Научно-исследовательская работа на тему " Тропические бабочки"
проект по окружающему миру (1 класс)

Цопанова Алла Николаевна

Научно- исследовательская работа о жизни и развитии тропических бабочек в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropicheskie_babochki.rar29.24 КБ

Предварительный просмотр:

 XII конкурс исследовательских работ и проектов

дошкольников и младших школьников

«Я познаю мир»

(в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)

Направление: окружающий мир

Тема: «Тропические Бабочки»

Марсагишвили Арсен Давидович

МБОУ СОШ №3 г. Владикавказ

Республики Северная Осетия-Алания

1 класс

                                                    Научный руководитель:

                                                     Цопанова Алла Николаевна

учитель начальных классов

первой категории

                                г. Владикавказ, 2017/2018 учебный год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

        

Введение

Обоснование темы работы  и её актуальность    

3

I глава.  Изучение теории

4

  • Цикл  развития бабочек
  •  Особенности жизнедеятельности тропических бабочек.
  •  Условия, необходимые для выращивания  тропических   бабочек в неволе

4

5

6

II глава. Мои исследования

7

  • Изготовление  инсектария или мини-фермы для разведения  тропических бабочек

7

  • Эксперимент по выведению  тропических бабочек  в домашних условиях

8

  • Общие выводы экспериментальной работы

11

Заключение

12

Список литературы

13

Приложение

14

 

ВВЕДЕНИЕ

Еще с раннего детства мне нравилось наблюдать за бабочками.

Однажды, мне довелось побывать на выставке экзотических бабочек в городе Владикавказ. Экскурсоводы рассказывали  о бабочках. Больше всего меня поразил стенд, где на веревочках висели  куколки. Там даже была бабочка, которая только  родилась, она сидела на краешке и видимо набиралась сил.  

На выставке экскурсоводы  рассказали  мне много интересных фактов из жизни бабочек. Меня это очень заинтересовало и у меня появилась идея  попробовать самому  вывести тропических бабочек  дома и понаблюдать за их развитием.

Цель:

- выведение тропических бабочех в домашних условиях

- создание оптимальных условий для их развития и рождения

- уход и кормление бабочек

- наблюдение за особенностями их поведения

Объектом моего исследования  исследования являются куколки тропических бабочек, различных видов: Политес, Болина, Аврора, Кочубея, Лайм, Библис.

Предмет  исследования  –  условия,  при  которых  возможно  разведение бабочек в домашних условиях.

Цель работы: разведение тропических бабочек в домашних условиях.

Задачи  исследовательской работы:

  • Изучить  литературу  о  многообразии,    строении  и  размножении  тропических бабочек.
  • Изучить  литературу  по  проблеме  создание  условий  для  разведения тропических бабочек из куколки.
  • Подобрать  оптимальные  условия  для  развития  тропических бабочек  в  домашних условиях.
  • Развести тропических бабочек в домашних условиях, создав оптимальные условия.
  • Проанализировать и сделать выводы по полученным знаниям и наблюдениям.

Гипотеза: возможна ли жизнь тропической бабочки в домашних условиях.

Методы исследования: наблюдение, изучение научно-популярной литературы.

Оборудование: мини-ферма, презентация.

Бабочки – это одни из самых невероятных существ на земле. Их красоте и грациозности нет равных. Многие их сравнивают с живыми цветами, и это не удивительно, ведь бабочки настолько же красочные и красивые, как букеты живых цветов.

Мне очень хотелось увидеть рождение тропических бабочек, о которых я много узнал из книг и вообще, понаблюдать их жизнь наяву.

Поскольку я ничего не знал о том, как обращаться с бабочками в домашних условиях, мы с мамой заказали и приготовили сами все необходимое :

- специальный домик для куколок – мини-ферму ( сделали сами)

- куколки 11 бабочек (можно было выбрать, каких)

- подробную инструкцию по уходу за бабочками.

И вот настал тот день! Инсектарий был готов и мы получили куколок! Куколки аккуратно лежали в коробочке в вате.
Глава I.        Особенности жизнедеятельности бабочек

Порхающие цветы - такое поэтическое название бабочки заслужили по праву. Замысловатые узоры на тончайших крыльях, радующие глаз сочетания ярких красок - природа в очередной раз проявила незаурядное дизайнерское мастерство, создав столь дивные существа.

Бабочки относятся к членистоногим - самым высокоразвитым  животным среди беспозвоночных. На данный момент чешуекрылые насчитывают около 158000 видов насекомых. Эти уникальные создания являются вторыми по своей численности опылителями после пчел.

Наука, изучающая бабочек, называется лепидоптерология.

Не менее удивительны чудесные превращения – метаморфозы, происходящие с ними. Сначала это прожорливые гусеницы, с жадностью поедающие растения, особо любимые и почитаемые семейством. Стебли и листья могут содержать ядовитые вещества, но обжоры их не боятся. Личинка накопит отраву в тканях своего мясистого туловища, и станет несъедобной для птиц и насекомоядных животных. Яд по наследству перейдет к взрослой особи - имаго, защитив и ее от многочисленных врагов.

Во взрослом возрасте бабочки употребляют только жидкости, которые всасывают при помощи хоботка. Питаются они нектаром цветов, также пьют воду из лужиц, а некоторые не обходят вниманием гниющие фрукты и падаль. Это они делают для того, чтобы получить необходимое количество влаги, энергии, перерабатываемой из сахаров в нектаре, и соды, а также других минералов, которые незаменимы для репродуктивной функции.

Некоторые виды бабочек нуждаются в большем количестве соды, нежели то, что дает нектар. Их привлекает сода в соли, и они иногда стремятся присесть на человека, чтобы получить недостающие элементы из человеческого пота.

Бабочки «нюхают» воздух на предмет ароматов, ветра и нектара, используя свои усики. Эти усики могут быть разной формы и окраски. Зрение хорошо развито у бабочек и большинство видов чувствительно к ультрафиолетовому спектру. Цветное зрение может быть широко распространено, но его демонстрируют только некоторые виды.   У некоторых бабочек есть органы слуха, а часть видов также известна тем, что воспроизводит свистящие и щелкающие звуки.

Многие бабочки, такие как махаон, подвержены миграциям и могут совершать полеты на большие дистанции. Они летят только днем и используют солнце в качестве ориентира. Они также способны воспринимать поляризированный свет и использовать его для ориентирования, когда солнце спряталось. Многие виды бабочек придерживаются своих территорий и могут активно отгонять представителей других видов или популяций, которые могут помешать им.

Способ полета бабочек обычно несет информационную нагрузку, а некоторые виды могут демонстрировать ухаживания в виде полетов. Солнечные ванны это довольно широко распространенный вид деятельности, который можно видеть повсеместно в холодные утренние часы. Многие виды даже меняют положение, чтобы получать больше тепла от солнца. Альпийские формы бабочек отличаются от других тем, что у них более темный рисунок на крылышках – это отвечает той же цели – накоплению как можно большего количества тепла.

Цикл развития бабочек.

Бабочки — это насекомые с так называемым полным циклом превращений. Между стадией личинки (гусеницы) и взрослой стадией (бабочки) находится промежуточная стадия куколки. А всё развитие можно представить так: яйцо - гусеница - куколка – бабочка (имаго).

Самка бабочки откладывает яйца, в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

Через некоторое время из них появляются личинки - гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удержаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливые. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены, как ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются.

Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью, и появляется взрослая бабочка.

Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки - она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли.

Когда крылья высохли - бабочка начинает летать. Она целые сутки может не есть, потому что только вылезла из куколки и не успела проголодаться. Потом бабочка садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок, и она может пить нектар!

Глава II. Мои исследования.

Эксперимент по выведению бабочки в домашних условиях

Изучив литературу, я выяснил, что для успешного  разведения  насекомых необходимо создать у себя в квартире условия, максимально приближенные к тем местам,  где  обитают  бабочки.  Для  проведения  моего  эксперимента  мне потребовались:

-куколки тропических бабочек;

-мини-ферма - пластиковый контейнер, емкостью 5л;

-термометр – для определения температуры в мини-ферме;

-влагомер – прибор для измерения влажности воздуха;

-отрез марлевый;

-прищепки, на которых будут подвешены куколки;

-сетка рабица.

 

Набор куколок  мы приобрели в интернет-магазине "Мир бабочек".  Мини-ферму мы сделали сами. И вот настал тот день!

 

Сначала мы внимательно ознакомились с инструкциями и рекомендациями. Создание мини-фермы:

Для благоприятного созревания куколок и рождения тропических бабочек необходимы соответствующие условия: влажность 80%, температура окружающей среды 26-28°С. Для поддержания необходимой влажности на дно контейнера помещаем марлю, смоченную водой, переодлически опрыскивая ее. Ставим контейнер в теплое место (около бтареи).  

2. Практическая реализация разведения  бабочек  в домашних  условиях.

1.2. Разведение  бабочек  в домашних условиях.

Помещение куколок в инсектарий.  В верхней части контейнера устанавливаем сетку рабица и вешаем на нее куколок, прикрепленных на прищепки. Если у куколок отсутствует собственная паутинка, их прикрепляем к пришепке с помощью воды и ваты. При этом у куколок  должно быть достаточно  пространства,  чтобы  будущим  бабочкам  ничего  не  мешало полностью расправить крылья после выкукливания. После  того  как  куколки  были  размещены  в  инсектарии,  мы  накрыли   его  прозрачной крышкой,  тем  самым  предотвратив  испарение влаги из контейнера. Терпеливо ждем результата.

Инсектарий  был  установлен  у  батареи  и  обогревателя.  К  концу  дня  температура в аквариуме поднялась до 29 градусов. Такая температура приемлема  для куколок. Стенки  аквариума  сильно  запотели, что означало, достаточное количество влаги .

Поведение куколок

Куколкам необходима определенная температура 26-28 °С и влажность 60-90%, иначе они могут засохнуть и погибнуть, или бабочка родится неполноценной. 

От трех до четырнадцати дней куколка созревает (меняется ее внешний вид). За сутки до рождения  она становится темного цвета и начинают просматриваться узоры на крыльях. Перед рождением бабочки, куколка начинает шевелиться. Потом стенки куколки истончаются, и бабочка изо всех сил давит на них головой. Оболочка лопается, и первыми из дыры показываются усики, а потом голова. Бабочка помогает себе лапками, расширяя отверстие, освобождает брюшко и крылья. Процесс рождения бабочек занимает всего 5-10 секунд. Бабочка, только что появившаяся на свет, ещё не может летать, так как крылья у неё  влажные и мятые. Её крылышки плотно прижаты к туловищу, а из куколки вытекает красноватая жидкость.

 Для появившихся на свет бабочек постоянная влажность воздуха играет важную роль; при недостатке влаги крылья и лапки насекомого пересыхают и становятся ломкими.

Рождение бабочки

Когда из куколки появляется бабочка, ей необходимо повисеть, чтобы расправились крылья.  Если бабочка не повисит вниз крыльями, то они не расправятся, и она не сможет летать. По моим наблюдениям  процесс обсушки занимает около 2-х часов, после чего бабочка способна летать. Только через сутки, когда полностью просохнут и расправятся крылья, бабочка сможет летать и питаться.

Большинство бабочек появляется из куколок ранним утром, когда еще не жарко.

При выходе из куколки бабочка выпускает из брюшка красноватую жидкость, которая иногда сохраняется на крыльях имаго в виде размазанных пятен. Эта жидкость, являющаяся продуктом жизнедеятельности стадии куколки, выделяется бабочками и позднее и, возможно, имеет отпугивающее значение. 

Содержание и уход за тропическими бабочками.

Содержать бабочек в квартире не сложно, но все-таки это не домашние животные; они созданы для жизни на природе, опыления растений и цветов. Бабочки будут чувствовать себя комфортно в большом, просторном инсектарии. В обычной городской квартире поддерживать постоянно высокую температуру и влажность очень сложно, это нужно делать в специально оборудованном помещении.

В домашних условиях бабочки охотно лакомятся медом или сахаром, слегка разведенным водой. Переспелые фрукты также не останутся без внимания.

Выведенные в домашних условиях бабочки более ручные, чем их дикие собратья. Они спокойно могут садиться на руки, не  пугались нашего приближения. Главное – случайно их не раздавить.

 При бережном уходе и кормлении бабочки живут в домашних условиях 2-3 недели.

 В естественной среде обитания бабочка умирает сразу после откладки яиц. Срок жизни бабочки может увеличиться при пониженной температуре, когда она проводит много часов в оцепенении или при отсутствии партнера.

В квартире для тропических бабочек нет угрозы, быть съеденными птицами, пауками, жуками, но подстерегают другие опасности, такие как лампы, обогреватели.

 При налете на препятствия крылья бабочек могут повредиться. Чем активнее бабочка, тем скорее обобьются ее крылья, и она потеряет большую часть своей красоты. В природных условиях это иногда происходит уже в первые часы полета бабочек.

        В ходе проведения исследования основной проблемой было поддержание достаточного уровня влажности, избегая при этом запотевания инсектария, а затем и окон в квартире. Успешно провести исследование нам помогли  забота, терпение и внимательность к нашим питомцам. Полного цикла развития  тропической бабочки, начиная  с откладки яиц взрослым насекомым нам провести, не удалось. Из литературы я узнала, что бабочке необходимы растения, на которых они обитают, нужна та экосистема, которая является их родным домом. Нам удалось покормить бабочек соком портящегося апельсина, а также бананом.

Общие выводы.

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1.  Бабочки или чешуекрылые являются представителями насекомых, которые относятся к Членистоногим - самым высокоразвитым животным среди беспозвоночных.

2.  Бабочки — это насекомые с полным циклом превращений. Всё развитие можно представить так: яйцо - гусеница - куколка – бабочка (имаго).

3. Для выведения и содержания тропических бабочек в домашних условиях необходимо знать особенности жизнедеятельности данного вида и соблюдать необходимые условия.

4.  В ходе эксперимента мне удалось в домашних условиях вывести тропических бабочек.

Наша гипотеза подтвердилась частично. В неволе можно вырастить тропическую бабочку из куколки или кокона, если соблюдать все условия для её жизнедеятельности. Но вырастить новое поколение невозможно, т. к.  необходима естественная среда.

       Велик и разнообразен мир бабочек. Бабочка – самое прекрасное насекомое на Земле. Для того чтобы сохранить эту красоту, данную нам природой, необходимо беречь этих великолепных представителей изящества.

Заключение.

1 этап исследования: изучение научно-популярного материала о бабочках.  С помощью источников сети Интернет и энциклопедий изучен материал о тропических  бабочках, обитающих на территории               Филиппин, Южной Америки, Азиатских стран:  их видов, жизненного цикла.

2 этап исследования: подготовка к проведению эксперимента.

Собраны и обобщены материалы, касающиеся вопроса выведения тропических бабочек в домашних условиях. Подготовлено оборудование для проведения эксперимента.

3 этап исследования: проведение эксперимента по выведению и содержанию бабочек.

Подготовлена мини-ферма,  искусственно создана  среда обитания, в которую были помещены куколки. Отслежены этапы созревания куколок и выведения из них бабочек. Созданы условия для их содержания, опробованы способы кормления. Изучены особенности поведения тропических бабочек, выведенных в домашних условиях.

4 этап исследования: анализ полученной информации, формулирование выводов и предложений.

Подводя имоги моей исследовательской работы, можно сделать такой вывод, что цель которую я ставил - достиг.  Я изучил особенность выведения куколок тропических бабочек различного вида. В результате эксперимента удалось вывести из 11 куколок 6 бабочек.

Я допусти некоторые ошибки в условиях содержания куколок:

-нарушал герметичность мини-фермы

- допускал колебания температуры и влажности.

Также возникли  некоторые трудности с кормлением. Кормил бабочек подгнившими фруктами и медовым нектаром.

Кроме того, я сделал вывод, что крылья бабочек очень нежные, при частом прикосновении рук, с них сходит пыльца, что приводит к быстрой гибели бабочки.

Для продления ее жизни необходимо создать специальный инсектарий с сетчатой структурой.  

Приложив столько усилий и терпения, я сделал для себя самый важный вывод, все старания и усилия стоили того, чтобы увидеть своими глазами рождение новой прекрасной жизни, пусть даже и короткой.

Общий анализ полученной информации позволил сделать выводы о том, что тропических бабочек можно вывести из  приобретённых куколок  в домашних условиях и свободно содержать в квартире, но вывести новое поколение невозможно.

5 этап исследования: обобщение и популяризация результатов работы.

Результаты данной исследовательской работы были обобщены в виде работы с рекомендациями.

Эта работа меня заинтересовала, и  я решил продолжить работу по изучению жизни бабочек.

Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, а так же на внеклассных мероприятиях.

 

Список литературы

  • Дж.НИРИ «Насекомые и пауки», М., «ТЕРРА», 2006

2. Мурзин В. «Синий махаон», М., «Детская литература», 2001

3. Никитина В.В., Башарины А.Г. и В.Н. «Зоопарк в твоей книжке: насекомые», Харьков, «Услуга», 2000

4. Плешаков А.А. «От земли до неба. Атлас-определитель», М., «Просвещение», 2010

5. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем», М., «АСТ», 1999

6. Электронная энциклопедия  «Кирилл и Мефодий»

7. Энциклопедия «Бабочки», М., «ТЕРРА», 1999

8. Энциклопедия «Насекомые», М., «ТЕРРА», 2000

911. http://www.mirbabochek.ru/

 

Приложение 1.

Условия, необходимые для выращивания бабочек в неволе

Содержание бабочек не требует особых затрат времени на уход, дорогостоящих кормов или выгуливания при любой погоде.

1. Поиск яиц бабочек в естественных местах их обитания очень трудоемок и требует знания образа жизни насекомых. Собранные яйца хранят в пластмассовых прозрачных коробочках или небольших баночках, пока из них не выйдут гусеницы. Если держать их в большой ёмкости, они могут высохнуть.

2. Появление гусениц. Маленьких, только что вылупившихся гусениц нужно переместить в контейнер с их кормовым растением. Контейнером может служить пластмассовая коробка или банка большего размера, выложенная мягкой бумагой, поглощающей влагу. Туда же надо постоянно подкладывать свежие листья. Вентиляционные отверстия в коробках проделывать пока не стоит, чтобы растения не высыхали слишком быстро.

        3. Подрастание гусениц. После того как гусеницы немного подрастут, их необходимо перевести в просторный вентилируемый контейнер или клетку. Жилище нужно защитить от прямых солнечных лучей. Нельзя в один садок помещать слишком много гусениц: они могут травмировать друг друга. У них всегда должно быть достаточно свежей пищи. Со дна необходимо регулярно удалять помёт — источник плесени и болезней гусениц.

4. Окукливание. Перед окукливанием поведение гусениц меняется. Они перестают кормиться и начинают беспокойно ползать. Куколки дневных бабочек обычно прикрепляются к растениям, поэтому в их жилище должно быть достаточно листьев и веток.

        5. Появление бабочек (имаго). Для кормления бабочек следует соорудить кормушку: в не очень глубокой ёмкости развести мёд (капля меда на 1 ч. л. воды), а в центр установить разноцветный пластиковый венчик — это символ цветка. Раствор необходимо менять каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская работа «Бабочки, какие они бывают»?

Цель работы:Наблюдать за бабочками,  рассказать какие они бывают  и какую пользу приносят....

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Проектная работа "Выращивание тропических бабочек и наблюдение за их жизнью в домашних условиях".

Сейчас многие преподносят в подарок живых тропических бабочек, устраивают торжественные "салюты" из бабочек на различных праздниках. Вот и мне очень захотелось порадовать , сделать приятное своей люби...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...