Конспект урока по окружающему миру на тему "Русская трапеза"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мальцева Ольга Васильевна

Урок подготовлен по УМК "Начальная школа 21 век". Урок  знакомит детей с национальными блюдами русской кухни, с традициями русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir_trapeza_igrov_tehn.docx738.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока «Русская трапеза»

Цель: познакомить с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни, вспомнить  о традициях русского народа.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-Формирование чувства любви к Родине, родному краю при изучении культуры русского народа.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умения работать в статичных группах (Коммуникативные УУД)

-Формирование начальных форм рефлексии (Регулятивные УУД)

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Освоение знаний по теме «Русская трапеза»

Ход урока:

– Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

– А еще хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы сегодня вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

– А поможет вам в этом формула удачи:        

II. Работа над пройденным материалом.

– О чем говорили на прошлом уроке?

– Проверим ваши знания.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

– Трое из вас получат карточки. Внимательно прочитаете задание и выполните его.

Все остальные будут писать тест. Если мое высказывание верное пишите слово “да”, если неверное – “нет”.

Тест (“да”, “нет”).

Славяне были смелыми и умели защищать свою Родину. (Да.)

Славяне не были гостеприимными. (Нет.)

Крестьянки носили на голове платки, а богатые горожанки – шляпы. (Да.)

Люди носят одежду, чтобы не мерзнуть. (Да.)

В крестьянском доме было много комнат. (Нет.)

Будуар – комната, в которой хозяин дома принимал своих друзей. (Нет.)

Поменяйтесь листочками проверьте работу друг друга.

– Какие оценки вы поставили друг другу?

– Поиграем в игру “Узнай по описанию”.

3. Игра “Узнай по описанию”.

а) Один из самых древних предметов одежды, воротник украшали вышивкой. Подвязывали кожаным поясом с медной пряжкой. Люди победнее носили холщевую, а кто по богаче – шелковую. (Рубаха.)

б) Зимняя одежда крестьянина на меху. (Тулуп.)

в) Летняя обувь крестьян, которую плели из лыка. (Лапти.)

г) Зимняя обувь крестьян. (Валенки.)

– Молодцы вы хорошо знаете одежду своих предков.

– Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, надо разгадать загадки.

1. Отгадайте загадки.

Я росту все и росту,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

В печь сади быстрей меня.

(Тесто.)

То, про что загадка эта,

Хорошо с чайком поесть,

С виду он как батон,

Но с начинкой сладкой он.

(Рулет.)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз.)

Он бывает с толокном,

Рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

– По кусочку все съедят.

(Пирог.)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,-

Вот и назван … (ежевика).

На полянке у дорожки

Красные горошки

Кто мимо пройдет – в рот себе кладет.

(Земляника.)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой,

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки.

(Апельсин.)

– Какое слово получатся из первых букв слов? (Трапеза.)

2. Словарная работа.

Объясните значение этого слова.

Выслушать объяснения.

– Послушаем толкование слова из словаря.

Трапеза – кушанье, стол с пищей

Обед, ужин

Общий стол в монастырях

3. – Как вы думаете, о чем мы будем говорить, что узнаем?

– Сегодня мы познакомимся с национальными блюдами русской кухни, поговорим о традициях русского народа. Ведь славяне во все времена отличались гостеприимством.    

 

4. – А без чего не обходилась ни одна трапеза у наших предков?

– Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это главная пища русских людей.

– А что вы знаете о хлебе?

Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого – заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. Белый хлеб ели богатые люди, а крестьяне такой хлеб ели только по праздникам.

– Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками.

Дополни пословицу

Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

Хлеб – всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

– Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства.

– Объясните смысл пословиц.

5. Работа по учебнику с. 56

Чтение и анализ текста “Русская трапеза”

– Какие блюда могли быть на столе у наших предков?

– Что заготавливали на зиму славяне?

– Какой пили чай?

Физкультминутка.

– Ребята вы немножко устали. Подумаем о своем здоровье и проведем физминутку для глаз.

6. Во время отдыха прозвучала задорная русская песня, такие пели и поют на праздниках. Недавно мы провожали зиму.

– Что это за праздник?

– Какое главное блюдо на Масленице?

– Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а значительно позже под блины стали петь да плясать и Масленицу провожать. А. Пушкин написал про блины такие строчки

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

– На Масленицу поют, пляшут, играют. Делают это все вместе сообща.

7. – Теперь поработаем в команде (группе).

Для каждой команды я приготовила текст. Вы его прочитаете. Выполните то задание, которое написано после текста.

– Мы уже узнали, как питались крестьяне 200 лет назад.

– Послушайте что ели в этот же период времени знатные бояре и князья.

В будние дни за княжеским столом и у знатных бояр подавали дичь.

          На стол ставили уху из разной рыбы, солонину и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

          А вот на пирах бояр и князей стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150–200. Обеды длились 6–8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

          Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов.

– Послушайте, какие правила соблюдали наши предки во время трапезы.

Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали, есть не спеша.

        В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. С давних пор сохраняется обычай провожать в дорогу и встречать человека застольем.

– Какие правила поведения за столом вы соблюдаете?

Правила поведения за столом.

Перед едой мой руки с мылом.

Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережевывая пищу.

Сладости кушай только после обеда.

Не ставь локти на стол.

Не разговаривай с полным ртом.

Используй салфетку.

Поблагодари.

Картинная галерея.

Репродукция картины Б. М. Кустодиева “Купчиха за чаем”.

Самым хлебосольным домом на Руси в XIX веке считался дом купеческий. Купцы сами любили поесть и гостей знатно и сытно угощали. Одну страницу из купеческой жизни представил нам художник Б. М. Кустодиев. Обратите внимание, какой обильный стол изобразил художник.

IV. Обобщение.

Разноуровневые задания.

– Проверим, как вы усвоили материал урока.

– Выберите для себя задание на карточке

Красный цвет – сложное задание

Что ели в древности?

Щи, пироги, плов, квас, огурцы, репу, чай, виноград, курагу, капусту, мед, молоко, грибы, хлеб, кисель, кофе.

Желтый – задание полегче

Назови пословицы о хлебе.

Синий – самое легкое задание

Что ели крестьяне в пост?

– Какую карточку вы выбрали?

Выслушать ответы детей.

– Подведем итог нашего урока. Начинайте свое высказывание со слов на слайде.

Задание на дом: составить словесный портрет героини репродукции Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...