Открытый урок окружающего мира в 4 классе .
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Головатенко Наталья  Георгиевна
Технологическая карта урока окружающего мира по теме Поговорим о вредных привычках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Учитель: Головатенко Наталья Георгиевна

Класс: 4

Тема урока: « Поговорим о вредных привычках».

Цели урока: формирование знаний и представлений детей о вредных привычках.

Задачи:
Предметные:
- формировать представление о пагубном воздействии курения, алкоголя, употребления наркотиков на организм человека;
- развивать умение работать с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой;
-совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные:
- формировать ценностное отношение к своему здоровью, потребность вести здоровый образ жизни.

Метапредметные:
- формировать познавательные интересы обучающихся;
- формировать необходимость приобретения новых знаний и практических умений;
- продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;
- формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
- способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения окружающего мира;
- продолжить формировать умение работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности;
- развивать устную речь.

Тип урока: УОНМ( Урок ознакомления с новым материалом)

Оборудование: отрывки из мультфильма «Трубка и медведь», компьютер, экран, проектор,  рисунки красного и зеленого шариков, карточки с записями о том, что полезно и что вредно для организма человека, карточки с таблицами для заполнения, рабочие листы урока, ватман,карандаши.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I. Организационный момент.

5

- Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте встретим их теплом и поблагодарим их улыбкой за то, что они к нам пришли. Надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную для каждого человека тему. А о чём пойдёт речь, вы узнаете немного позже.
В наше время, время технического прогресса, экологических катастроф как вы думаете, что для нас дороже всего?
- Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты, не сможет отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможет полностью реализоваться в современном мире.

Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего урока станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать, 
Что полезно для здоровья буду выбирать.


Приветствие детей. Ответы детей

 Р: настраиваться на работу.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

II. Фиксация проблемы, формулировка темы, цели урока.

III. Открытие новых знаний.

Физминутка.

IV. Применение новых знаний в творческих работах.


10

20

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Как медведь трубку курил» и ответим на вопрос:
Почему медведь веселый, радостный, бодрый? (включить с 1 минуты 05 секунд по 2 минуты 25 секунд)
- Итак, почему же медведь веселый, радостный, бодрый?
- Посмотрите еще один отрывок из этого же мультфильма и подумайте: А что изменилось? Каким стал медведь? (включить с 4 минут 28 секунд по 5 минут 19 секунд)
- Что же произошло с медведем?
- Почему?
- Так вот почему он стал таким. Всему виной вредная привычка!
Ребята, вы говорили о правилах здорового образа жизни. А как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь?  
А какие вредные привычки вы знаете? Итак, тема нашего урока:
«Вредные привычки» 
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
слайд 1,2,3,4
- А работать сегодня я вам предлагаю вот по такому плану.
1. Заполнение таблицы.
2.
Исследовательская работа.
3.
Вредные привычки: Табакокурение,алкоголизм и наркомания. Выполнение проектов.
4. Защита проектов.                                                           5.Подведение итогов.

Настрой на урок мы уже с вами получили. Узнали, о чем будем говорить сегодня на уроке. Далее поговорим о вредных привычках, выясним, как курение, употребление алкоголя и наркотиков влияет на организм человека. И, конечно же, мы подведем итоги нашего урока, выясним, узнали вы что-то новое или нет. Лично для вас это имеет значение или нет?
заполнение таблицы  слайд 5

Показ презентации слайд 6,7,8,9,10,11

Вступительное слово учителя
Открытия и нововведения не всегда приносят пользу. Вот и «подарок» американского континента – табак, прочно завоевавший весь мир, - далеко не безобидное увлечение. Многие годы табаку и его курению приписывали чудодейственные и даже лекарственные свойства. Лишь после 1950 г. стали известны результаты исследований, показывающие, насколько может быть вредным и опасным курение табака.
- Ребята, а вы знаете,  17 ноября, Международный день отказа от курения.

- Ребята, с какой же целью утвержден Международный день отказа от курения?
(Цель Международного дня отказа от курения — способствовать снижению распространенности табачной зависимости, профилактика курения и информирование общества о пагубном воздействии табака на здоровье)

Вопросы:
1. Сколько вредных веществ содержится в сигаретном дыме?

2. Какое самое вредное из них?
3. Что происходит под воздействием никотина?4. Какие изменения происходят с легкими курящего человека?
Когда сигаретный дым проходит через рот и дыхательные пути, он оседает в легких в виде смолы. Далее смола раздражает дыхательные пути, в результате чего микробы и грязь остаются в легких.
5. Какой вред приносит организму человека курение? А знаете ли вы, что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом?
Учитель: Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом, находясь рядом с курящими.
Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, смолами, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами.
Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты.
- Что можно сделать, если рядом курят?

- Какой же вывод о курении можем сделать?

Поддерживать наше здоровье нам помогают занятия физкультурой. Давайте с вами сделаем зарядку. (Выполнение  упражнений под музыку « Если хочешь быть здоров»)


Практическая работа.

Класс делится на три команды: «Сила», «Молодость», «Здоровье». Каждая команда получает задание. Подготовить проекты : Курение, алкоголь, наркомания. «Мы за здоровый образ жизни»


- Ребята, вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы.

- Какое же влияние на организм человека оказывает алкоголь, наркотики?

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- курении(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки на с. 72.

– Какие изменения произошли с легкими у курящего человека?

– Какой вред приносит организму человека курение?

  1. Работа в группах.

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- алкоголизме(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок на с. 73.

– Какие органы особенно страдают от алкоголя?

  1. Работа в группах.

Группам учитель раздаёт информацию о вредной привычке- наркомании(Приложение 1), которые должны самостоятельно её изучить и ответить на вопросы, заполнив таблицу.(Приложение 2)

  1. Работа по учебнику: с. 74-75

- Как называется вещество, которое приводит человека к смерти?

- Чем опасно употребление наркотических веществ?

7. Чтение вывода в рубрике «Обрати внимание»: с. 75

Выполнение проектов.

Защита проектов.

Самооценка ( смайлы ,листок самостоятельного оценивания)

Правила «Как предостеречь себя от вредных привычек»

  1. Никогда не соглашайтесь закурить первую сигарету, выпить первую рюмку, а тем более попробовать наркотики, даже если вам предлагают друзья.
    2. Не старайтесь подражать взрослым, так как со стороны это выглядит смешно.
    3. Займитесь любимым делом и больше времени уделяйте спорту.

Вредным привычкам – нет! 
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет! 
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо! 
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть! 
Убьёшь себя.

Просмотр отрывка из мультфильма«Как медведь трубку курил». Ответы на вопросы.

Определение темы урока. Постановка цели урока.

-Он здоров, ведет здоровый образ жизни: по утрам делает зарядку, дышит чистым воздухом, закаляется.

-Стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь.

-Потому что он курил.

-О вредных привычках.

-Алкоголь, употребление спиртного, употребление наркотиков (дети могут назвать и другие вредные привычки).

-Узнать, как вредные привычки влияют на здоровье человека.

Работа по учебнику:

Н.Ф.Виноградова

Работа с дополнительной информацией:

карточки

Ответы на вопросы:

1. Около 800

2. Никотин

3. Ослабляется работа сердца, повышается кровяное давление

4. Загрязняются

5.Появляются болезни легких, сердца, желудка, печени, особенно страшный из них – рак. Ухудшается память, внимание, снижается сопротивляемость болезням, желтизна зубов.

Вдыхаем часть табачного дыма. Становимся пассивными курильщиками, тоже отравляем свой организм.
Попросить не курить или выйти из помещения самому.

Вредно для здоровья.

О влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека.

Работа с учебником. Работа в группах.

Правила работы в парах:

1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника.
2. Говори тихо, не мешай другим.
3. Определить кто  выступит c сообщением.

Заполнение таблицы.

Проверка таблицы.


Р: целеполагание.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

V. Рефлексия. Итог урока.

3

- Ребята, а какова была цель нашего сегодняшнего урока?
- Мы ее достигли?
- У вас на партах лежат лепестки  разного цвета. Если вам было интересно сегодня на уроке, вы все поняли и можете рассказать об этом другим, прикрепите к цветку красный. Если вам было интересно, но вы не все поняли  синий  . И если вам было неинтересно на уроке, вы плохо усвоили материал зелёный.

- Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

- Какой же вывод вы сделали из сегодняшнего занятия?


- Что бы вы посоветовали другим ребятам?

Напишите письмо своим друзьям ,одноклассникам.. Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлика на той ступеньке, на которую каждый из вас сегодня поднялся.

Самооценка
Оценки за урок

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.

Нельзя курить, употреблять спиртное, употреблять наркотики. Это вредно и опасно для здоровья.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

VI. Домашнее задание 

2

1) Стр.72-75 читать, пересказывать
2)Написать письмо.

3) Заполните третью колонку таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...