Рабочая программа по окружающему миру. Адаптация детей к школе.(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)
рабочая программа по окружающему миру

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Окружающий мир

  (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)

(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)

 

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_3okruzhayushchiy_mir_2018g.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

  (30 занятий в год - 1 занятие в неделю)

(А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!». 3 часть)

Программа составлена на основе Комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Пояснительная записка

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Основная цель данного курса – знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира) в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, знакомство с родным языком.

Основными задачами данного курса являются:

  •  формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы: Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Место предмета в учебном плане дополнительных платных образовательных услуг - на изучение курса «Окружающий мир» отводится 1 занятие в неделю, всего – 30 занятий в год.

Система оценивания и формы контроля: освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается бальным оцениванием и проведением промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.

Для достижения требуемых результатов обучения занятия строятся в занимательной и игровой форме, что позволяет детям успешно овладеть программным материалом. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты освоения предмета.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

- элементарным правилам поведения в городе и на природе;

- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

- других людей;

- проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

- видеть друг в друге сходные черты и различия;

- определять сезонные изменения в природе;

- выполнять на слух инструкции для обучающихся.

- названия месяцев года;

- основные отличия птиц, зверей, рыб и насекомых.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению других людей;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами, давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать  результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

 Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Содержание учебного предмета.

Введение.

Летние месяцы года и их характерных признаки. Правила и нормы поведения на природе.

Как себя уберечь.

Дом - жилище человека, видеть приметы времени. Правила безопасного поведения. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Знакомство с осенней природой.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений осени: листопад, перелёты птиц, температура, ветер, дождь.

Глобус, карта, мой район.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.

Путешествия и транспорт.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Путешествие на Северный полюс.

Путешествие в тундру. Жители тундры. Путешествие в тайгу. Путешествие в смешанный лес.

Достопримечательности нашей столицы.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. В гости к городецким мастерам. Путешествие к мастерам Хохломы. В гости к дымковским мастерам. Филимоновская игрушка.

Широка моя страна!

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Путешествие по материкам.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Климат, население, флора, фауна, стран, достопримечательности континентов – Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида

Тематическое планирование

№ п/п

Названия разделов

Количество занятий

Введение

1

Как себя уберечь

2

Знакомство с осенней природой

1

Глобус, карта, мой район

2

Путешествия и транспорт

6

Достопримечательности нашей столицы

8

Широка моя страна!

5

Путешествие по материкам

3

Обобщение изученного материала

2*

Итого:

30 занятий

Календарно-тематическое планирование

(По программе – 30 занятий при 1 занятии в неделю)

№ п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятий

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

1 четверть. 4 недели – 4 часа.

Введение - 1 час

1

Приглашение к путешествию.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире;

-вступать в учебный диалог;

-различать способы и средства познания окружающего мира;

-оценивать результаты своей работы

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

04.10

Как себя уберечь -2 часа

2

Береги себя

11.10

3

Если хочешь быть здоров.

Основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы не болеть и беречь свое здоровье.

18.10

Знакомство с осенней природой - 1 час

4

«Уж небо осенью дышало…»

Наблюдать за объектами природы и записывать наблюдения.

25.10

2 четверть. 8 недель – 8 часов.

Глобус, карта, мой район - 2 часа

5

Район, в котором ты живешь.

Знать свою улицу, дом, квартиру, основные достопримечательности района.

08.11

6

Глобус, карта.

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

Выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты

15.11

Путешествия и транспорт - 6 часов

7

Транспорт.

Зачем человеку нужен транспорт? Откуда пришел транспорт. Виды транспорта.

22.11

8

Путешествие на Северный полюс.

 Расширять знания детей о планете Земля. Почему животные севера не мёрзнут? Чем покрыто тело моржа, тюленя, медведя? Чем питаются эти животные? Особенности проживания на севере.

29.11

9

Путешествие в тундру. Жители тундры.

Суровый климат тундры, растения, животные. Какие люди там живут?

06.12

10

Путешествие в тайгу.

Что такое тайга? Природа тайги, растения, животные.

13.12

11

Путешествие в смешанный лес.

Учить детей правильному поведению в лесу. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях. Продолжать учить детей описывать птиц, выделяя их характерные признаки.

20.12

12

«Идет волшебница зима…»

Научить определять признаки зимы через наблюдение и проведение опытов.

27.12

3 четверть. 10 недель - 9 часов. 

Достопримечательности нашей столицы - 8 часов

13

В гости к городецким мастерам.

Знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения.

10.01.

14

Путешествие к мастерам Хохломы.

Познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла

17.01

15

На каникулы в Москву.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

24.01

16

Театр и музей.

Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всём мире Большим театром, музеями, с правилами поведения в процессе их посещения. Приобщать детей к русской национальной культуре.

31.01

17

Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» Улицы Москвы.

Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития города Москвы, познакомить с образом жизни в старину.

07.02

18

В гости к дымковским мастерам.

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

14.02

19

Филимоновская игрушка.

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

28.02

20

Это мамин праздник!

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

07.03

Широка моя страна!- 5 часов

21

История русского костюма.

Познакомить детей о национальном костюме, с русской старинной обувью «Лапти» Прививать интерес к русскому народному творчеству.

14.03

4 четверть  - 8 часов.

22

Весна в степи.

  • Познакомить детей с особенностями природных условий степи и с природными явлениями весенних месяцев. Развивать детей мышление, воображение, способность наблюдать, строить предположения

21.03

23

Как родится хлеб.

Познакомить детей о том, когда появился хлеб…

04.04

24

«Широка страна моя родная…»

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

11.04

25

Конкурс эрудитов.

Уметь отвечать на вопросы, вести диалог, помогать товарищу.

18.04

Путешествие по материкам - 3 часа

26

Путешествие в Африку и Америку

Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки и Америки, климате, растениях, животных.

25.04

27

Путешествие в Австралию и Антарктиду

Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Австралии, Антарктиды, климате, растениях, животных.

02.05

28

Зоопарк. Виртуальная экскурсия.

Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек—часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

16.05

29

Обобщение изученного материала – 1 час*

23.05

Итого: 29 часов. 

Примечание: 09.03.19- праздничный день и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 30 часов по программе запланировано 29 часов. *Тема «Обобщение» (2 часа) выполнена за счет уплотнения дидактических единиц (1 час) .

Перечень учебно-методического обеспечения

Книгопечатная продукция: Здравствуй, мир!» часть 3, авторы А.А.Вахрушев,  Е.Е.Кочемасова;  под ред. А.А.Вахрушева. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015.Демонстрационный материал - модульные таблицы.

Технические средства: компьютер, проектор.

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:

http://evolution.powernet.ruТравянистые растения Московской области: онлайн-справочник

http://www. herba.msu.ruПроект Forest.ru: все о росийских лесах

http://birds.krasu.ruРастения: электронные версии книг

http://plant.geoman.ruРедкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://www.paleo.ru/museumПопулярная энциклопедия «Флора и фауна»

http://www.biolog188.narod.ruГосударственный Дарвиновский музей

http://wwwdarwin.museum.ruЖивые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28 .08.2018 г. №1  

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_________ Павлик Н.А.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_________ Лобанова М.И.

 29. 08. 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев

Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина  Образовательной...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС Школа 2100 А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С .Раутиан ,С.В. Тырин

Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"А.А.Вахрушев

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календа...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающег...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной прогр...