План-конспект экологического урока "Животные Кавказа помогут всем и сразу"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Мирзабекова Манзура Расимовна

 Сегодня экологическая культура становится неотъемлемой частью функциональной грамотности подрастающего поколения.

Экологическое образование направлено на формирование у обучающихся основ экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды. Процесс формирования экологически грамотной личности поможет воспитать доброе, внимательное, заботливое отношение к окружающему миру у учащихся. Экологический урок  «Животные Кавказа помогут всем и сразу» призвано решать именно эти задачи. Главное включение детей в сотрудничество, активный самостоятельный поиск знаний и живое, неформальное общение. Интеграция позволяет практически реализовать почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи: получение новых знаний (не только от педагогов, но и от одноклассников), формирование умений и навыков (в частности – умения работы с дополнительными источниками информации), развитие познавательных интересов и творческих способностей,  эмоционально – чувственного отношения к природе и других жизненно важных и ценных качеств личности.

Проведение данного экологического урока  имеет актуальность  не только в 2017 году т.к. 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий, но и всегда.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Экологический урок «Животные Кавказа помогут всем и сразу» Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия№1» Республики Дагестан, г.Дербента Мирзабекова Манзура Расимовна.

Слайд 4

Отряд скорой экологической помощи

Слайд 5

Переднеазиатский леопард

Слайд 7

Самшит колхидский

Слайд 8

Каспийский тюлень

Слайд 9

Физкультминутка «Выросли деревья в поле» Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Слайд 10

Эко жалобы Переднеазиатский леопард В конце 19 начале 20 вв. леопарда начали активно истреблять, что и повлекло за собой быстрое снижение его численности . Зубр европейский В начале XX века последние дикие популяции зубра были уничтожены; причиной этого стало браконьерство — неограниченная охота на животных и сокращение их мест обитания. Каспийский тюлень Несмотря на то, что Каспийскому тюленю присвоена Международным союзом охраны природы категория «вымирающий вид» (EN), на сегодняшний день он не включен в Красную книгу Российской Федерации. Также нет государственной стратегии сохранения этого вида. При этом численность популяции продолжает сокращаться. Самшит колхидский Реликтовое растение, 1,8 млн лет назад сумевшее пережить ледниковый период, почти полностью уничтожено самшитовой огнёвкой.

Слайд 11

Кроссворд

Слайд 12

Домашнее задание: подготовить сообщение об одном редком виде животного, занесенного в Красную книгу Республики Дагестан. придумать стихотворение на тему «Животные Кавказа помогут всем и сразу»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1»

        

План-конспект урока

«Животные Кавказа помогут всем и сразу»

Учителя начальных классов

Мирзабековой Манзуры Расимовны

г.Дербент.

2018г.

Пояснительная записка.

Сегодня экологическая культура становится неотъемлемой частью функциональной грамотности подрастающего поколения.

Экологическое образование направлено на формирование у обучающихся основ экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды. Процесс формирования экологически грамотной личности поможет воспитать доброе, внимательное, заботливое отношение к окружающему миру у учащихся. Экологический урок  «Животные Кавказа помогут всем и сразу» призвано решать именно эти задачи. Главное включение детей в сотрудничество, активный самостоятельный поиск знаний и живое, неформальное общение. Интеграция позволяет практически реализовать почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи: получение новых знаний (не только от педагогов, но и от одноклассников), формирование умений и навыков (в частности – умения работы с дополнительными источниками информации), развитие познавательных интересов и творческих способностей,  эмоционально – чувственного отношения к природе и других жизненно важных и ценных качеств личности.

Проведение данного экологического урока  имеет актуальность  не только в 2017 году т.к. 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий, но и всегда.

Цель урока: организовать и провести познавательный экологический урок в 1 классе для формирования у подрастающего поколения экологическое самосознание и развитие интереса к вопросам сохранения исчезающих и редких видов животного и растительного мира Северного Кавказа

Задачи:

образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

-познакомить учащихся со следующими представителями кавказской экосистемы: переднеазиатский леопард, европейский зубр, каспийский тюлень, самшит колхидский.

-повысить экологическое самосознание и приобщить подрастающее поколение регионов  Северного Кавказа к вопросам охраны окружающее среды.

-развить навыки восприятия информации и творческих способностей детей.

воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе;

развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.

Планируемые результаты:

1) личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметные:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметные:

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: презентация, загадки, кроссворд.

Форма проведения:  экологический урок.

Тип урока: обобщающий.

Методы: словесные, наглядные.

.

                                                        ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие.

Сообщение цели занятия.

 II.   Введение в тему.

 - Взгляните на экран.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(ответы детей)

-Сегодня на уроке мы будем говорить  о представителях кавказской экосистемы: переднеазиатский леопард, европейский зубр, каспийский тюлень, самшит колхидский;

 о том, как нужно беречь природу.

Назовите  тему урока: Животные Кавказа помогут всем и сразу

 ( СЛАЙД 1)

III. Изложение нового материала.

Учитель: «Посмотрите на эту природу. Мы часто любуемся красивыми растениями, дикими и домашними животными. Но их с каждым годом становится все меньше и меньше. Над этим еще давно задумались ученые многих стран. В 1949 году Международный союз по охране природы и природных ресурсов организовал постоянно действующую комиссию по редким видам .Основной ее задачей было создание мирового списка видов нуждающихся в охране. Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными видами экосистемы Северного Кавказа. На Северном Кавказе обитают более 1000 видов различных животных и растений, которых нет ни в одном другом регионе России. Некоторых из них осталось очень мало, поэтому очень важно научиться бережно относиться к природе и помогать животным и растениям.

Учитель: Итак, наш экологический урок называется «Животные Кавказа помогают всем и сразу» и сегодня мы познакомимся с некоторыми из таких животных и растений, а так же посмотрим, как они помогают друг другу и приходят на помощь в трудных ситуациях.

  1. Представление отряда скорой экологической помощи.

Учитель: Перед вами отряд скорой экологической помощи: переднеазиатский леопард, древнее дерево самшит калхидский, каспийский тюлень, европейский зубр. Они сегодня наши главные герои, и дальше мы будем смотреть и слушать истории про их приключения. (Слайд 2)

  1. История переднеазиатского леопарда.

Детям будет предложено описать леопарда. (Слайд 3)

(Ответы учащихся) 

Ученик.

Хищник ловкий леопард,
Он всегда готов на старт.
Гибким телом наделен
Кровожаден и силен.

Учитель рассказывает детям интересные факты о переднеазиатском леопарде, руководствуясь следующей научной справкой.

Переднеазиатский леопард - один из крупнейших подвидов леопарда в мире. Когда-то он занимал обширный ареал между Каспием и Черным морем, но в середине XX века был полностью истреблен в дикой природе Кавказа. Спустя 60 лет переднеазиатский леопард вернулся в родные края. Это стало возможным благодаря созданию специального Центра, где происходит разведение и подготовка к жизни в дикой природе.

15 июля 2016 года в Кавказском заповеднике состоялся первый в мире выпуск первых трех леопардов. Территория выпуска расположена в горной местности, недоступной человеку, вдали от населенных пунктов, где сохранились естественные экосистемы, привычные для леопарда, с соответствующей потребностям кормовой базой.

Благодаря наличию леопарда в природе происходит умеренное развитие популяции волка и различных парнокопытных животных, тем самым сохраняется природный баланс. В будущем Северный Кавказ станет настоящим ареалом обитания более 50 переднеазиатских  леопардов.

Интересные факты.

.В дикой природе переднеазиатские леопарды живут 10-15 лет, а в неволе 20 лет.

.Самка леопарда способна приводить на свет 2-3 детеныша, но до 1 года зачастую доживает 1 детеныш.

.Охотятся леопарды преимущественно ночью

.Леопарды способны поднять и протащить тушу животного вдвое превышающего их собственный вес.

. У леопардов отличное зрение, они могут заметить добычу на расстоянии 1,5 км.

  1. История европейского зубра.

Детям будет предложено описать зубра. (Слайд 4)

Ответы детей.

Ученик

С виду зубр хоть огромный,

Но бежит он очень ловко,

Двух метровую ограду,

Одолеет сходу разом.

 

Любит в травке поваляться,

И рогами по бодаться,

Расстояния большое,

Одолеет зверь любое!

Автор: Леонов В.А.



Учитель рассказывает детям интересные факты о европейском зубре, руководствуясь следующей научной справкой.

Европейский зубр –последний представитель диких быков в Европе. Когда-то он был широко распространен на Кавказе, но в начале XX века был полностью истреблен. Вся современная популяция зубров происходит всего от двенадцати особей, находившихся в начале XX века в зоопарках Европы. На Северном Кавказе имеются две группировки зубра в Цейском заказнике в Республике Северная Осетия-Алания и Тебердинском заповеднике в Карачаево-Черкессии общей численностью  до 114 особей.

Интересные факты:

- Зубр самое большое наземное млекопитающее, которое можно встретить в Европе.

-Зубры имеют много общего с обитающими в Америке бизонами.

-вес взрослого зубра достигает 400-600 килограмм.

-детеныши зубров спустя пару часов после рождения могут ходить.

-зубры могут перепрыгивать препятствия до 2-х метров высотой.

-лидерами стад зубров являются самки, а не самцы.

-продолжительность жизни зубров 20-25 лет.

3 .История о самшите колхидском.

Детям будет предложено описать реликтовое растение самшит колхидский.

( Слайд 5)

Ответы детей

Ученик .

На земле исчезают цветы,

с каждым годом заметнее это,

меньше радости и красоты,

оставляет нам каждое лето.

Ученик

Листочки мелкие и ветки небольшие.
Густо растёт, лишь надо подстригать.
В воде он, безусловно, тонет быстро.
По крепости ему нет равных, ни на пядь.

«Железным», так прославили в народе.
Кустарник или дерево?  Как знать!?
Ведь в Хосте тис с самшитом на природе.
Реликтовых деревьев – там аж страсть!

Красиво смотрится под полировкой.
Сразу в глаза влетает Божья стать.
Поделок много разных, сувениров,
Трость из самшита сразу не поднять.

Растёт он медленно: лет 50 – два метра.
Неторопливо как-то набирает стать.
Кусты густые, твёрдые, как кресло.
Детьми – любили часто в них лежать.

Он незаслуженно и всеми позабытый.
И призван, только город украшать.
Газоны, клумбы и дорожки влиты.
И прозябает наш потрёпанный редкач. 

Учитель рассказывает детям интересные факты о данном растении, руководствуясь следующей научной справкой.

Самшит колхидский –одно из самых древних растений. На сегодняшний день находится под риском полного исчезновения из-за быстрого распространения самшитовой огневки (гусеницы) случайно завезенной в 2012 году в Россию вместе с посадочным материалом. В связи с отсутствием естественных врагов в природе Северного Кавказа огневкой уже съедено 99% самшитового леса. Экосистема возрастом  15 млн. лет постепенно исчезает с лица Земли. Во всей России осталось только 2 участка самшитового леса, которые находятся в российском Кавказе в Республике Адыгея, которые уцелели благодаря усилиям группы ученых и специалистов из АНО «Центр природы Кавказа»

Интересные факты

- самшит вечнозеленое растение.

-живет 500-600 лет.

-максимальная высота 20 метров, а диаметр 50 см.

- за год оно растет на 1 мм.

-самшит тонет в воде из-за толстой плотной древесины.

4  .История о каспийском тюлене.

Детям будет предложено описать тюленя.(Слайд 6)

Ответы детей.

Ученик

Говорил тюлень тюленю:
- Я вчера простился с ленью
И сегодня до обеда
Плавал быстро, как торпеда.
Отвечал второй тюлень:
- Мне нисколечко не лень.
Просто тело и душа
Любят плавать не спеша. 

Учитель рассказывает детям интересные факты о каспийском тюлене, руководствуясь следующей научной справкой.

Каспийский тюлень или каспийская нерпа-вид тюленя, обитающего только в Каспийском море. На сегодняшний день вид популяции сократился на 90%, что ставит под угрозу существование этого важного для морской экосистемы вида. По оценкам экспертов в течение ближайших 10 лет, без принятия соответствующих мер, может произойти полное вымирание популяции вида. Основными причинами сокращения популяции каспийского тюленя являются загрязнение мест его обитания, охота на этих животных, большое количество рыболовных сетей, в которых они запутываются.

Интересные факты

-тюлени умеют плакать, но в отличие от человека, у них нет слезных желез.

-они способны уловить запах на расстоянии 500м.

- в воде они ориентируются с помощью усов.

-они могут нырять на большую глубину и находиться там  2 часа.

- продолжительность жизни тюленей достигает 35 лет, причем самки живут дольше самцов.

Учащиеся высказывают своё мнение о необходимости охраны природы.

IV Физкультминутка (слайд 7)  

V. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Ребята , давайте познакомимся с экологическими "жалобами" и проанализируем их вместе с вами (слайд 8)

Ученик. 

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Кроссворд  

З

Т

У

Ю

С

Б

Л

е

о

п

А

р

д

Е

М

Н

Ш

Ь

И

Неповоротлив он на суше,        
Зато в воде спортсмен милуша.
Нырять он может целый день...
Как все зовут его? ...
(Тюлень)

В чёрных пятнышках весь мех,

На деревьях отдыхает,

Он красивый, редкий зверь,

Подскажи, как называют?

(Леопард)

Чем-то на быка похож,

Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет!

(Зубр)
Растёт он медленно: лет 50 – два метра.
Неторопливо как-то набирает стать.
Кусты густые, твёрдые, как кресло.

(Самшит)

        

( СЛАЙД 9)

Заключительное слово учителя.

Мы сегодня узнали, как животные Кавказа помогают друг другу, как заботятся о природе. Не забывайте относиться бережно к природе и беречь ее. В качестве задания вам предлагается принять участие в творческом конкурсе. Подумайте, какие истории вы можете рассказать о своих любимых животных, как они помогают защищать природу. Вам нужно придумать стихотворение на тему «Животные Кавказа помогают всем и сразу» и нарисовать иллюстрацию к нему.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали сегодня?

-Что было самым интересным? Что не очень?

- Какие выводы вы сделали ?

Домашнее задание: подготовить сообщение об одном редком виде животного, занесенного в Красную книгу Республики Дагестан.  Придумать стихотворение на тему «Животные Кавказа помогут всем и сразу»

(СЛАЙД 10)

Выставление оценок. Комментарии... 

Спасибо за урок!

Используемая литература: стихи и загадки Леонова В.А.

Ru.wikipedia.org

Yandex.ru 

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=194982

(Стихотворение «Самшит» , автор Вадим Спет . Литературный сайт fabulae.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

План-конспект урока на тему: Экологический календарь.

План-конспект урока на тему: Экологический календарь.Класс: 2 Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: формировать у обучающихся представление об экологическом календаре...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...

План-конспект урока "Хлеб- всему голова"

Урок открытия новых знаний...