Урок окружающего мира "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Конспект урока окружающего мира, ПНШ 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, 1 класс

Тема учебного занятия: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

Место урока в теме: данный урок изучается в разделе «Природа и ее сезонные изменения», после темы «Как помочь птицам зимой».

                                    На изучение   отводится 1 час.

Тип урока: изучение нового материала (проблемное обучение).

Цель и ожидаемый результат урока:  расширение представлений обучающихся о природе и .

Задачи урока:- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

                        - актуализировать ранее изученные сведения по теме «Природа»

                        - организовать формулировку и согласование цели урока

                         - организовать открытие новых знаний

                         - способствовать формированию рефлексии

Оборудование:

О.Н.Федотова «Окружающий мир» учебник для 1 класса. – М.: «Академкнига», ЭФУ, мультимедийный проектор

О.Н.Федотова «Окружающий мир» хрестоматия для 1 класса. – М.: «Академкнига»

       Стаканы со снегом и льдом, тарелки со снегом  (№1-с пришкольного участка, №2-с дороги), марля, карточки плана  урока, карточки-знаки    методов     исследования,   карточки-знаки свойств снега, схема образования снежинки, модели кристаллов, конверты с пословицами.

Этапы урока,

задачи в деятельности

обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Задача: создать внутреннюю потребность включения в учебный процесс

Приложение 1, ЭФУ обложка

              Начнем  урок окружающего мира

с добрых пожеланий друг другу.

Снова настал познания миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

(в паре. стоя лицом друг к другу,

 показывая рукой)

Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

(рукопожатие)

Мы желаем друг другу добра.

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу.

Личностные УУД:

-самоопределение

Регулятивные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с партнёром.

2. Актуализация знаний

Задача: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Природа»

- А что такое природа?

-Какая бывает природа?

-Какое время года наступило в природе?

-Назовите зимние месяцы.

- Какие изменения происходят зимой в неживой природе?

-С чем связаны такие изменения?

-Это то, что нас окружает и не создано руками человека.

-Живая и неживая.

-Зима

-Декабрь, январь, февраль.

-Стало холодно, дуют сильные ветры, замерзла вода в водоемах, земля покрыта снегом.

-С низким расположением солнца над поверхностью земли.

Познавательные УУД:

-установление причинно-следственных связей

КоммуникативныеУУД:

-обоснование своего суждения

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция,

3.Постановка учебной задачи

Задачи: сформулировать и согласовать цель урока, составить план работы, определить средства достижения результата.

Сегодня мы продолжим изучать зимние явления природы. Откройте учебник на стр.34 ЭФУ с.34

В поселке Мирном, где живут наши друзья тоже зима. Маша с Жучкой отправились на прогулку по зимнему поселку.

-Посмотрите внимательно, снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?

-Что делают Маша и Жучка?

Маша  долго рассматривала снежинки, и ей очень захотелось узнать...

- Как вы думаете, ребята, что захотелось узнать Маше, рассматривая снежинки?

-Кто может сформулировать тему нашего урока.

-Прочитайте тему урока в учебнике.

-Как вы понимаете это название?

- Ребята, какова цель нашего урока?

-Сегодня у нас необычный урок - исследование.

Исследование – это поиск истины. Мы будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить эксперименты и делать выводы.

А какими методами мы сможем получить новые  знания о снеге? Приложение 2

-Зима снежная, кругом сугробы.

-Они смотрят на снежинки.

(Предположения обучающихся выносятся на доску.)

Как рождается снег?

Свойства снега.

Почему снег  скрипит?

Кому снег нужен?

-«Снежные загадки»

-Снежные загадки – это загадки о снеге.

-Помочь Маше разгадать снежные загадки и получить новые сведения о снеге.

- Подумать самим. Прочитать. Понаблюдать.  Провести эксперимент.

Спросить у тех, кто знает.

Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации.

-установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

-ориентирование в учебнике

- постановка учебных задач

-планирование

Коммуникативные УУД:

-осознанное построение речевого высказывания

4. Открытие нового знания

Задача:  

расширить представления об образовании снежинок, свойствах снега, его значении в природе и жизни человека.

 -Наши дежурные до урока поставили к  батарее стакан с кубиками льда и стакан со снегом. Вот они. Во что превратился лёд  в стакане? А снег?  

-Сделайте вывод: из чего же состоят и снег, и лёд?

-К нашему уроку вам было предложено задание самим получить дома лёд и снег.

-Встаньте те,  кто получил лёд.

-Расскажите, как вам это удалось.

-Теперь поднимите руку те, у кого  получился настоящий снег. Никто не получил снег.

Какая же трудность вам  встретилась? Сформулируйте её.

-Эта трудность называется  проблема.

-Какие у вас есть предположения (гипотезы), почему так происходит?

-Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю вам, как настоящим учёным, провести исследования снега.

 -Рассмотрите снежинки на с.34. Есть ли среди них одинаковые?    

-Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

Некоторым формам снежинок ученые дали названия. Найдите их в учебнике.

 Запонка, столбик, ёж, игла, звезда, пластинка. 

-Единственный в мире музей снежинок находится в Японии. В залах музея размещены фотографии самых красивых и необычных снежинок. Давайте и мы рассмотрим их поближе.

ЭФУ видео

Какие формы снежинок вы узнали?

-Можно ли назвать снежинки изделием?

- А вы знаете, как образуются снежинки?

-Давайте разгадаем первую снежную загадку.

Прочитайте ее (с доски).

-Как можно получить ответ на этот вопрос?

-Как называется книга, помогающая нам изучать окружающий мир?

-Как найти в Хрестоматии нужный рассказ?

-Откройте нужные страницы.

Чтение в «Хрестоматии» учеником, остальные внимательно следят.

-Что же такое снежинки?

-Что интересного о снежинках вы узнали?

-Как это проверить?

-Проверьте по рисунку. К какому выводу вы пришли?

-Водяной пар замерзает и превращается в шестиугольные кристаллики льда, которые «прирастая» друг к другу образуют снежинку.

Одна снежинка может содержать до сотни отдельных снежных кристаллов. Приложение 3

Попробуйте и вы смоделировать свою снежинку.

-Теперь вернёмся к нашей проблеме. Почему же вы не смогли из воды получить снег? Сделайте вывод.

Динамический момент-изображение снежинок

Представьте, что каждый из вас превратился в красивую снежинку. Подул  ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветер нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо, приятно. Начинается снегопад, снежинки кружатся, сначала медленно, потом быстрее, быстрее. Настоящая вьюга. Ветер стихает, вьюга успокаивается, снежинки медленно садятся на шубы и шапки прохожих.

Что вы почувствовали, побывав в роли снежинок

-Вернемся к плану. Что вы узнали?

-Достигли ли мы цели урока?

-Прочитайте вторую загадку.

Как будем работать по этому пункту?

- Рассмотрите снег. Какого он цвета?

 Снег потому ослепительно белый, что он отражает чистейший цвет белого солнечного луча.

-Как падают снежинки?

-Снег почти полностью состоит из воздуха, поэтому он легкий.

-Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его опустить в стакан с водой: утонет или будет плавать? Проверим ваши предположения (опыт проводит учитель)

-Почему Маша сняла рукавичку? ЭФУ с.34

-Потрогайте снег и вы. Он какой?

-Снег холодный, т.к. образуется при очень низких температурах.

-Чем заняты дети в пос.Мирном? ЭФУ с.35

-Почему им это удается?

- Ребята, мы до начала урока занесли в тарелочках снег, который взяли на пришкольном участке и у дороги. Что происходит со снегом в тепле?

-Найдите в учебнике с.35 пиктограмму.

Что она обозначает ЭФУ закладка с.3

-Прочитайте задание. ЭФУ с.35

-Давайте мы попробуем «добыть» ответ на этот вопрос, работая в группах по 4 человека.

- Повторим правила работы в группе:

-Обсудите в группах, под каким номером снег с участка, а под каким номером снег от дороги.

К какому выводу вы пришли?

-У кого другое мнение?

-Как проверить ваши предположения.

- Фильтруем воду и что мы видим?

К какому выводу вы пришли?

-Откуда берутся эти примеси?

-Так чист ли белый снег?

-Найдите в учебнике пиктограмму, выделенную красным цветом. Что она обозначает.

ЭФУ закладка

Прочитайте вопрос. ЭФУ с.35

Кто знает ответ?

-Смогли ли мы разгадать вторую загадку?

-Что вы узнали о снеге? (по условным знакам)

-Мы достигли цели урока?

-Прочитайте третью загадку.

-Как вы думаете, почему?

-Как проверить ваши ответы?

-Прочитайте самостоятельно и найдите предложение, в котором заключен ответ на данный вопрос. Зачитайте его.

-Смогли мы разгадать третью загадку?

-Почему же снег скрипит?

-Давайте проверим, как вы усвоили изученное.

Динамический момент

Игра «Топай, хлопай»

-Снег образуется из водяных паров? +

-Снег при таянии превращается в воду? +

-У снежинки 5 лучиков? -

-Все снежинки одинаковые? -

-Снежинка – это объект природы? +

-Белый снег чистый? –

-При ходьбе ломаются лучики снежинок +

Прочитайте последнюю загадку.

-Как можно получить ответ на этот вопрос?

-Обсудите в группах по рядам и приведите примеры значения снега:

1 ряд - в жизни растений

2 ряд - в жизни животных

3 ряд - в жизни людей

-Иглу – так называется хижина, построенная из снега, в которой живут эскимосы. Они строят купол, в человеческий рост, вырезая снежные блоки, а потом прорезают в них дверь. Иглу прекрасно защищает от ветра, а чтобы в ней стало тепло, достаточно зажечь свечку или керосиновую лампу.  Приложение 4

-В народе сложено много пословиц о снеге.

Составьте их, работая в паре.

-Как вы их понимаете?

-Снег бывает не только полезен, но и опасен.

Приведите примеры.

-Так пользу или вред приносит снег?

-Ответили ли мы на последнюю снежную загадку

-В воду.

-Снег и лед состоят из воды.

-Рассказы учеников.

-Лёд из воды можно получить, а снег нельзя.

-Ответы обучающихся.

-Нет, все снежинки разные.

-Рассматривание снежинок в учебнике.

Просмотр видеофрагмента.

-Нет, т.к. изделие создает человек, а снежинки – объект природы.

-Предположения обучающихся.

-Как рождается снег.  

-Прочитать в книге.

-Хрестоматия.

-По содержанию  учебника узнать страницу.

 Чтение статьи.

-Снежинки – это замерзший водяной пар.

-У снежинок 6 лучей.

-Посчитать лучи у снежинок.

-У всех снежинок действительно 6 лучей.

Моделирование снежинки из шестиугольников. (Работа в паре)

-Снежинки образуются высоко в небе, но не из воды, а из мельчайших капелек водяного пара.

Изображают снежинки.

Ответы обучающхся.

-Мы узнали, как рождается снег.

-Нет, т.к. не все загадки разгаданы.

-Свойства снега.  

-Будем   проводить опыты, наблюдать.

-Снег белый.

-Плавно, легко.

-Предположения обучающихся.

-Снег плавает,

 он легкий

-Хочет потрогать.

-Снег холодный.

-Лепят снеговика.

-Снег рыхлый, липкий.

-Снег тает и превращается

в воду.

-Опыт

-Чист ли белый снег?

-Слушаем внимательно задание, договариваемся, кто какую работу выполняет, работаем быстро, дружно, все вместе.

-Ответы обучающихся.

-Нам надо отфильтровать воду,

 у дороги снег грязнее, чем на участке.

-В обоих случаях в снеге были грязь, песчинки, волоски. Но в тарелочке №2 их было больше. Значит это снег с дороги.

-Когда снег падает на землю, он "собирает" на себя всю грязь, которая есть в воздухе: пыль, сажу, копоть.

На снег оседают частица выхлопных газов машин, дыма от заводов и фабрик.

-Нет, он содержит примеси.      

                                                     

-Осторожно

-По снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате в снег попадают микробы, он становится еще более грязным и опасным для здоровья.

Поэтому  есть снег нельзя.

-Да, смогли узнать свойства снега.

-Снег белый, холодный, рыхлый, тает, содержит примеси.

-Нет, мы разгадали не все загадки .

-Почему снег под ногами скрипит?

Предположения обучающихся.

-Прочитать в хрестоматии.

-Самостоятельное чтение.

-Да.

-Ломаются лучики снежинок.

Да - хлопать в ладоши

Нет - топать ногами

-Кому снег нужен?

-Спросить у тех, кто знает, подумать самим.

-Снег нужен растениям, он укрывает их и не дает замерзнуть.(сказка «Морозко)»

-Снег нужен животным. Зайцы не видны врагам на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят.

-Снежинки, падая, очищают воздух от пыли, поэтому после снегопада дышать легко. Снегу рады дети, чтобы играть.

Снег нужен для закаливания, в снеге можно хранить продукты, из снега можно построить жилище.

(Составляют пословицы из слов)

Много снега – много хлеба.

Снег на полях – хлеб в закромах.

-Когда снег тает весной, он превращается в воду для орошения озимых посевов на полях. Из-за этого растения будут расти быстрее.

-Животные с трудом могут откопать себе корм. Большое количество мокрого снега, налипшего на ветки деревьев или крыши домов, приводят к их обрушению.  Очень часто, на дорогах, из-за снега случаются серьезные аварии. Даже игра в снежки может привести к травмам.

-Снег полезен, но иногда бывает опасен.

-Да. Мы узнали о роли снега в природе и жизни человека.

Познавательные УУД:

-Формулирование проблемы.

-Выдвижение гипотезы.

-Поиск  и усвоение необходимой информации в различных источниках.

-Доказательность правильности своих мыслей.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция,

-контроль

Познавательные УУД:

-анализ

-сравнение

-обобщение

Познавательные УУД:

-поиск информации

-построение логической цепи рассуждений

Регулятивные

-ориентирование в учебнике

-самоконтроль

Познавательные УУД: использование новых знаний в творческой работе.

Коммуникативные УУД:  работа в малой группе, умение разрешать конфликтные ситуации,

Личностные УУД:

-осознание ответственности за общее дело

Регулятивные УУД:

-планирование

-самоконтроль

Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации.

-установление причинно-следственных связей

-использование знаково-символических средств.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД:

-осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации.

-установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

-осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД:

-извлечение необходимой информации.

-установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция,

-самоконтроль

Коммуникативные УУД:

-работа в группе

-обоснование своего суждения

Коммуникативные УУД:

-работа в паре

-обоснование своего суждения

5.Рефлексия  деятельности   Задачи:  формировать самооценку, взаимооценку

-Достигли ли мы цели урока?

-Интересно ли самим проводить исследования?

Что показалось трудным, почему?

-Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложение

Я ЗНАЮ…Я МОГУ…Я ХОЧУ…

-Поистине снег - одно из удивительных явлений природы. В народе говорят, «можно вечно смотреть, как горит огонь, как течет вода.… К этим словам можно добавить, «можно вечно смотреть, как падают с неба снежинки, тихо покрывая нашу землю белоснежным, теплым покрывалом».

- А как можно получить новые знания о снеге.

 

Самооценка   «Комплимент».

-Кому вы подарите свой комплимент за работу на уроке.

-А свой комплимент я хочу адресовать всем вам. Вы грамотно составили план урока, быстро находили нужную информацию в учебниках, умело провели эксперимент со снегом, дружно работали в группах, внимательно слушали друг друга и делали правильные выводы.

Закончить урок мне бы хотелось  высказыванием А. Толстого «Самая чистая радость – радость общения с природой». Жизнь природы интересна и увлекательна. Изучайте природу, любите и берегите ее.

И тогда  однажды вы поймете

МИР ПРЕКРАСЕН!

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 5

-Да. Мы разгадали все загадки, узнали много нового о снеге.

-Высказывания обучающихся.

-Из энциклопедий, сети Интернет, познавательных передач телевидения.

-Высказывания обучающихся.

Регулятивные УУД:

-взаимооценка, самооценка

Личностные УУД:

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Окружающему миру "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"

Конспект урока по предмету Окружающий мир 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

·        Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,     правилами безопасного поведения  у водоёмов;·...

Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку  по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом."                                    ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" ПНШ

Данный конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта. Тема: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

Технологическая карта«1 класс»Авторы: О.Н Федотова, Г.В Трофимова, С.А ТрофимовТема: «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: Есть ли жизнь в воде подо льдом. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом, выделение существенных признаков рыбы.Планируемые результаты:Предметные:знать: признаки рыб; об...