Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру

Мостыко Виктория Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир».

Составлена на основе авторской программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова (Сборник рабочих программ «Школа России», 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательного учреждений / С. В. Анащенкова и др.– М.: Просвещение, 2011.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_1-4_klass.docx118.94 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная  записка.

1.1. Нормативная база

 

1.2. Название учебного предмета и УМК.

Учебный предмет «Окружающий мир»/

В состав УМК входит:

  1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2015 г.
  2. Учебник «Окружающий мир» 2 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2015 г.
  3. Учебник «Окружающий мир» 3 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2015 г.
  4. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2015 г.
  5. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  1 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2016 г.
  6. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  2 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2016 г.
  7. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  3 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2016 г.
  8. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  3 класс, в 2-х частях. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение», 2016 г.
  9. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1,2,3,4 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.

1.3. Цели и задачи  изучения данного предмета.

Общие цели с учетом специфики учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Изучение предмета «Окружающий мир»  в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

          Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов.

Основные виды учебной деятельности:

  • наблюдение сезонных изменений в природе;
  • характеристика признаков времен года, сезонных изменений в природе;
  • чтение  и пересказ текстов о природе;
  • различение природных объектов и изделий (искусственные предметы), характеристика их отличительных свойств.
  • группировка объектов живой или неживой природы по отличительным признакам;
  • объяснение и обсуждение правил поведения в различных ситуациях;
  • моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
  • рассказ о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий);
  • работа с иллюстративным материалом;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Для осуществления контроля используются следующие виды контроля:

Текущий:

  • -индивидуальный опрос (беседа, тестирование);
  • -выполнение самостоятельных заданий по теме; проверочная работа
  • -практическая работа;

Итоговый: - контрольная работа, учебный проект, ВПР (4 класс).

1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю (66 ч.). Во 2,3,4  классах программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные универсальные учебные действия

У  выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха с учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей, других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы  гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ, исторю, осознание ответственности человек за общее благополучие;
  •  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • Установка на здоровый образ жизни;
  •  Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
  • Чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной  организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • Адекватного понимания причине успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • Положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего» ученика»;
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:
•  понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
•  сохранять учебную задачу в течение всего урока

•  ставить цели изучения темы, толковать  их в соответствии с темой урока;

•  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

*планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать выводы);
•  планировать свои действия;
•  фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью средств,  предложенных учителем), объективно  относиться к своим успехам/неуспехам.
•  самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия, так и по ходу его реализации;

•  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•  контролировать  и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

•  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции  своих действий.

Познавательные

Обучающийся научится:
 •  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
•  осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (Интернет, библиотека) для выполнения учебных заданий;

 •  выделять существенную информацию из литературы разных типов (познавательной, художественной);

•  использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

•  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, моделей, рисунков, таблиц,

фотографий;
•  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•  проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

•  осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и др.;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

•  строить рассуждения  об объекте, его строении, свойствах и связях;

•  проявлять   творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, оформлении итогов проектных работ и др.;

•  ориентироваться на  разнообразие способов решении  познавательных и практических задач, владеть общими приемами  решения учебных задач;

•  моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:
•  включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

•  формулировать ответы на вопросы

•  слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

•  договариваться и приходить к общему решению при совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•  формулировать собственное  мнение и позицию в устной и письменной форме;
•  аргументировать свою позицию;

•  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении;

 •   признавать свои ошибки, озвучивать их;

•  употреблять вежливые слов в случае своей неправоты «Извините, пожалуйста», «Прости, яне хотел тебя обидеть», «Спасибо,за замечание, я его обязательно учту» и др.;

•  понимать и принимать   учебную задачу в совместной работе, распределять роли при выполнении работы;

•  строить монологическое высказывание, владеть диалогической речью с учетом возрастных особенностей;

•  готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
•  составлять рассказы на заданную тему.
•  осуществлять взаимоконтроль и  оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

•  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

•  строить понятные для партнера высказывания,  учитывающие, что он видит и знает, а что нет;

•  использовать речь для регуляции своего действия;
 •  адекватно использовать  речевые средства для решения разрешения коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-4-м классе являются формирование следующих умений.

1 класс

Человек и природа

Обучающиеся научатся

сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; *различать предметы и выделять их признаки; *проводить групповые исследования; *проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков  предметов с помощью органов чувств; *объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их   признаки; *сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные

  отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений; *назвать условия, необходимые для жизни растений и животных; *проводить несложные наблюдения за природными явлениями и  проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;

*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы; *описывать сезонные изменения в природе; *наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и   сменой времен года; *приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб; *приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые    наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Получат возможность научиться

различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их  основные отличительные признаки; *называть основные органы чувств человека и их основные функции; *называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и  животных; * проводить индивидуальные наблюдения  и опытные исследования на   выявление признаков предметов; *оказывать помощь птицам в зимнее время года.

Человек и общество

Обучающиеся научатся

проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и  свое место в классе; *различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или  недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; *оценивать необходимость подготовки к уроку; *знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома,  адрес школы; *называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей; *узнавать  государственную символику России; *знать первый куплет и припев гимна России; *выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Получат возможность научиться

выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в   школе: до урока, на уроке, на переменах; *подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам; *называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер  своего дома, адрес школы; *называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей; *узнавать  государственную символику России; *рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических    событий и памятникам истории.

Применят знания в жизни

обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;  выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья;  выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.

Правила безопасного поведения

Обучающиеся научатся

называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»; использовать мобильный телефон для связи  с родителями; называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице; называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул; приводить примеры несъедобных грибов своего края; приводить примеры ядовитых ягод своего края. Рассказывать об оказании первой помощи  при укусе пчелы или осы.

2 класс

Человек и природа

Компетенции

Информационная. Речевая. Познавательная. Социокультурная. Учебно-познавательная.

Обучающиеся научатся

различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры  взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,   влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.); устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой   природе;  сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,    млекопитающих;  группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,   млекопитающие) назвать признаки отличающие домашних животных от диких;  сравнивать характерные для животных способы питания;  характеризовать роль грибов в жизни человека;  ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;  наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;  наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;  учиться работать со справочной литературой  определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть   представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;  понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

получат возможность научиться

обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;  характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;  называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;  отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;  называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);    называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);    иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;    иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;    знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);    знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение

Человек и общество

Обучающиеся научатся

рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении    этого труда;   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,    режим труда и отдыха, физкультура);   названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной    площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля   (Спасская башня);   принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день   Победы, День города и т.д.  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного    города (села);  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а    также учиться работать с оглавлением учебника;  * называть своих ближайших родственников;   * знать профессии взрослых и важность каждой профессии. описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

получат возможность научиться

знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);    называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);    узнать правила безопасного поведения в природе.

Правила безопасного поведения

Обучающиеся научатся

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;  выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

3 класс

Человек и природа

Обучающиеся научатся

* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения; * находить на физической карте и глобусе материки и океаны,

   географические объекты и их названия; * определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; * сравнивать и различать формы земной поверхности; * моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина; * проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»; * называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,  озеро, пруд, болото); * находить на географической карте разные водоемы и определять их  название; * характеризовать формы земной поверхности;

* ориентироваться на местности при помощи компаса; * приводить примеры веществ; * сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях; * исследовать в группах свойства воздуха; * сравнивать свойства воды и воздуха;

* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников; * характеризовать круговорот воды в природе; * исследовать в группах свойства полезных ископаемых; * различать изученные полезные ископаемые;

* характеризовать природные сообщества; * опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений; * определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу; *помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;

получат возможность научиться

самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;  * извлекать необходимую информацию из книг и других источников; * осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; * обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;  * выполнять правила безопасного поведения в лесу.

Человек и общество

Обучающиеся научатся

* описывать достопримечательности Московского Кремля; * различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить  исторические события с датами; * находить место изучаемого события на ленте времени; * находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург; * искать необходимую информацию из книг и других источников;

получат возможность научиться

* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами  правления великих князей; * находить на ленте времени место изученного исторического события; * проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,    связанные с охраной природы;

*использовать дополнительные источники информации.

Правила безопасного поведения

Обучающиеся научатся

понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,   у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные  пространства; * понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед; * пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования   своего самочувствия при простуде.

получат возможность научиться

пользоваться простыми навыками самоконтроля  и саморегулирования своего самочувствия при простуде; * соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства; * соблюдать правила безопасности в гололед; * сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

4 КЛАСС

Человек и природа

Обучающиеся научатся

* находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона; * читать условные обозначения карт; * использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения  причины смены дня и ночи, смены времен года; * находить общие и отличительные признаки природных зон  России (климат, растительность, животный мир); * понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на  природе; * понимать необходимость посильного участия в охране природы родного  края; * характеризовать основные функции систем органов человека; * измерять температуру, вес, рост человека; * понимать необходимость использования знаний о строении и

функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; *извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций  

получат возможность научиться

* осознавать ценность  природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; * использовать знаний о строении и функционировании организма человека  для сохранения и укрепления своего здоровья; *выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности

Человек и общество

Обучающиеся научатся

* рассказывать с использованием информации из Интернета о  государственной символике России; * самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях   коллективной работы; * обмениваться сведениями о событиях в стране; * готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны; * находить на карте России местоположение  своего края; *работать с глобусом и картой;

* пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;  * определять последовательность событий на ленте времени; * рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках  истории страны;  *рассказывать об особенностях труда людей родного края.

получат возможность научиться

научатся определять часовой пояс своего края; * находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете; *составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех    традиционных религий в обрядовой практике.

Правила безопасного поведения

Обучающиеся научатся

* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,  у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные

   пространства; * понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во  время приема пищи; *понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного   здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)

получат возможность научиться

* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время   купания летом, при переправе через водные пространства;  * соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;  * заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровье.

       Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

                  В результате изучения всех без исключения учебных предметов  при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники     овладеют     элементарными     навыками     чтения       информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

     У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: поиск информации и понимание  прочитанного

Выпускник научится:

  • - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста;делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся  в  тексте  основные  события  и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;  сравнивать между  собой  объекты,  описанные  в  тексте,  выделяя 2— 3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать        текст,        опираясь        не        только        на        содержащуюся        в        нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться        в        соответствующих        возрасту        словарях        и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать        формальные        элементы        текста        (например,  подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять        и        обобщать        содержащуюся        в        разных        частях        текста информацию;
  • составлять        на        основании        текста        небольшое        монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать        выписки        из        прочитанных        текстов        с        учётом        цели        их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного  опыта  подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

          Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

       В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации  в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

        Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник  научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,  цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать

короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов.

Выпускник        получит        возможность        научиться        использовать        программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок)

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится: определять        последовательность        выполнения        действий,        составлять инструкции  (простые  алгоритмы)  в  несколько  действий,   строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций  последовательного выполнения и повторения;   планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, моделировать объекты и процессы реального мира.

III. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

IV Учебно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы и описанием основных видов деятельности обучающихся 1 класс

Наименование раздела. Содержание.

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Форма контроля

1

Введение.

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

2

Что и кто?

Родина. Народы России. Москва-столица России.

Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Растения.

Рыбы. Птицы. Звери.

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?

Опасности вокруг нас.

На что похожа наша планета?

20

— Понимает учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работает с картинной картой России, актуализирует имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

— сравнивает, различает и описывает герб и флаг России;

рассказывает о малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечает на итоговые вопросы и оценивает свои достижения на уроке

Рассматривает иллюстрации учебника, сравнивает лица и национальные костюмы представителей разных народов;

— работает в паре: рассказывает (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

— обсуждает, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

— работает со взрослыми: находит информацию о народах своего края;

— отвечает на итоговые вопросы и оценивает свои достижения на уроке,

— оценивает результаты собственного труда и труда товарищей

— группирует объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определяет образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

— различает гранит, кремень, известняк;

— практическая работа в группе: находит у растений их части, показывает и называет

Проект

Самостоятельная работа в форме  теста

3

Как, откуда, куда?

Семья.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество?

Как путешествует письмо?

Куда текут реки?

Откуда берутся снег и лёд?

Жизнь растений и животных.

Как зимой помочь птицам?

Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

12

— Понимает учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

— рассказывает о жизни семьи по рисункам учебника;

— называет по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывает об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивает значение семьи для человека и общества,

— отбирает из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюирует членов семьи;

— оценивает значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составляет экспозицию выставки;

— оценивает результаты собственного труда и труда товарищей— обсуждает необходимость экономии воды;

— выясняет опасность употребления загрязнённой воды;

—проводит опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отличает электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество.

Проект

Контрольная работа за первое полугодие.

4

Где и когда?

Когда учиться интересно?

Дни недели. Времена года.

Где живут белые медведи?

Где живут слоны?

Где зимуют птицы?

Когда появилась одежда?

Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

11

— Понимает учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализирует иллюстрации учебника, обсуждает условия интересной и успешной учёбы;

— работает в паре: сравнивает фотографии в учебнике, рассказывает о случаях взаимопомощи в классе;

— рассказывает о своём учителе; формулирует выводы из коллективного обсуждения;

— отвечает на итоговые вопросы и оценивает свои достижения на уроке

Проект

5

Почему и зачем?

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер?

Почему звенит звонок?

Почему радуга разноцветная?

Домашние питомцы.

Зачем мы спим ночью?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Гигиена.

Зачем нам телефон и телевизор?

Зачем нужен транспорт? Правила безопасности в автомобиле, поезде, самолете.

Освоение космоса.

Экология

22

— Выполняет тестовые задания учебника;

— выступает с подготовленными сообщениями, иллюстрирует их наглядными материалами;

— обсуждает выступления учащихся;

— оценивает свои достижения и достижения других учащихся

Проект

Проверочная работа в форме теста.

Итоговая контрольная работа.

Итого

66

2 класс

п/п

Наименование раздела

Основные виды деятельности

Всего часов

Вид контроля

1

 «Где мы живём?» 

- различает государственные символы России;

- анализирует информацию учебника;

-различает национальные языки и государственный язык России;

- извлекает из различных источников сведения о символах России.

- сравнивает город и село;

-рассказывает о своём доме по плану;

-формулирует выводы;

-распределяет обязанности по выполнению проекта;

-собирает информацию о выдающихся земляках;

-проводит презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

-оценивает свои достижения.

4 часа

Проверочная работа в форме теста – 1;

проект-1

2

 «Природа»

-различает объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работает в паре и группе;

-формулироует выводы из изученного материала;

-отвечает на итоговые вопросы и оценивает свои достижения.

-классифицирует объекты природы по существенным признакам;

-различает объекты неживой и живой природы;

20 часов

Практических работ– 5;

Проверочная работа в форме теста – 1;

проект-1

3

 «Жизнь города и села»

- рассказывает об отраслях экономики по предложенному плану;

-анализирует взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

-моделирует взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

-извлекает из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона

-классифицирует предметы по характеру материала;

-прослеживает производственные цепочки, моделирует их;

-приводит примеры использования природных материалов для производства изделий

- рассказывает о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

-сравнивает технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

-рассказывает о строительных объектах в своём селе;

-предлагает вопросы к тексту.

- классифицирует средства транспорта;

-узнавает транспорт служб экстренного вызова;

-запоминает номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

- различает учреждения культуры и образования;

-приводит примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе

10 часов

Практических работ– 1;

Проверочная работа в форме теста – 1;

проект-1

4

«Здоровье и безопасность»

- называет и показывает внешние части тела человека;

-определяет на муляже положение внутренних органов человека;

-моделирует внутреннее строение тела человека

- рассказывает о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждает сбалансированное питание школьника;

-различает продукты растительного и животного происхождения;

-формулирует правила личной гигиены и соблюдает их.

- моделирует, характеризует свои действия как пешехода при различных сигналах сигналы светофоров;

-различает дорожные знаки и ;

-формулирует правила движения по загородной дороге

-формулирует правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учится соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

9 часов

Проверочная работа в форме теста – 1

5

«Общение»

- рассказывает по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулирует понятие «культура общения» -обсуждает роль семейных традиций для у семьи;

-моделируеть ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- интервьюирует родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

-отбирает фотографии из семейного архива;

-составляет родословное древо семьи;

-презентует свой проект.

-рассказывает о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулирует правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивает с нравственных позиций формы поведения;

-моделирует различные ситуации общения на уроке и переменах

- выполняет тестовые задания учебника;

-оценивает правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивает бережное или потребительское отношение к природе;

7 часов

Практических работ –1;

Проверочная работа в форме теста – 1;

проект-1

6

 «Путешествия»

-сравнивает фотографии в учебнике, находит линию горизонта;

-различает стороны горизонта, обозначает их на схеме;

-анализирует текст учебника;

-формулирует вывод о форме Земли

-находит ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомится с устройством компаса и правилами работы с ним;

- сопоставляет фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализирует цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивает по схеме холм и гору;

-характеризует поверхность своего края

- различает водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнаёт их по описанию;

-анализирует схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывает о водных богатствах своего края;

-обсуждает эстетическое воздействие моря на человека;

- наблюдает за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулирует выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека

-сравнивает изображение России на глобусе и карте;

-соотносит пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивает приёмы чтения карты;

-учится правильно показывать объекты на настенной карте.

- распределяет обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находит сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составляет презентацию своего исследования;

-презентует свои проекты.

- находит Москву на карте России;

-знакомится с планом Москвы;

-описывает достопримечательности по фотографиям;

-отличает герб Москвы от гербов других городов;

- совершает виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

- обсуждает значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находит на фотографии достопримечательности Кремля;

- находит сведения об истории Кремля, готовить сообщение

- находит Санкт-Петербург на карте России;

-знакомится с планом Санкт-Петербурга;

-описывает достопримечательности по фотографиям;

-отличает герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

- совершает виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета

- сравнивает глобус и карту мира;

-находит, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносит фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов

- находит материки на карте мира;

-знакомится с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовит сообщения и выступать с ними перед классом.

выступает с подготовленными сообщениями, -иллюстрирует их наглядными материалами;

- обсуждает выступления учащихся;

- оценивает свои достижения и достижения других учащихся

18 часов

Итого 68 ч

Практических работ – 3;

Проверочная работа в форме теста – 1;

проект-2

3 класс

Содержание программного материала

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Форма контроля

1

Как устроен мир?

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Знакомится с учебником.

Понимает учебную задачу урока и ее выполнять.

Доказывает, что природа разнообразна. Оперирует понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицирует объекты природы.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Находит сходство  человека  от других объектов живой природы.

Знает ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.

Оценивает богатство внутреннего мира человека, работать в паре.

 Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта обучающийся учится:

- определяет цель проекта,

- распределяет обязанности,

-собирает материал в дополнительной литературе.

-презентует проект,

- оценивает результаты работы..

Определяют место человека в мире.

Характеризует семью, народ, государство.

Работает в группе.

Умеет различать понятия государство, территория. Знает герб, флаг России.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Отличает экологию от других похожих наук. Учит определять экологические связи..

Устанавливает причинно-следственные связи между человеком и природой.

Различает положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Сравнивает заповедники и национальные парки.

Моделирует в виде схемы воздействие человека на природу.

Работает со взрослыми, готовит доклады о заповедниках в своем регионе.

Обсуждает правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запоминает  некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Выполняет тесты с выбором ответа.

Контрольная работа в форме теста

2

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание

растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

18 ч.

Приводит примеры тел, веществ.

Работает в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Наблюдает свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользуется этими веществами.

Описывает вещества по плану.

Фиксирует результаты исследований в тетрадь.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Анализирует состав и свойства воздуха.

Извлекает из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Проводит мини-исследование об использовании воды в семье.

Понимает учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализирует и понимает, как осуществляется круговорот воды в природе. Умеет увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивает понятия: испарение, круговорот воды.

Формулирует вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывает по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

Понимает учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывает предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находит и использует цифровые данные из учебника.

Рассказывает о  загрязнении воды с помощью модели.

Исследует состав почвы.

Анализирует схему связи почвы и растений.

Обсуждает вопрос о связи живого и неживого в почве.

Характеризует меры по охране почвы.

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличает растения одной группы от другой.

Подготавливает сообщения о растениях.

Моделирует процессы дыхания и питания растений.

Доказывает, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Устанавливает этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Наблюдает, как распространяются семена деревьев.

Работает с терминологическим словариком.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Обсуждает и объясняет, почему многие растения становятся редкими..

Классифицирует животных и их групповым признакам.

Работать со словариком.

Характеризует животных по типу питания. Составляет цепи питания.

Характеризует защитные приспособления животных и растений.

Обсуждает роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Проверочная работа  по теме: «Эта удивительная природа»

3

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни.

10 ч.

Актуализирует знания о внутреннем строении организма человека. Моделирует и  показывает внутренние органы на модели человека.

Обсуждает взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Работа со словариком.

Актуализирует знания об органах чувств и их значение для человека. Учится беречь органы чувств.

Формулирует правила гигиены.

Самостоятельно изучает материал и готовит рассказы.

Характеризует функции кожи.

Характеризует роль скелета.  

Моделирует строение  пищеварительной системы.

Характеризует строение дыхательной и кровеносной системы.

Характеризует основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулирует правила закаливания.

Составляет памятку.

Характеризует главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различает факторы, укрепляющие здоровье.

Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа за первое полугодие.

4

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

7 ч.

Выполняет правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Анализирует  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждает предложенные ситуации.

Выполняет тесты с выбором ответа.

Актуализирует знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделирует в виде схемы путь от дома до школы.

Работает со словарем.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы

Анализирует  опасные места для человека. Уметет предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составляет схему своего двора с указанием опасных мест.

Обсуждает  правила безопасности при общении с природой.

Характеризует правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличает гадюку от ежа.

Находит в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

Обсуждает проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Проверочная работа в форме теста «Наша безопасность»

5

Чему учит экономика?

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран .
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

12 ч.

Различает современные российские монеты.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Оперирует терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявляет взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделирует доходы и расходы в виде математических задач.

Работает со словарем.

Отвечает на итоговые вопросы.

Выявляет основы семейного бюджета.

Определяет, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделирует семейный бюджет.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивает достижения на уроке.

Характеризует задачи экологии и две стороны экономики.

Анализирует и  составляет простейшие экологические прогнозы.

Раскрывает связь между экономикой и экологией.

Моделирует экологические прогнозы.

6

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

15ч.

Анализирует страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Самостоятельно изучает материал и выбирает выступающего.

Моделирует достопримечательности из пластилина.

Выясняет, какие товары поступают из стран с Европы.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Узнает и описывает достопримечательности по фото.

Выясняет, какие товары поступают из Франции.

Формулирует выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Выясняет, какие товары поступают из Великобритании

Анализирует  страны, расположенные на юге Европы, уметет показывать их на карте.

Выясняет, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составляет  вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находит интересные факты этой страны.

Соотносит памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждает цели международного туризма.

Работает с картой.

Описывает изучаемые достопримечательности.

Готовит сообщения о странах из дополнительной литературы.

1.Итоговая контрольная работа.

2.Проверим себя и  оценим свои достижения (проверочная работа)

Итого

68 ч

4 класс

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности

Контроль

Земля и человечество

Мир глазами астронома(1ч.)

Планеты Солнечной системы(1ч.)

Звездное небо - Великая книга Природы(1ч.)

Мир глазами географа (1ч)

Мир глазами историка (1ч.)

Когда и где? (1ч.)

Мир глазами эколога (1ч.)

Сокровища Земли под охраной человечества(2ч.)

9

Изучает по схеме строение Солнечной системы, моделирует строение Солнечной системы. Формулирует выводы из изученного материала, оценивает достижения.

Входная контрольная работа.

Природа России

Равнины и горы России (1ч.)

Моря, озёра и реки России (1ч.)

Природные зоны России (1ч.)

Зона арктических пустынь (1ч.)

Тундра (1ч.)

Леса России (1ч.)

Лес и человек (1ч.)

Зона степей (1ч.)

Пустыни (1ч.)

У Чёрного моря (1ч.)

10

Характеризует формы земной поверхности России, извлекает из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовит сообщения. Формулирует выводы из изученного материала.

Родной край – часть большой страны

Наш край(1ч.)

Поверхность нашего края (1ч.)

Водные богатства нашего края (1ч.)

Наши подземные богатства (1ч.)

Земля – кормилица (1ч.)Жизнь леса (1ч.)Жизнь луга (1ч.)

Жизнь в пресных водах (1ч.)

Экскурсии в природные сообщества родного края (3ч.)

Растениводство в нашем крае (1ч.)

Животноводство в нашем крае (1ч.)

Проверим себя и оценим свои достижения (1ч.)

Презентация проектов(1ч.)

15

Характеризует родной край по предложенному в учебнике плану. Описывает по своим наблюдениям формы земной поверхности, извлекает из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Проверочная работа в виде теста: Проверим себя и оценим свои достижения за I полугодие.

Страницы всемирной истории

Начало истории человечества (1ч.) Мир древности: далёкий и близкий(1ч.) Средние века: время рыцарей и замков (1ч.)Новое время: встреча Европы и Америки (1ч.)

Новейшее время: история продолжается сегодня (1ч.)

5

Определяет по «ленте времени » длительность истории Древнего мира. Находит на карте  местоположение древних государств. Извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации, готовит сообщения и презентует их в классе.

Страницы истории Отечества

Жизнь древних славян (1ч.)

Во времена Древней Руси (1ч.)

Страна городов (1ч.)

Из книжной сокровищницы Древней Руси (1ч.)

Трудные времена на Русской земле (1ч.)

Русь расправляет крылья (1ч.)

Куликовская битва (1ч.)

Иван третий (1ч.)

Мастера печатных дел (1ч.)

Патриоты России (1ч.)

Пётр Великий (1ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.) Екатерина Великая (1ч.)Отечественная война 1812 г. (1ч.)Страницы истории 19 века (1ч.)Россия вступает в 20 век (1ч.)Страницы истории 1920-1930 г.(1ч.)Великая война и великая Победа (2ч.) Страна, открывшая путь в космос (1ч.)

20

Анализирует карту расселения племён древних славян. Выявляет взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Моделирует древнеславянское жилище, составляет план рассказа на материале учебника. Формулирует выводы из изученного материала, отвечает на итоговые вопросы и оценивает достижения на уроке.

Итоговая проверочная работа в виде теста   за III четверть.

Современная Россия

Основной закон России и права человека (1ч.)

Мы – граждане России (1ч.)

Славные символы России (1ч.)

Такие разные праздники (1ч.)

Путешествие по России (3ч.)

Проверим себя и оценим свои достижения (1ч.)

Презентация проектов по выбору (1ч.)

9

Находит на политико – административной карте РФ края, области, автономные округа, города федерального значения; анализирует закреплённые в Конвенции права ребёнка. Готовит проекты «Декларации прав» (учащихся и учителей)

Всероссийская проверочная работа.

Итоговая контрольная работа.

Итоговая проверочная работа в виде теста: Проверим себя и оценим свои достижения.

Итого:

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по математике - 1 класс ("Школа России")

МАТЕМАТИКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (132 ч) Программа: ШКОЛА РОССИИ. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика.// Рабочие программы. Предметная линия у...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...