Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: "Кладовые Земли", 3 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Сухова Анна Юрьевна

Урок проведён в рамках районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., в Санкт-Петербурге, Красносельском районе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Сухова Анна Юрьевна

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Кладовые Земли» 

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование системы понятий, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: познакомить учащихся с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; формировать представление о значении минералов, горных пород и полезных ископаемых в жизни человека; формировать представление о профессии геолог, развивать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, а также их коммуникативные способности, воспитывать интерес и положительное отношение к предмету «окружающий мир».

Ресурсы: интерактивная доска, видеоролик от первоклассника, информационный ролик о горных породах, «сундук» с минералами и горными породами, лупы, распечатанные таблицы для заполнения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

виды деятельности

форма работы

предметные

метапредметные:

формируемые УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

(организация собственной деятельности)

(умения результативно мыслить и работать

с информацией)

(умения общаться,

взаимодействовать с людьми)

  1. Мотивация к учебной деятельности
  • Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте познакомимся. Меня зовут Анна Юрьевна, я учитель 1 «В» класса школы № 54. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Вас ждёт увлекательное исследование! Думаю, вам оно очень понравится.
  • А начнём мы урок с просмотра видеосообщения, которое попросил передать вам мой ученик. Слушайте внимательно.
  • Ребята, вы готовы помочь Ване?

Формулирование проблемы  

Просмотр видеосообщения

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

- умение  строить речевое высказывание.

- умение слушать.

- развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- возникновение учебно-познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи.

  • На какие вопросы нам надо сегодня ответить?

(Учитель закрепляет на доске вопросы)

 Верно, вы правы. Зная ответы на эти вопросы, мы обязательно поможем первокласснику.

 Беседа, ответы на вопросы учителя

- определение цели и путей (задач) её достижения;

- умение  строить речевое высказывание.

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

  1. Актуализация знаний

  1. Открытие темы урока

4. Определение темы урока

  1. Постановка цели и задач урока

  • А что вы уже знаете о минералах и горных породах?
  • А где они находятся?

  • Помните, что бабушка Вани назвала их кладом. Получается наш клад в земле!

Так какая тема нашего урока? «Кладовые земли» (закрепляет на доске).

Самая большая кладовая находится в нашей стране на Урале. Посмотрите на карту России, от Санкт-Петербурга до Урала почти 2000 км.

Ребята, я вам принесла сегодня книгу, которая так и называется «Урал. Кладовые земли» после урока можете подойти, почитать и убедится, что на Урале настоящая кладовая минералов и горных пород.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

А зачем нам знать, что такое минералы, горные породы?

Беседа, постановка вопросов

Беседа, ответы на вопросы учителя

Актуализация изученного ранее материала

Формулирование темы урока

- умение  строить речевое высказывание.

- умение слушать.

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

  1. Построение работы по открытию новых знаний

  • А кто уже может сказать, что такое минералы?

А что такое горные породы?

  • Ребята, вам не хватает точной, достоверной информации. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте прочитаем текст на зеленых листочка. Начинает читать Ваня.

Поиск решения проблемной ситуации

Учащиеся по очереди читают текст

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях минералов и горных пород.

- умение контролировать собственную деятельность и работу группы.

- использование различных способов анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникам
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Так что же такое минералы? Что такое горные породы? Из чего состоят горные породы?
  • Хорошо. Как вы понимаете, что такое однородность?
  • Минералы однородные или неоднородные? Почему?
  • Горные породы однородные или неоднородные? Почему

Поиск решения проблемной ситуации

Учащиеся отвечают на вопросы: минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения. Горные породы состоят из минералов.

Однородность – когда минерал без частиц другого цвета, без вкраплений разных цветов.

Минералы однородные, они без частиц других минералов

Горные породы неоднородные, потому что содержат частицы разных минералов.

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях минералов и горных пород.

- регулирование собственных действий с задачами.

- овладение логическими действиями анализа и обобщения информации и выделение признаков объектов.

- умение высказываться в устной форме

- умение слушать.

  • Предлагаю вам выполнить задание в группах. Сначала вспомним правила работы в группах.
  • Слушаем задание. Вы рассматриваете камни с помощью лупы и записываете свои наблюдения в таблицу на жёлтом листе. Определяете однородный он или нет. Записываете цвет или несколько цветов, если он неоднородный. И делаете вывод: перед вами минерал или горная порода.
  • Та группа, которая первая выполнит задание, берется за руки и поднимает вверх.
  •  Начинаем работать!

Наблюдение за объектами, анализ полученной информация из наблюдение и занесение её в таблицу (моделирование).

Учащиеся называют правила работы в группах.

Учащиеся исследуют объекты с помощью лупы и заносят свои наблюдения в таблицу.

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать их

- регуляция и контроль собственных действий и действий группы.

- использование различных способов анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами,

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации информации.

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

- развитие навыков сотрудничества со сверстникам, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Вижу группы готовы, давайте проверим ваши таблицы (на эл. доске появляется таблица)
  • Итак, 1 наш объект «кварц». Какими качествами он обладает. Отвечает 1 группа, помогает 2 группа. Остальные заполняют недостающие графы, проверяют себя.
  •  Ребята, кто допустил ошибку, поднимите руку. Давайте разберёмся, почему вы ошиблись.

Осуществление контроля: самоконтроля/ взаимоконтроля

Осуществление рефлексии своей деятельности.

Учащиеся называет заполненные столбики.

Исправление ошибок, если они есть.

- контролирование своих действий.

- умение  строить речевое высказывание.

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

                          Давайте немного отдохнем. Физкультминутка

  1. Применение полученных знаний
  • Ребята, давайте посмотрим на таблицу ещё раз. Все ли наши объекты обладают одинаковыми свойствами? Что вы заметили?
  • Действительно, гранит горная порода, он состоит, как вы уже знаете, из нескольких минералов.
  • Посмотрите, я принесла кусочек гранита, обратите внимание, на нём отчётливо видны частицы разных минералов (на слайде появляется гранит).
  • Посмотрите на слайд, как вы думаете, из каких минералов состоит гранит?
  • Вы правы, черные частицы — это слюда, белые это кварц и красные это полевой шпат.

Самоорганизация для выполнения ситуативного задания: выбор уровня и способа деятельности

Рассматривают таблицу. Называют гранит, так как это единственная горная порода, а остальные минералы.

Рассматривают гранит.

Устно выделяют составляющие гранита: кварц, слюда, полевой шпат.

Развитие умений применять знания

- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- регулирование и контроль своих действий.

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей.

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

- использование речи для регуляции своего действия.

- умение высказываться в устной форме

- умение слушать.

 - формирование границ собственного «знания» и «незнания».

  • Откройте рабочие тетради на странице 48, заполните схему состава гранита во втором задании.
  • Давайте вернемся к вопросам Вани. Как же мы ответим ему на 1 вопрос?

Преобразование информации в модель (моделирование)

Заполняют схему.

Формулируют ответ для Вани.

- регулирование и контроль своих действий.

- овладение логическими действиями анализа, синтеза и обобщения, для построения модели.

  • Ребята, на какой вопрос мы будем отвечать дальше?
  • Верно. Сейчас мы посмотрим материал из приложения, который вам поможет в –том. Прил. 5 6
  • Вы абсолютно правы! Минералы и горные породы очень важны для человека. Он использует их повсюду. Минералы и горные породы даже названы полезными ископаемыми! А еще, полезные ископаемые бывают газообразными и жидкими. Например, нефть и природный газ.  Многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.
  • Давайте сформулируем ответ на второй вопрос Вани.
  • Остался ответ на последний вопрос. А ответ на него есть у вашего одноклассника, он подготовил сообщение дома и вам сейчас расскажет.
  • Ребята, так кому же может принадлежать коробка?
  • Верно, именно геологи изучают минералы, камни, горные породы. Знания об их свойствах позволяют нам использовать их в жизни. Профессия геолога очень важна. Благодаря открытиям геологов,  становится возможным добывать полезные ископаемые.

 

Просмотр видео, ответ на вопрос «Являются ли минералы и горные породы кладом?»

Сообщение учащегося о профессии геолог.

Усвоение знаний о разнообразии минералов и горных пород, их значимости

- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- структурирование знаний,

- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,

- использование речи для регуляции своего действия.

  • Ребята, посмотрите на доску. ГЕО в переводе с латинского обозначает земля, ЛОГ обозначает изучать. Как будет называться наука об изучении земли?

Словарная работа

Геология!

- умение  строить речевое высказывание,

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

  1. Рефлексия учебной деятельности
  • Итак, получилось ли у нас ответить на вопросы?
  • Что такое минералы?
  • Что такое горные породы?
  • Что отличает минералы от горных пород?
  • Из каких минералов состоит гранит?
  • Почему их называют кладом Земли?
  • А кому принадлежит наша коробка?

Соотнесение полученного результата с поставленной целью

 

Отвечают на вопросы

Закрепление знаний, полученных на уроке

- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

  1. Домашнее задание
  • Запишите, пожалуйста, домашнее задание:

Р.т. стр. 48 - 49. Выполните номера 1, 3, 4.

Дополнительное задание: запишите  видео-ответ Вани дома. А я потом соединю Ваши ответы в одно видео и отправлю их Ване.

Спасибо за работу на уроке!

Выбор домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей

 

Записывают задание



Предварительный просмотр:

Минералы и горные породы.

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это природные вещества. А горные породы – это природные соединения.

Горные породы состоят из нескольких минералов. Рассматривая горные породы можно увидеть частицы разного цвета – это частицы различных минералов. Поэтому горные породы неоднородные.

А минералы же не имеют частиц разных цветов. Поэтому минералы однородные. Чаще всего минералы одного цвета, только цвет по поверхности минерала может переходить к более тёмному или светлому оттенку.

Минералы и горные породы.

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это природные вещества. А горные породы – это природные соединения.

Горные породы состоят из нескольких минералов. Рассматривая горные породы можно увидеть частицы разного цвета – это частицы различных минералов. Поэтому горные породы неоднородные.

А минералы же не имеют частиц разных цветов. Поэтому минералы однородные. Чаще всего минералы одного цвета, только цвет по поверхности минерала может переходить к более тёмному или светлому оттенку.

Название объекта исследования

Однородный/ неоднородный

Цвет

Минерал/ горная порода

1.Полевой шпат

2.Кварц

3.Слюда

4.Гранит

Название объекта исследования

Однородный/ неоднородный

Цвет

Минерал/ горная порода

1.Полевой шпат

2.Кварц

3.Слюда

4.Гранит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."

познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...

Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Технологическая карта урока по теме "Какой бывает вода"....

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....

Технологическая карта урока по предмету: окружающий мир 3 класс с детьми ЗПР

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе .Тема урока: Позвоночные животные: рыбы, земноводные,   пресмыкающиеся.УМК: «Начальная школа ХХI  века.»...

Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир 1 класс Какая наша планета Земля?

Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир 1 класс Какая наша планета Земля?...