Урок окружающего мира в 2 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Николаева Наталья Анатольевна

Урок окружающего мира по теме «Значение рек в жизни людей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon zagadki_pro_vodoyom.doc34 КБ
Microsoft Office document icon karta_otkrytiy_2.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon stsenka.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Значение рек в жизни людей»

Цели: формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Задачи:

  • раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны;
  • воспитывать бережное отношение к природе; 
  • развивать умение работать в паре, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • закреплять представление о реке, ее частях, учить определять истоки, устья рек, левые и правые притоки.

Форма проведения: заочная экскурсия.

Учебные технологии: проблемно- диалогические, информационные.

Оборудование у учителя: выставка рисунков, проектор, презентация, схема реки, аудиозапись «Звуки реки»;

у детей: карта открытий, цветные карандаши, учебники.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 1*

Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.

  1. Введение в тему. 1*

-Сегодня отправимся с вами в очередное путешествие. Усаживайтесь поудобнее. Закройте глаза. Куда мы отправляемся, вам подскажут эти звуки. (Звуки реки).

Этапы деятельности

Учитель

Дети

1. Вводный этап. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами сделали много открытий о реках, но некоторые вопросы остались неизученными, так ребята спрашивали:

Слайд 2

Я предлагаю, давайте на уроке изучим эти вопросы.

Отправимся в путь вот на этом кораблике. Слайд 3

Мы отправляемся по реке

Сколько рек на Земле? Какая река самая длинная? Зачем нужны реки?

  1. Постановка задач урока. 2*

А чтобы не заблудиться в пути нам будет нужна  карта открытий. Давайте её изучим в парах. Что здесь есть? Здесь есть вопросы. Есть схемы. Есть таблицы.

Их надо будет заполнить. Когда мы вернёмся, то эта информация поможет вам вспомнить, что вы узнали?

Чтобы начать путешествие, вспомните какие части реки знаете?

Повторение и 5*

анализ домашнего задания:

Начнём путешествие с истока, покажите исток.

А теперь найдём устье, что такое устье?

Есть ли притоки у нашей реки? Покажите левый, правый приток.

Слайд 4

Ребята, сколько рек вы нарисовали дома. Молодцы! А давайте покажем реки у которых исток от двух горных речушек. А теперь реки, которые впадают в море.

Дети находят исток, устье, притоки. Затем выходят и показывают у доски.

Рисунки детей на доске.

Дети выходят и показывают.

  1. Изучение темы. 20*

- А сколько рек на Земле?*

- Какая самая длинная река на Земле?*

-А зачем нужны реки?

Работа с текстом

Нам ребята расскажут

Так зачем нужны реки?

Изучим текст на с.12 и дополним эти ответы.

Слайды 5, 6, 7, 8, 9…14

Дети выходят и рассказывают стихотворение В.Орлова

Чтение и сопровождение показом слайдов.

Физкультминутка.1*

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

-Иногда реки причиняют немало бедствий.

Работа с текстом

Изучим текст на с.13

Слайды 15…18

Чтение и сопровождение показом слайдов.

- Используя реки, люди сами того не подозревая вредят сами себе. –

-Посмотрите сценку «На реке» 3*

Автор:

- Сидели на пустынном берегу обмелевшей реки 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) –

Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

Автор - Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в речке!

Автор - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

Беседа 5*

 Показ Слайдов № 19

 Не надо думать, что охрана рек и водоёмов - дело исключительно взрослых.

- Чистота речной воды зависит от каждого из нас! Подумайте, прежде чем бросать в реку банку или бутылку: они явно не украсят речные просторы и загрязнят воду.

Загрязнения речной воды караются штрафами, предусмотрены и другие наказания. Но самым худшим из наказаний для всех нас будет грязная, непригодная для питья вода.

Обсуждение правил поведения Слайд №

Домашнее задание: нарисовать правила для реки в виде экологических знаков или придумать сказку о грязной речке.

  1. Итог урока 1*

Наша заочная экскурсия подходит к концу.

-Что нового узнали во время сегодняшнего путешествия? Посмотрите на карту открытий!

- Почему так важно беречь реки?

  1. Рефлексия. 2*

-Посмотрите на карту открытий, там есть кораблик. Если урок показался вам  принёс много нового, кораблик  будет зелёного цвета. Если было просто нескучно, то жёлтого, а если  не понравился, то  красного. А если вы принимали в уроке участие,  то нарисуйте морячка.

Приложение 1

Сказка о Речке

Люди настолько  привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”

Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. А люди на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь. Стали они настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.

И вот тогда самый старый житель  сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

-Представьте себя на месте реки, о чём бы вы попросили человека?

Речка прислала такое письмо людям

1. Не мусорить на берегах.

 2. В водоёмы не бросать отходы.

 3. Мыть машины в водоёмах.

 4. Не сбрасывать промышленные отходы.

 5. Ставить на предприятиях очистительные фильтры..

 7. Ограничить вылов рыбы.

 8. Рыбачить сетями.



Предварительный просмотр:

  1. Кроссворд
  1. И в неё льётся, и из неё льётся, а она сама по земле плетётся. 2. И месяц и звёзды в нём отражаются. Как зеркало это называется?  3.  Меня  льют,  меня  пьют;  всем я нужна. Кто же я? 4. Они за дождиком в лесок по озеру идут, но только ступят на песок – вздохнут и упадут. 5. На виду у детворы речка прыгает с горы.  6. Я реке и друг, и брат, сократить пути я рад, да и летом от засухи лес и поле берегу.

Не вода и не суша-

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

(болото)

Кругом вода,

А с питьем беда.

(море)

Посреди поля лежит зеркало,

 Стекло голубое, оправа зеленая.

 (Озеро, пруд)

К речке-сестрице

 Бежит-журчит водица.

 (Ручей)

Белые барашки

 По синему лугу гуляют.

Он так бесстрашен и могуч,

 Что не боится горных круч -

 Привык он с них всю жизнь срываться

 И головою вниз бросаться,

 И, поднимая тучи брызг,

 О камни разбиваться вдрызг!



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Карта открытий. 

(Реки.)

  1. Значение рек в природе

Водоёмы

_____________________________                ___________________________________

______________________________                ____________________________________

Река приносит людям

Пользу

Бедствия

3. Речка сегодня прислала свои просьбы. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?

1. Не мусорить на берегах.

 2. В водоёмы не бросать отходы.

 3. Мыть машины в водоёмах.

 4. Не сбрасывать промышленные отходы.

 5. Ставить на предприятиях очистительные фильтры..

 7. Ограничить вылов рыбы.

 8. Рыбачить сетями.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

 Сценка.

Автор:

- Сидели на пустынном берегу обмелевшей реки 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) –

Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

Автор - Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в речке!

Автор - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...