Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Корчагина Екатерина Николаевна

формирование у учащихся понятие почвы и ее состава

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pochva.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Почва. Состав почвы.

Выполнил

Учитель начальных классов

Клевцова Е. Н.

2018

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.

Задачи:

1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, тетради, индивидуальные картинки с составом почвы для Данилы и Родиона.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня к  нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.

II. Введение в тему и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята,  нам пришло письмо. Я просила Даню сходить и получить это письмо. Даня, ты получил письмо?

Вася: Да.

Даня несёт письмо.

Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Даня, ты сможешь прочитать,  от кого нам пришло письмо?

Вася: Нет.

Учитель: Подойди к кому-нибудь из ребят и попроси, чтобы прочитали адрес отправителя.

Ученик читает. На экране слайд с надписью «научный институт».

Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.

Учитель: Кто такие учёные?

Ответы детей.

Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.

Открывают письмо.

Учитель: Ребята, посмотрите, что прислали нам учёные.

Достаёт письмо и картинку.

Учитель: Давайте прочитаем письмо.

Учитель читает.

 «Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:

  1. Что нарисовано на картинке?
  2.  Из чего состоит?

 Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».

Учитель достаёт из конверта рабочие карты.

Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.

Учащиеся: Да.

Учитель раздаёт рабочие карты.

Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.

Рассматривают.

Учитель: Что это?

Учащиеся: Это земля.

Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана.  Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.

Учитель читает «почва».

Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.

III. Изучение нового материала.  

1.Введение понятия «почва».

Учитель: Кто из вас копал землю?

Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?

(слайд с изображением человека, копающего яму)

Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.

Учитель: Когда копают глубокие ямы,  становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).

Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?

Учащиеся: Растут растения.

Учитель: Верхний слой земли,  на котором растут растения, называется почвой.

 (на слайде появляется слово ПОЧВА)

Учащиеся читают слово хором.

Работа по карточке (записать объяснение слова ПОЧВА)

Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут  питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным,  выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другие парты.

(слайд с надписью «учебная лаборатория»)

Учащиеся пересаживаются за другие парты. Надевают фартуки.

2.Практическая работа.

Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.

Учитель: У вас на тарелочках лежит  почва. Рассмотрите почву.

  Учащиеся рассматривают почву.

Учитель: Какого она цвета?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Перемешайте почву палочкой.

Учащиеся перемешивают.        

Учитель: Что вы увидели в почве?

Учащиеся: В почве есть камни.

(слайд с надписью «камни» и изображением камней)

Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.

Записывают в карточку слово КАМНИ (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  камней).

Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?

Учащиеся: Песок.

Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.

Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?

Учащиеся: Входит песок.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.

(слайд с надписью «камни» и изображением песка)

Записывают слово ПЕСОК (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  песка).

Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?

Учащиеся: Осталась пыль.

Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?

Учащиеся: Красного, оранжевого.

Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?

Учащиеся: Глина.

Учитель: Значит, что ещё есть в почве?

Учащиеся: В почве есть глина.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.

(слайд с надписью «глина» и изображением глины)

Записывают слово ГЛИНА (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  глины).

Учитель: Итак, в ходе  практической работы  мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.

Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.

Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.

  Учащиеся возвращаются за парты.

Физкультминутка

IV.Закрепление изученных знаний.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.

(слайд с надписью «самостоятельная работа»)

Анализ задания на рабочей карте.

Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.

      Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).

Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.

Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.

Учитель: Прочитайте первое предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте второе предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте третье предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте весь текст.

Читает один ученик.

Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.

Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.

 Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Поставьте себе оценку 4.

Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?

Учащиеся: Это почва.

Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?

Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.

Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.

  На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.

Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?

Учитель: Из чего состоит почва?

        

                                                           

Ответы на вопросы появляются в схеме.

Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.

  Появляется слайд со словом «отправить».

Учитель: Даня, ты у нас получал письмо от учёных, давай ты и отправишь им ответ.

   Вася подходит, нажимает на слово «отправить». Появляется слайд «ваше письмо успешно отправлено».

V.Домашнее задание, подведение итогов.

Учитель: С чем мы работали на уроке?

Учащиеся: Мы работали с почвой.

Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Перечислите состав почвы?

Учащиеся: Песок, камни, глина.

Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом  рассказ, который мы составили на уроке.

Анализ карточки с домашним заданием.

Прочитай рассказ. Ответь на  вопросы.

   Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она  чёрного цвета. Почва состоит из камней,  глины, песка.

Вопросы:

  1. Что такое почва?
  2. Какого цвета почва?
  3. Из чего состоит почва?

    Учитель оценивает работу детей на уроке.

Слайд с надписью «Спасибо за работу!»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру на тему: "Почва"

На этом уроке ребята узнают состав и строение почвы, а так хе о ее свойствах. Узнают что означает термин "плодородие" путем проведения различных опытов....

Открытый урок по окружающему миру тема "Состав пищи"

Открытый урок по окружающему миру тема "Состав пищи" по учебнику "Окружающий мир" 4 классАвторы учебника: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.Издательство: Самара, «Федоров».Го...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Почва.

Конспект открытого урока на конкурсе профессионального мастерства муниципального этапа " Учитель года " 2020...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...