Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бадмаева Туяна Намхаевна

Цель: 

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.

Задачи:

    

  1. Развитие общеучебных познавательных умений:

- через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

- поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

  1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления  учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
  2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
  3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tayga.docx22.5 КБ
Файл analiz_uroka.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе

Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги

Цель: 

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного
 сообщества леса.

Задачи:

     

  1. Развитие общеучебных познавательных умений:

- через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

- поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

  1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления  учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
  2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
  3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.


Оборудование:

  • карта природных зон;
  • толковые словари;
  • фотографии с изображением растений и животных;
  • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;
  • мультимедийная презентация; 

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.

II Релаксация (актуализация опорных знаний)

- Закройте глаза. Расслабьтесь. Включите воображение (звучит музыка) 
- Попробуем сейчас  переместиться в одно из таинственных мест природы, представить предметы, звуки, цвета.

Какие звуки запомнили? Где вы находились в своём воображении?


III Постановка учебной задачи
- О чем будем говорить на уроке?

- тема нашего урока «Тайга». (Слайд 1)

- Что вы знаете о тайге?

- Прочитайте хором высказывание: Тайга – бесценный дар природы. (Слайд 2)
- Сегодня на уроке попробуем доказать эту гипотезу.



IV Решение учебной задачи
1) Распределение заданий

- Чтобы проверить правильность нашей гипотезы, на уроке вы выступите в роли ученых – исследователей. Для работы мы разделимся на 4 группы:

1 группа -  географы

2  – ботаники

3 -  зоологи

4  -  экологи

- Выберите из предложенных ту задачу, которую будучи в роли этих учёных вы сможете решить.


1. Определить географическое положение тайги.
(Слайд 3)
2. Изучить растительный мир тайги.
3. Изучить животный мир тайги.  
4. Выявить экологические проблемы тайги.

- Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценивать будете кружками трех цветов. Зеленый цвет означает все получилось, желтый цвет – затруднялись, красный - было сложно.(на доске плакат).

2) Повторение правил работы в группе

- Прочитайте правила работы в группе.

(Слайд 4)

Правила работы в группах.

Работать дружно.

Слушать друг друга.

Высказывать своё мнение, принимать иную точку зрения.

Строить доказательства.

Критиковать (не обижая).

Делать выводы.

Ответственно оценивать свою работу и работу одноклассников.

- Предлагаю встать и прочитать речёвку хором:

(Слайд 5)

Думать коллективно,

Работать оперативно,

Спорить доказательно-

Для всех обязательно!

3) Этап работы в группах (открытие новых знаний).

Все работы на столах, время работы- 7 минут .
Задания групп:
1 группа – географы (Слайд 6)
1. Найдите и прочитайте толкование слова «тайга» в словарях.

2. Найдите информацию в учебнике о том, какое пространство занимает тайга на планете. 

3. Покажите зону тайги на  карте (Слайд 7).

4. Почему растения называют «лёгкими» планеты?

Вывод: Лес называют «легкими планеты» за то, что они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

- Оцените  работу группы географов.

2 группа – ботаники (Слайд 8)

1. Рассмотрите картинки и разделите на 2 группы: растения верхнего яруса и растения нижнего яруса. Расположите их на карте.
2. Найдите в учебнике информацию о том, почему лиственницу так называют.
3. В чём ценность растений? Сформулируйте вывод.

Вывод: Тайга даёт  человеку топливо, древесину,  очищает воздух.  

- Оцените  работу группы ботаников.

3 группа – зоологи (Слайд 9)
1. Рассмотрите картинки с изображением животных тайги и разделите на 2 группы: животные верхнего яруса и животные нижнего яруса.
2. Найдите информацию в учебнике о том, кто является хозяином тайги.
3. В чём ценность животных тайги? Сформулируйте вывод.
Вывод: Животные тайги - это пища для человека и зверей. Мех некоторых животных представляет большую ценность.

- Оцените  работу группы зоологов.

4 группа - экологи  (Слайд 10)
1. Прочитав эту статью определите, кто убирает в тайге опавшую листву, высохшую траву? Подчеркните ответы в статье.

Оказывается, природа сама за собой убирает весь мусор. Есть в тайге живые организмы, которые питаются остатками растений и останками животных. Роль «мусорщиков» выполняют дождевые черви, которые поедают опавшую листву, хвою, то есть остатки растений. К «мусорщикам» также относятся все грибы и большинство бактерий и микробов. Они превращают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям.
2.
 Какую пользу эти организмы приносят тайге?

Вывод:

«Мусорщики» превращают умершие организмы в минеральные вещества, которые необходимы растениям тайги.

- Оцените  работу группы экологов.

Словесная оценивание.

V. Фронтальная работа

1. Ребята, я предлагаю продолжить цепи питания из обитателей тайги.

Черника - ….(медведь)

Сосна – короед -…. (дятел)
2. Перед вами цепь питания:

еловые шишки – белка - соболь – рысь (Слайд 11) 

Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания?

Вывод: произойдет нарушение взаимосвязи в цепи питания, что вызовет ухудшение экологического равновесия.


-
 Назовите правила, которые надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических бедствий.

Прочитайте правила на слайде:

 (Не заниматься  браконьерством,  

не оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах,

не разорять  гнезда  птиц,  

ворошить  муравейники,

не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам,
не  ломать ветки  деревьев).
(Слайд 12)

VI. Итог урока

- В чем ценность тайги?

Вывод:

 (Тайга даёт  человеку топливо, древесину, пищу для человека и зверей и очищает воздух.  Является жилищем для лесных обитателей, местом для отдыха).  

- Прочитайте высказывание. (Слайд 13)

Мы доказали эту гипотезу?

VII. Рефлексия
-  Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из нас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе

Тема урока: Тайга. Экологические проблемы тайги

Тип урока: Урок применения метапредметных и предметных знаний

Целевое назначение урока: Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач.

 

  

Цель урока: 

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного
 сообщества леса.

Образовательная задача:

     

  1. Развивать познавательные общеучебные умения: учить характеризовать части природного сообщества, устанавливать их взаимосвязь на основе круговорота веществ между живой и неживой природой; учить поиску необходимой информации, её структурированию и моделированию.

Развивающая задача:

  1. Развивать регулятивные общеучебные умения: учить управлять учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, оценки успешности усвоения.

Воспитательная задача:

  1. Развивать коммуникативные умения: умение сотрудничать при выполнении совместной работы в группах, вести диалог,

искать решения.

  1. Развивать личностные умения: уметь объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

 Результативность обучения:

Обучающийся научится:

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период):  Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

Обучающийся получит возможность научиться :

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: Обучающийся научится:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться :

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

Познавательные: Обучающийся научится:

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться :

- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные: Обучающийся научится:

 - контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться :

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Форма организации урока: фронтальная. групповая

Методы обучения: словесные (беседа, инструктаж. ), наглядные, практические

Форма контроля: экспертный контроль (устный), самоконтроль, взаимоконтроль
Оборудование:

толковые словари;


  • фотографии с изображением растений и животных;

  • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;

  • макет тайги

  • мультимедийная презентация;                                                                                                         

Урок содержал 7 основных этапов:

I Организационный момент. На данном этапе осуществлялась психологическая готовность к учебной деятельности.

II  На этапе релаксации-

Вызвать положительные эмоции,хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.


III Постановка учебной задачи. На данном этапе объявлялась учебная задача. Дети сами сформулировали задачу.

IV Решение учебной задачи- это основной этап включал в себя    
1. Подготовку к работе в группах

2) Повторение правил работы в группе

3) Работа в группе (открытие новых знаний) 

V. Фронтальная работа

1. Составьте цепь питания из обитателей тайги.
2. Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания?
Еловые шишки- белка- соболь – рысь
(Слайд 11)
3.
 Назовите правила, которые надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических катастроф. (Не заниматься  браконьерством,  не оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах, не разорять  гнезда  птиц,  ворошить  муравейники, не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам,
не  ломать ветки  деревьев, сажать  молодые  деревья).
(Слайд 12)

VI. Итог урока

- В чем ценность тайги? (Тайга даёт  человеку топливо, древесину, пищу для человека и зверей и очищает воздух.  Является жилищем для лесных обитателей, местом для отдыха).  

- Прочитайте высказывание. (Слайд 13)

Мы доказали эту гипотезу?

VII. Рефлексия
-  Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из вас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира (4 класс) на тему "Проблемы экологии".

Данный материал может быть использован для подготовки к уроку на экологическую тематику в любом классе....

урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".

Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся  по УМК "Школа России"....

Презентация к Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги

Цель: Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.Задачи:    Разви...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"

Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»

Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем сов...