Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Николаева Наталья Анатольевна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" по учебнику Плешакова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема.  Лес и человек. (продолжение темы)

Цели урока.   1.   Привлечь внимание учащихся к острой  экологической

                         проблеме – уничтожение лесов.

  1. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
  2. Развивать воображение, эмоциональную чуткость. 

Оборудование.   условные знаки «Факторы негативного воздействия на

                        лес», кассета «Звуки леса», схема «Роль леса в жизни

                        природы и человека», газеты «Алтайская правда»,

                        фотовыставка «Мы и лес», учебник «Природоведение»

                             4 класс А.Плешакова.

План урока.

1.   Введение  

      а)  «Звуки леса» - кассета 

      -   дети читают стихотворение «Русский лес»

      Нет ничего милее

      бродить и думать здесь

      Излечит, обогреет

      Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

                                то мне лесовичок

 средь зарослей колючих

                               покажет родничок.

   Нагнусь к нему напиться

   и видно всё до дна.

   Течёт вода-водица,

   вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина

                               орехи и грибы

                               душистая малина,

                               на кустиках густых

   Ищу грибов поляну

   я, не жалея ног

   а, если и устану-

   присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

                               для них совсем он свой

   Здесь где-то бродит леший

                              с зелёной бородой.

   Жизнь кажется иною

   И сердце не болит,

   Когда над головою,

   Как вечность лес шумит.

(кассета приглушается)

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение темы

Лес и человек.

2.   Повторение.

      1)   Начнем с повторения

            Дома вы готовили ответ на вопрос «Какую роль    играет лес в жизни людей, в природе?»

         -  Рассмотрите схему на доске.

         -  Докажите справедливость утверждений.

дом для животных и растений                     защитник воздуха

источник древесины                    ЛЕС             защитник почв

                                                                               защитник водоемов

место отдыха людей

       -  Какой вывод можно сделать из этого?

(Леса нужны природе, человеку)

  1. А может случиться, что лесов не останется совсем?

Докажите  (при помощи задачи с. 69)

А теперь давайте определим цели нашего урока: Каждый подумает (Что нам нужно обсудить?)

3.   Определение целей урока.

    -  Что нужно узнать на этом уроке?

4.   Работа над темой.

     а)  свободные высказывания детей

      Какой вред лесу приносят люди?

Учитель кодирует знаково

Хорошо! Вы назвали много факторов вредного воздействия человека на лес

   б)  в дополнение прочтите текст учебника с. 71-72

Учитель задает вопросы по тексту.

   -  Какие тревожные факты узнали из текста?

   -  Как поняли выражения «использовать лес:-вовремя…

      по хозяйски»

(обозначим знаком)

Физминутка (кассета «Звуки леса»)

Приглашаю прогуляться по лесу. Поднять головы, посмотреть на деревья. Не придавить лесных насекомых. Сесть, закрыть глаза, прислушаться к лесу. Открыть глаза на выставку.

   в)   Все эти проблемы встречаются и у нас в Алтайском

        крае. Но есть особые факторы, которые сильно  

        беспокоят алтайских экологов. С ним вас познакомят

       ученики, свой материал они подобрали из газет  

      «Алтайская правда»

Выступление учеников по статьям «Пошел отдыхать – спалил лес», «У природы нет глухих заборов», «Что дремучий лес призадумался?»

    -  Какие проблемы поднимаются в газете?

   г)  Как добиться, чтобы каждый человек бережно

       относился к лесу?

Предлагаю вспомнить правила поведения в лесу в парах

(устно), заслушаем одну пару.

Дополните.

Предлагаю эти правила записать и оформить в виде памятки. Можно будет включить в неё советы из рассказа на с. 73. Этот рассказ и составление памятки – ваше домашнее задание. 

5.   Итог урока

     -  Что узнали нового на уроке?

    -   Чему учились?

 

   

0,5 мин.

1,5 мин.

10 мин.

3 мин.

2 мин.

1. Какой вред человек приносит природе леса?

2. Что нужно делать для охраны леса?

3-4 мин.

-вырубка лесов

-уничтож. раст. и животных

-замусоривание

-вытаптывание

-пожары

2-3 мин.

2 мин.

4 мин.

-пожары

-замусоривание

-опустынивание

-знать правила

2 мин.

 Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Цели урока:

- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

-  Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

- Развивать познавательную активность детей,  речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

К уроку: презентация «ЛЕС — природное сообщество», «Звуки леса», задания для проверки д/з, тетради.

Описание: дети разделены и сидят тремя группами.

1.       Организационный момент.

 Погружение в путешествие

Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. Какое? Об этом чуть позже. Сначала проверим наш багаж знаний! Работать будете командами. Каждая команда будет выполнять разные задания. О чём мы говорили на прошлом уроке? (О почвах).

 2. Проверка домашнего задания

 А). Заполните схему: СЛАЙД 1

1 группа будет заполнять схему «Виды почв»

 

Б). 2 группа

Найдите ошибки в тексте:      СЛАЙД 2

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

В). 3  группа

Выбери правильное утверждение:  СЛАЙД 3

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) А теперь выполним проверку.

3.  Сообщение темы и целей урока.

Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите  вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда,  вы мне скажите, после того как прекратятся звуки.  

( учитель включает «Звуки леса») (Звуки прекращаются).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:  - В лесу,  возле ручья…

4. Актуализация опорных знаний.

Тема нашего урока ЛЕС – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. ЖИЗНЬ ЛЕСА.

Давайте определим цели нашей работы! СЛАЙД 5

 - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

СООБЩЕСТВО -  Группа растительных или животных организмов, живущих вместе  СЛАЙД

- Чем является лес для живых организмов?  (Для живых организмов лес  является домом.)

- А какой этот дом?  (Большой, многоэтажный.)  

5. Изучение нового. Растительный мир лесов.

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде)

   1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

   2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)

- А где же растут лишайники и  мхи? (Могут расти в нижнем ярусе, но могут также расти и на стволах деревьев)

-Итак, Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы и кустарнички, мхи и лишайники.     СЛАЙД 6

6.Закрепление 

-Заполните в ваших тетрадях на  с.55   таблица:   СЛАЙД 7

 Кому нужна помощь – помогаем.

Ярусы леса

Деревья        

Кустарники        

Травы

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)

  • Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами?  Учебник с.178
  • Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света.
  • Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений.
  • Освещённость  в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу  своё место.

   

 5. Физкультминутка

    7. Животный мир лесов

- Находясь в лесу мы видим деревья, кустарники и другие растения.

- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве) А ещё животные тоже живут этажами СЛАЙД

-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные Алтайского края».

«Животные Алтайского края».

На территории края встречаются участки лесной, лесостепной и степной зоны.

Так в лесных районах края обитают бурый медведь,  олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай.

В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка,  заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры.

Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен.

В лесах обитают около 300 видов птиц. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.  Встречается много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты.  

В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.

Самый крупный хищник - бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку. Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.

 

Ответьте на вопросы:

- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)

- А какие из них обитают в почве? (2 команда)

- Назовите самого крупного хищника,  населяющего леса и  единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)

8.Взаимосвязи в лесу

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

Как называется такая взаимосвязь? СЛАЙД

- Составьте  цепи питания, сложившихся в нашем крае (по 1 каждая команда) Могут ли животные жить без растений?

 - А могут ли растения жить без животных?

(Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

  • Приведите примеры такой помощи. СЛАЙД 12

(Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

9. О грибах.

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

                        И на горке, и под горкой,

                        Под березой, и под елкой,

                        Хороводами и в ряд

                        В шляпках молодцы стоят.

                                                          (Грибы.)

- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

  • Итак, каким будет наш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.) СЛАЙД

10 Лесная подстилка

СЛАЙД 14

 - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. У нас под ногами старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки. Что лежит у вас под ногами?

      - Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.)  А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Учебник с.180.

Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.) СЛАЙД 15

     -  А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем» (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»)  СЛАЙД 8

 

- Рассмотрим такой пример: СЛАЙД 11

взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Как вы это объясните?

  • Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ.
  • Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

11. Лес и человек

СЛАЙД 13

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.»

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

(Дети приходят к выводу, что человек).  

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? СЛАЙД 13

12. Подведение итогов урока

Вы очень хорошо работали!  

--Что  вы  узнали  о  лесе?

   - Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

   

Животные Алтайского края

На территории края встречаются участки лесной, лесостепной и степной зоны.

Так в лесных районах края обитают бурый медведь,  олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай.

В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка,  заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры.

Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен.

В лесах обитают около 300 видов птиц. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.  Встречается много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты.  

В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.

Самый крупный хищник - бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку. Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...