Главные вкладки

    Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Бадмаева Туяна Намхаевна

    Цель: 

    Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.

    Задачи:

        

    1. Развитие общеучебных познавательных умений:

    - через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

    - поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

    1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления  учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
    2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
    3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_tayga.docx22.5 КБ
    Файл analiz_uroka.docx19.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе

    Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги

    Цель: 

    Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного
     сообщества леса.

    Задачи:

         

    1. Развитие общеучебных познавательных умений:

    - через обучения навыкам характеристики тайги, как одного из видов природного сообщества леса;

    - поиска необходимой информации, её структурирования и моделирования.

    1. Развитие регулятивных общеучебных умений: на основе привития навыков управления  учебной деятельностью через постановку целей и задач оценки успешности усвоения.
    2. Развитие коммуникативных умений: на основе создания условий сотрудничества при взаимодействии совместной работы в группах.
    3. Развитие ценностно-личностных позиций школьника: на основе умений объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.


    Оборудование:

    • карта природных зон;
    • толковые словари;
    • фотографии с изображением растений и животных;
    • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;
    • мультимедийная презентация; 

    I Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.

    II Релаксация (актуализация опорных знаний)

    - Закройте глаза. Расслабьтесь. Включите воображение (звучит музыка) 
    - Попробуем сейчас  переместиться в одно из таинственных мест природы, представить предметы, звуки, цвета.

    Какие звуки запомнили? Где вы находились в своём воображении?


    III Постановка учебной задачи
    - О чем будем говорить на уроке?

    - тема нашего урока «Тайга». (Слайд 1)

    - Что вы знаете о тайге?

    - Прочитайте хором высказывание: Тайга – бесценный дар природы. (Слайд 2)
    - Сегодня на уроке попробуем доказать эту гипотезу.



    IV Решение учебной задачи
    1) Распределение заданий

    - Чтобы проверить правильность нашей гипотезы, на уроке вы выступите в роли ученых – исследователей. Для работы мы разделимся на 4 группы:

    1 группа -  географы

    2  – ботаники

    3 -  зоологи

    4  -  экологи

    - Выберите из предложенных ту задачу, которую будучи в роли этих учёных вы сможете решить.


    1. Определить географическое положение тайги.
    (Слайд 3)
    2. Изучить растительный мир тайги.
    3. Изучить животный мир тайги.  
    4. Выявить экологические проблемы тайги.

    - Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп. Оценивать будете кружками трех цветов. Зеленый цвет означает все получилось, желтый цвет – затруднялись, красный - было сложно.(на доске плакат).

    2) Повторение правил работы в группе

    - Прочитайте правила работы в группе.

    (Слайд 4)

    Правила работы в группах.

    Работать дружно.

    Слушать друг друга.

    Высказывать своё мнение, принимать иную точку зрения.

    Строить доказательства.

    Критиковать (не обижая).

    Делать выводы.

    Ответственно оценивать свою работу и работу одноклассников.

    - Предлагаю встать и прочитать речёвку хором:

    (Слайд 5)

    Думать коллективно,

    Работать оперативно,

    Спорить доказательно-

    Для всех обязательно!

    3) Этап работы в группах (открытие новых знаний).

    Все работы на столах, время работы- 7 минут .
    Задания групп:
    1 группа – географы (Слайд 6)
    1. Найдите и прочитайте толкование слова «тайга» в словарях.

    2. Найдите информацию в учебнике о том, какое пространство занимает тайга на планете. 

    3. Покажите зону тайги на  карте (Слайд 7).

    4. Почему растения называют «лёгкими» планеты?

    Вывод: Лес называют «легкими планеты» за то, что они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

    - Оцените  работу группы географов.

    2 группа – ботаники (Слайд 8)

    1. Рассмотрите картинки и разделите на 2 группы: растения верхнего яруса и растения нижнего яруса. Расположите их на карте.
    2. Найдите в учебнике информацию о том, почему лиственницу так называют.
    3. В чём ценность растений? Сформулируйте вывод.

    Вывод: Тайга даёт  человеку топливо, древесину,  очищает воздух.  

    - Оцените  работу группы ботаников.

    3 группа – зоологи (Слайд 9)
    1. Рассмотрите картинки с изображением животных тайги и разделите на 2 группы: животные верхнего яруса и животные нижнего яруса.
    2. Найдите информацию в учебнике о том, кто является хозяином тайги.
    3. В чём ценность животных тайги? Сформулируйте вывод.
    Вывод: Животные тайги - это пища для человека и зверей. Мех некоторых животных представляет большую ценность.

    - Оцените  работу группы зоологов.

    4 группа - экологи  (Слайд 10)
    1. Прочитав эту статью определите, кто убирает в тайге опавшую листву, высохшую траву? Подчеркните ответы в статье.

    Оказывается, природа сама за собой убирает весь мусор. Есть в тайге живые организмы, которые питаются остатками растений и останками животных. Роль «мусорщиков» выполняют дождевые черви, которые поедают опавшую листву, хвою, то есть остатки растений. К «мусорщикам» также относятся все грибы и большинство бактерий и микробов. Они превращают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям.
    2.
     Какую пользу эти организмы приносят тайге?

    Вывод:

    «Мусорщики» превращают умершие организмы в минеральные вещества, которые необходимы растениям тайги.

    - Оцените  работу группы экологов.

    Словесная оценивание.

    V. Фронтальная работа

    1. Ребята, я предлагаю продолжить цепи питания из обитателей тайги.

    Черника - ….(медведь)

    Сосна – короед -…. (дятел)
    2. Перед вами цепь питания:

    еловые шишки – белка - соболь – рысь (Слайд 11) 

    Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания?

    Вывод: произойдет нарушение взаимосвязи в цепи питания, что вызовет ухудшение экологического равновесия.


    -
     Назовите правила, которые надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических бедствий.

    Прочитайте правила на слайде:

     (Не заниматься  браконьерством,  

    не оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах,

    не разорять  гнезда  птиц,  

    ворошить  муравейники,

    не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам,
    не  ломать ветки  деревьев).
    (Слайд 12)

    VI. Итог урока

    - В чем ценность тайги?

    Вывод:

     (Тайга даёт  человеку топливо, древесину, пищу для человека и зверей и очищает воздух.  Является жилищем для лесных обитателей, местом для отдыха).  

    - Прочитайте высказывание. (Слайд 13)

    Мы доказали эту гипотезу?

    VII. Рефлексия
    -  Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из нас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.

     



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе

    Тема урока: Тайга. Экологические проблемы тайги

    Тип урока: Урок применения метапредметных и предметных знаний

    Целевое назначение урока: Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач.

     

      

    Цель урока: 

    Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного
     сообщества леса.

    Образовательная задача:

         

    1. Развивать познавательные общеучебные умения: учить характеризовать части природного сообщества, устанавливать их взаимосвязь на основе круговорота веществ между живой и неживой природой; учить поиску необходимой информации, её структурированию и моделированию.

    Развивающая задача:

    1. Развивать регулятивные общеучебные умения: учить управлять учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, оценки успешности усвоения.

    Воспитательная задача:

    1. Развивать коммуникативные умения: умение сотрудничать при выполнении совместной работы в группах, вести диалог,

    искать решения.

    1. Развивать личностные умения: уметь объяснять необходимость сохранения тайги как бесценного дара природы.

     Результативность обучения:

    Обучающийся научится:

    - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

    – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период):  Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

    – об истории и выдающихся людях родного края.

    Обучающийся получит возможность научиться :

    – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

    договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

    Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:

    -ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

    – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

    – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    – реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках;

    – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные: Обучающийся научится:

    – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

    Обучающийся получит возможность научиться :

    – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

    задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

    Познавательные: Обучающийся научится:

    -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Обучающийся получит возможность научиться :

    - строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

    Коммуникативные: Обучающийся научится:

     - контролировать действия партнера;

    Обучающийся получит возможность научиться :

    – адекватно использовать средства устной речи для решения различных

    коммуникативных задач.

    Форма организации урока: фронтальная. групповая

    Методы обучения: словесные (беседа, инструктаж. ), наглядные, практические

    Форма контроля: экспертный контроль (устный), самоконтроль, взаимоконтроль
    Оборудование:

    толковые словари;


    • фотографии с изображением растений и животных;

    • задания для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы;

    • макет тайги

    • мультимедийная презентация;                                                                                                         

    Урок содержал 7 основных этапов:

    I Организационный момент. На данном этапе осуществлялась психологическая готовность к учебной деятельности.

    II  На этапе релаксации-

    Вызвать положительные эмоции,хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.


    III Постановка учебной задачи. На данном этапе объявлялась учебная задача. Дети сами сформулировали задачу.

    IV Решение учебной задачи- это основной этап включал в себя    
    1. Подготовку к работе в группах

    2) Повторение правил работы в группе

    3) Работа в группе (открытие новых знаний) 

    V. Фронтальная работа

    1. Составьте цепь питания из обитателей тайги.
    2. Что произойдёт, если исчезнет хоть один представитель цепи питания?
    Еловые шишки- белка- соболь – рысь
    (Слайд 11)
    3.
     Назовите правила, которые надо соблюдать человеку, чтобы сберечь тайгу от экологических катастроф. (Не заниматься  браконьерством,  не оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах, не разорять  гнезда  птиц,  ворошить  муравейники, не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам,
    не  ломать ветки  деревьев, сажать  молодые  деревья).
    (Слайд 12)

    VI. Итог урока

    - В чем ценность тайги? (Тайга даёт  человеку топливо, древесину, пищу для человека и зверей и очищает воздух.  Является жилищем для лесных обитателей, местом для отдыха).  

    - Прочитайте высказывание. (Слайд 13)

    Мы доказали эту гипотезу?

    VII. Рефлексия
    -  Давайте встанем в один большой круг и возьмёмся за руки. Мы связаны с природой тысячью неразрывных нитей. Каждый из вас – частица природы. И от каждого из нас зависит будущее Земли. Если мы поставим цель жить в гармонии с природой, то в итоге получим результат в сохранении и приумножении её богатств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира (4 класс) на тему "Проблемы экологии".

    Данный материал может быть использован для подготовки к уроку на экологическую тематику в любом классе....

    урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

    конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

    Урок окружающего мира " Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.".

    Урок разработан для учащихся 4 классов, занимающихся  по УМК "Школа России"....

    Презентация к Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги

    Цель: Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайга», как одного из видов природного сообщества леса.Задачи:    Разви...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"

    Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...