Конспект урока и презентация по окружающему миру в 3 классе " Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Татьяна Александровна Кочегура

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ44.05 КБ
Office presentation icon ПРЕЗЕНТАЦИЯ2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

- развивать экологическое мышление;

- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

- формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, экран, физическая карта России, лупы, гвоздь, стаканы с водой, поделки из глины.

Дидактические материалы: презентация, коллекция полезных ископаемых.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать  новые  учебные  задачи;  проявлять  инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования,  схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц,  делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание  в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.


Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

- Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

- Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

- Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

- Что такое товары?  (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

- Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

- Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

- Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для работы в парах во время фронтального опроса:

   Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. - Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
  2. - Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
  3. - Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
  4. - Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

- Без чего  невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

- А что же такое богатство?

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

- Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра  «Угадай, что находится в шкатулке»

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

- Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

- Почему они полезные? (служат людям).

- Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

-  Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

- Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

- Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

- В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?  (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

- А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

- На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

 Показ карты России.

- Как добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

- Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

- Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

- Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

-  Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти - это бурение скважин. Бурить начинают в том  месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

VI. Практическая работа в группах. 

- Я предлагаю вам определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

-А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

- Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

- Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

VII. Беседа об охране полезных ископаемых

- Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается  глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

(Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить  быстро, как, например, лес после вырубки.)

- Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

(Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.)

- Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

- Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

- Экономно использовать газовые и электрические приборы.

- Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

- Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

- Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

- Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

- Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать,

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

X. Подведение  итога урока. Рефлексия.

- Наше увлекательное путешествие  заканчивается.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что же нового вы узнали, чему научились?

- Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

- Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.

- Кто для себя сделал открытие?

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

- Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

- Кому урок подарил хорошее настроение?

- Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)

- А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Поверхность её – горы, равнины, овраги На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) - ?

Слайд 3

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Поверхность её – горы, равнины, овраги На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) - ?

Слайд 5

Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Поверхность её – горы, равнины, овраги На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) – полезные ископаемые

Слайд 6

? Что находится в недрах Земли? Свойства полезных ископаемых Где они применяются?

Слайд 7

Название Основные свойства Использование Гранит Зернистый, твердый, прочный Строительство, изготовление памятников Каменный уголь Черного цвета, твердый, хрупкий, горюч Отопление жилых помещений, краски, лекарства, пластмасса, духи Нефть Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло Глина Очень мелкая взвесь, бурого, желтого, белого и др. цветов Кирпич, посуда Песок В виде крупинок, сыпучий Дороги, стекло

Слайд 8

Гранит Известняк Песок Глина

Слайд 9

«Зачем нужны гранит, известняк, песок и глина?»

Слайд 10

Гранит,пизвестняк, песок и глина- это полезные ископаемые.

Слайд 11

Доказать, что хозяйственная деятельность человека невозможна без этих ископаемых. Задачи: - изучить свойства; - выяснить, для чего используют в хозяйстве.

Слайд 12

изучили литературу; исследовали свойства песка и глины; узнали у взрослых, где применяется песок и глина.

Слайд 13

Результаты исследования

Слайд 14

В виде крупинок, сыпучий. Бывает различного цвета. В виде мельчайших частичек, которые скапливаясь образуют слои. Бывают жёлтого, белого и др. цветов

Слайд 15

стекло строительство

Слайд 16

белая коричневая и другие цвета фарфор Кирпич и глиняная посуда

Слайд 17

песок и глина – полезные ископаемые необходимые в хозяйственной деятельности человека

Слайд 18

Детская энциклопедия «Всё обо всём». А. Плешаков «От земли до неба» (атлас-определитель). 3. Ю. Гомозова «В гостях у мастера Глинчика»

Слайд 20

В карьере

Слайд 21

Буровая установка в море

Слайд 22

Газ Глина Песок Гранит Торф Уголь Соль Известняк

Слайд 23

1.Горючее 8. Имеет запах 2. Твердое 9. Пропускает воду 3. Жидкое 10.Сыпучее 4. Тяжелее воды 11.Легче воды 5. Черного цвета 12.Газообразное 6. Желтого цвета 13.Белого цвета 7. Хрупкое 14.Пластичная

Слайд 24

Вариант 1 – 1, 4, 5, 7 Вариант 2 – 1,3, 8, 11

Слайд 25

? Что находится в недрах Земли? Свойства полезных ископаемых Где они применяются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Полезные ископаемые.

Конспект урока для 3 классапо окружающему миру...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс

В данной работе по окружающему миру представлен конспект урока "Где живут белые медведи", а также презентация к уроку....

конспект урока и презентация по окружающему миру 1 класс

Окружающий мир, 1 «А» класс.Тема урока: Как зимой помочь птицам?Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскр...