.

С лукошком за грибами.

1

Изучение иллюстрации учебника, сравнение внешнего вида съедобных и похожих на них несъедобных грибов. Выяснение, растут ли такие грибы в родном крае. Составление рассказа по иллюстрации.

Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы.

Коллективная работа: составление плана сборов грибов.

Групповая работа: прочитать одну из статей хрестоматии и затем пересказать основное содержание текста.

54.

С лукошком за грибами.

1

55.

Охрана окружающей среды – обязанность каждого из нас.

1

Обобщение знаний о необходимости беречь и охранять окружающую среду.

Чтение статьи из хрестоматии, воспроизведение текста статьи по иллюстрациям хрестоматии.

Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы.

Организация выставки рисунков «Знаки охраны природы».

56.

Зелёная аптека.

1

Обобщение жизненных наблюдений о лекарственных растениях: беседа о лекарственных растениях края с опорой на гербарий и иллюстрацию учебника.

Слушание рассказа учителя о лекарственных растениях по рисункам учебника.

Знакомство с правилами обработки рук после сбора лекарственных трав или трав для гербария (ОБЖ).

Выполнение задания на сопоставление иллюстраций растений в учебнике и в тетради для самостоятельной работы.

57.

Зелёная аптека.

58.

Природа и мы.

1

Ознакомление со смысловым значением терминов «экология», «экологи», на основе содержания статьи из учебника.

Составление рассказа об охране природы по иллюстрациям предупредительных знаков.

Высказывание предложений о предупредительных знаках, которые необходимо выставить на пришкольном участке, в школьном дворе, в лесу и т.д.

59.

Наша Родина – Россия.

1

Слушание рассказа учителя о нашей многонациональной Родине, протяженности её сухопутных и морских границ, о её столице, гербе флаге, гимне.

Рассматривание иллюстраций учебника: карта России, герб и флаг России, герб России на современных монетах, изображения животных из Красной книги России на юбилейных монетах.

Слушание (стоя) Государственного гимна России, который зачитывает учитель.

Самоконтроль: выполнение самостоятельно задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий и тестов из электронной формы учебника.

60.

Наша Родина – Россия.

1

61.

Наша Родина – Россия.

1

62.

Москва – столица нашего государства.

1

Слушание рассказа учителя о столице нашей Родины – Москве, её достопримечательностях.

Работа с картой: путешествие по достопримечательностям столицы.

Знакомство с картой Кремля.

Работа с картой Кремля в тетради для проверочных работ в тестовой форме или выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника.

63.

Москва – столица нашего государства.

1

64.

Экскурсия в город.

1

Обобщение знаний о городском транспорте.

Знакомство с правилами поведения во время экскурсии в город (ОБЖ).

65.

66.

Итоговая комплексная работа.

1

Выполнение заданий итоговой комплексной работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной прогр...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету окружающий мир  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Рабочая программа по окружающему миру. Адаптация детей к школе.(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)

Окружающий мир  (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть) Программа составлена на основе Комплексной программы развития ...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...