Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру на тему «Русская трапеза».
    методическая разработка по окружающему миру (2, 3 класс) по теме

    Трошина Татьяна Сергеевна

    Методическая разработка урока по окружающему миру на тему «Русская трапеза» содержит материал урока, в ней подробно описаны методы и средства, которые  были использованы, может быть полезна учителям начальных классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 г. Белгорода Трошина Т.С.

    Методическая разработка урока по окружающему миру на тему «Русская трапеза».

    Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.

    Задачи:

     1.Обучающая: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через  самостоятельную деятельность со справочной и научно —  популярной литературой.

    2. Развивающая: развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, умение работать в команде.

    3. Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

    Форма урока: групповая.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент.                    

    Учитель: Здравствуйте, дети! Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга и подарите улыбку, подарите улыбки всему классу.

    II. Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока. 

    Учитель: Ребята, что вы уже знаете о славянах? (Как выглядели, как работали, как защищали Родину, как помогали друг другу, как принимали гостей, как отдыхали, какие предметы их окружали, как одевались).

    -Сегодня мы отправимся за новыми знаниями, впереди вас ждут новые открытия.

    На доске слова: обед, ужин, трапеза, полдник, завтрак.

    -Прочитайте слова. Какое слово вам незнакомо или малознакомо?(Трапеза)

    -Встречались ли вы с этим словом? (Да, нет)

    -Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, нет)

    -Почему получились разные ответы, возникло затруднение? Значение, какого слова вам не совсем знакомо и понятно? (Не знаем значения слова трапеза)

    -Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. Что скажут они? 

    Трапеза. (Пища, еда, угощение, блюдо).Дети работают со словарем.

      Трапеза — Ушаков 

    1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.

    Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля

    Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.

    -Посмотрите на картинку на доске

    - Что делают члены семьи? (трапезничают) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

    -Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о русской трапезе.

    - Молодцы, ребята! Мы вместе сделали первое открытие - определили тему урока.

    III. Постановка цели и задач урока.

    Учитель: Заинтересовала ли вас эта тема?

    - Давайте определим, что станет предметом нашего разговора на уроке. (Трапеза древних славян) 

    Что каждый из вас хотел бы узнать на нашем уроке?

     1. О правилах русской трапезы.

    2. Как питались в старину крестьяне?

    3. Какие русские блюда существовали в далёкие времена?

    Какую цель поставите перед собой?

    - Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью.

    - Сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы.Мы  поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни.

    IV. Первичное введение знаний.

    1.1  Учитель: Употребляем ли мы это слово в речи? Почему? (Устаревшее слово) 

    -По какой причине устарело? (Вытеснили другие слова)

    -Какими  словами заменяем? (Завтрак, обед, …)

    -Можно ли данные слова объединить в одну группу? (Да)

    -Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался  в  особого рода, ритуал. Сейчас определим, знакомы ли вы с правилами русской трапезы.

    Возьмите в руки карточку №1.(приём «Инсерт», использование 2 знаков):

    Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

    «V»- уже знал

    «+»- новое.

    • Каждая трапеза имела свой определенный час.
    • Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
    • Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
    • Место во главе стола сохранялось за хозяином.
    • Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
    • Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
    • Пока семья собирается, никто не начинает есть.
    • Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
    • Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
    • Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
    • Русских всегда отличало гостеприимство.

    Вывод: узнали…

                 повторили…

    - Надеюсь, что то, что сейчас повторили и узнали, вы будете применять и не забывать.

    1.2. Учитель: Как вы думаете,  без чего не обходилась ни одна трапеза? (без хлеба)

     -Почему так говорят? (Хлеб – всей жизни голова.)

    -Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.

    Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого -заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.

    Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.

    -А что вы знаете о хлебе? (ответы детей о значении хлеба)

    - Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми) 

    “Хлеб - всему голова”.

    «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - богатство нашей Земли!»

    “Без хлеба нет обеда”.

    “Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д.

    «Хлеб – всей жизни голова.»

     Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов.

    1.3.Психологическая разгрузка.

    «Ручеек радости».

    Учитель: Чтобы урок приносил нам радость, давайте встанем в ручеек радости и передадим друг другу позитивную энергию. (Дети  берутся за руки, закрывают глаза, расслабляются, звучит  медитационная музыка).  Представьте, как внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке  чистая, прозрачная, теплая. Ручеек  совсем маленький и озорной. Он не может усидеть долго на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Через этот ручеек вы мысленно передаете радость.

    - Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

    1.4. Учитель: Еще одно любимое блюдо - каша. Каше много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.

    1.5. Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня.  Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.

    Стол славян был полон дарами лесов и полей: грибами, ягодами, .

    Они шли на закуску, также как и овощи, выращиваемые на огородах.

     1.6.Дай названия блюдам  русской кухни.

    Учитель: Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке.

    1.7. Учитель: Как проходила трапеза и что употребляли в пищу наши предки, мы уяснили. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!».

    -Понятие « напиток» появилось в русском языке не столь давно - в начале прошлого столетия. Слово это исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить. Это сбитень,  квасы,  меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные. Одни согревали холодными северными зимами, другие освежали. Они   приходились кстати в денек жаркий или для утоления жажды в русской бане. Но есть в русских напитках и общее - всегда натуральные продукты и высокая питательная ценность. Самый известным напитком  в России, придающим силы, является – квас.

    V.Самостоятельная работа в группах. Представление  отчётов  работы группы. Самоконтроль. Самооценка.

    1.1.Постановка проблемного вопроса.

    Учитель: Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена  в семьях крестьян и у князей? Ответ на этот вопрос можно найти, проведя исследование. Класс делится на две группы.

    Я напомню вам алгоритм работы в группе:

    Алгоритм работы в группе

    1) Изучите материал учебника.

    2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.

    3) Выберите представителя от группы, он даст ответ на ваш вопрос.

    Я буду  оценивать работу групп по критериям.

    «5»-каждый проявлял активность, не потребовалась помощь консультанта.

    «4»- обращались за помощью к консультанту 1-2 раза.

    «3» - помощь консультанта требовалась постоянно

    2.2. Учитель:  Откройте конверт, прочитайте задание.

    -  Все ли понятно? Есть вопросы?

    1 группа. стр 77-78 учебника. Выбрать   из статьи учебника названия  блюд, которые были на столе наших предков

    2 группа изучит статью стр 81-82 учебника. «Богатый дом - обильная еда»  

    Назвать кушанья, которые подавали на пирах,  перечислить порядок подачи блюд на княжеском пиру.

    Самостоятельная работа в группах. Дети, используя алгоритм работы в группе, знакомятся с новым материалом, оформляют записи, готовят выступление. Учитель контролирует и направляет их работу.

    - Я вижу, группы готовы.

    - Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.

    3.3.Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.

    Вывод:….Что мы узнали в ходе работы?

    -Дайте оценку вашей деятельности.

    -Каждый из вас сделал сейчас маленькое, но невероятное открытие.

    VI.Закрепление изученного материала

    1.1. Учитель: Давайте повторим основные понятия по теме урока. Что употребляли в пищу русские люди?

    -Что было обязательной принадлежностью стола?

    -Где размещались почетные места за столом?

    - Как называется место, где трапезничают? (Трапезная), а как сейчас называем?

    -Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)

    -Спасибо.  Молодцы.

    VII.Домашнее задание: Составить рассказ по картине стр. 82 учебника.

    VIII.  Итог урока.  Рефлексия.

    Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о традициях русской трапезы,  о пище наших предков).

    -С каким настроением вы работали на уроке?

    -Что расскажете дома о  русской трапезе?

    -Я узнал…

    -Я научился…

    -Я бы хотел…

    -Новые знания мне пригодятся…

    Учитель: Встаньте, пожалуйста. Вы очень хорошо работали, большое спасибо. Урок окончен. Отдыхайте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Урок по окружающему миру на тему «Петр Великий». 4 класс"

    Урок по окружающему мируна тему«Петр Великий». 4 класс   Цель: Сформировать представления у учащихся о времени правления ПетраI,...

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.

    Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией....

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза"

    Урок подготовлен по УМК "Начальная школа 21 век". Урок  знакомит детей с национальными блюдами русской кухни, с традициями русского народа....

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства"

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", 4 класс....

    методическая разработка урока по окружающему миру на тему " Мои домашние питомцы"

    Методическая разработка урока Предмет Окружающий мир 2 класс Тема «Мои домашние питомцы» Цель Формирование социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды; систематизиро...

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?" 1 класс...

    Урок по окружающему миру на тему : "Русская трапеза"

    открытый урок по окружаещему миру для 3 класс на тему "Русская трапеза" ( программа "Начальная школа 21 века")...