Технологическая карта урока ОМ в 3 классе по теме: "Растения весной. Раннецветущие растения".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. 

Цель: дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Ломакина Е.С.   Класс:  3  Предмет:  Окружающий мир

Тема урока: Растения весной. Раннецветущие растения.

Цель урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны.

Задачи урока:

Образовательные: формировать  у учащихся представления об изменениях, происходящих в неживой природе и в жизни растений весной; уточнить и расширить знания учащихся о раннецветущих деревьях и первоцветах;

активизировать  познавательную деятельности, повысить качество усвоения воспринятого материала через межпредметную связь с уроком чтения.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие; контролировать правильное произношение звуков в словах, фразах, соблюдение орфоэпических норм и словесного ударения; формировать ритмико-интонационную сторону речи; корректировать и развивать связную устную речь (диалогическую и монологическую) через выполнение заданий учителя на уроке; мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей); личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства доброты, желание бережно  относиться к природе;

воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик; самостоятельность.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Вид используемых на уроке ИКТ: презентация, составленная учителем, музыкальная физкультминутка «Дождик» в виде презентации на ПК.

Основные виды деятельности:

Наблюдать. Называть. Различать.

Оборудование: 

интерактивная доска для показа слайдов; словарь на наборном полотне, разноуровневые карточки для самостоятельной работы; части дерева из картона, таблички-опоры.

Словарь: минеральные соли, живой сок, сокодвижение, луковица, клубень.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные,

метапредметные)

I. Организационный

момент.

Эмоциональный настрой. Речевая работа. (4 мин)

  • Проверка готовности к уроку.

- Поздоровайтесь.

- Какое у вас настроение?

- Все готовы к уроку?

- Предлагаю поиграть. Подойдите ко мне.

Игра называется «Четвёртый лишний».

  • Установка на игру

- Задание: Я называю  слова. Вы повторяете за мной. Называете лишнее  и объясняете: почему.

- Кто справится с заданием – садится на своё место.

- Задание понятно?

  • Установка на правильное произношение

-В каждом слове будут дежурные звуки?  Какие? Произнесем:

- Будем следить за правильным произношением этих звуков в словах.

Жук, шмель, мушка, лягушка.

Журавль, чиж, кукушка, стриж.

Дождик, лужа, солнышко, снежок.

Медвежонок, ужонок, ежонок, жеребёнок.

Шишка, ландыш, подснежник, ромашка.

- Что мы делали?

  • Ответы на вопросы учителя.

- Здравствуйте.

- Отличное, хорошее…

- …

  • Произнесение хором согласных звуков

Ж………Ш………

  • Выявление логических закономерностей.

Лягушка. Остальные – насекомые.

Чиж. Остальные – перелётные птицы.

Солнышко. Всё остальное – вода.

Ужонок. Остальные – детёныши животных.

Шишка. Остальные – цветы.

-Мы играли. Мы хорошо говорили звуки Ж-Ш в словах. Мы думали…

Коммуникативные:

распознавать слухо-зрительно вопросы и отвечать на них; оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

самостоятельно организовывать  рабочее место к уроку.

Познавательные:

Строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно - следственные связи.

II. Работа за экраном.

(1-2 мин)

  • Установка на слуховое восприятие.

-____, слушай. Какой сейчас  урок?

- ____, слушай.  Какой этот урок по счёту?

- ____, слушай. Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Удачи! За работу!

  • Ответы на вопросы.

- Сейчас урок природоведения.

- Третий урок.

- Знания, внимательность, жизненный опыт, хорошее настроение, радость…

Коммуникативные:

слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных и своих жизненных речевых ситуаций.

III. Актуализация знаний. Работа над ритмико-интонационной стороной речи (5мин)

  • Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Какое время года наступило?

-Назовите весенние месяцы. 

- Будем работать над  интонацией.

- Послушайте.

- Скажем вместе.

Весна пришла?

Весна пришла.

Весна пришла!

- ___, скажи ты.

- Что мы делали?

- Вспомним, какие изменения происходят в неживой природе весной.

- Как изменилась температура воздуха?

- Что происходит весной на реках?

- Как называется весенний разлив рек?

- Какие меры предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? 

- С приходом весны происходят изменения и в живой природе.

-Что относится к живой природе?

  • Ответы на вопросы

- Наступила весна.

- Март, апрель, май.

  • Проговаривание предложений с соблюдением интонации и логического ударения.

- Мы работали над интонацией.

  • Ответы на вопросы

- Стало теплее.

- Весной на реке начинается ледоход.

-  Половодье.

- Весной нельзя выходить на лед, т.к он становится очень тонким. Человек может провалиться под лед.

- К живой природе относятся человек, животные, растения.

Коммуникативные:

понимать вопросы и отвечать на них.

Предметные:

знать названия времени года; весенних месяцев, весенних явлений.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме

IV. Совместное целеполагание (2 мин)

  • Постановка цели и задач урока.

- Что это? (Cлайд)

- Назовите группы растений?

-Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Правильно. Тема нашего урока «Растения весной».

- Прочитайте вместе.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Что мы делали?

  • Ответы на вопросы

- Это растения.

- Деревья, кустарники, травы.

- Растения весной.

  • Определение темы и цели урока.

- Узнать, как изменяется жизнь растений с приходом весны.

- Отвечали на вопросы, определили тему и цель урока.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

V. Открытие новых знаний (12 мин)

  • Реализация целей и задач

1. Конструктивная игра «Собери дерево»

- Давайте вспомним, из каких частей состоят растения (на примере дерева).

Что мы делали?

2. Проблемная ситуация.

- Ребята, а вы знаете, чем питаются растения?

- Ваши предположения.

  • Объяснение новой темы,  сопровождающееся презентацией. 

3. Рассказ – диалог об изменениях, происходящих весной с деревьями и кустарниками. (Слайды)

- Проверим.

Весной солнышко посылает на землю больше тепла. Что происходит с растениями? Растения просыпаются от зимнего сна. Нагревается кора, стебли. Снег тает. В почве появляется много  чего? воды. Она растворяет минеральные соли(Таблички выставляются на наборное полотно по ходу рассказа).

.Корни начинают всасывать растворы и по стволу подавать их в ветки. Ветки должны подать их куда?  в листья.  А листьев нет. Откуда они появятся? …из почек.  Правильно. Из них появляются маленькие зелёные листочки. Листья — это фабрика питательных веществ для всего растения. В листочках начинает образовываться живой материал для роста растений. Живой сок расходится по веткам, стволу к корням. В коре находятся пути, по которым питательные вещества из листьев разносятся по всему дереву. Растение начинает расти. Весной сок деревьев сладкий, вкусный, особенно у берёзы и клёна. В дереве начинается сокодвижение.

- Итак, чем питаются растения?

  • Организация физкультминутки.

4. Музыкальная минутка

( Слайд)

Какие осадки чаще бывают весной? 

- Приглашаю на танец с дождиком.

- Что мы делали?

  • Установка на слушание и проверка восприятия услышанного.

- Кто знает: какие деревья и кустарники  зацветают до появления зелёных листьев?

- ____ приготовил для вас рассказ о первых цветах.

- Послушайте и ответьте на вопросы:

 - О каких цветах говорится в рассказе?

- Зачем растениям цветы?

6. Рассказ-диалог о травянистых растениях. (Слайд)

- Как вы думаете, где запасают питательные вещества травянистые растения?

У травянистых растений нет ствола, поэтому они запасают питательные вещества в корнях.

Корни у них толстые в виде луковицы или клубня (это подземная часть стебля, зимующая в земле).

Растения, которые весной зацветают первыми, называются первоцветы или раннецветущие.

-Назовём эти растения (Слайд)

- Что мы делали?

  • Формирование из отдельных частей дерева.

Учащиеся выходят по одному к доске. Учитель называет за экраном для учащихся с ИА и слухозрительно для учащихся с КИ одну из частей дерева. Ученик находит и прикрепляет магнитом её к доске.

- Мы собирали дерево.

- ...

- …

- Растения питаются растворами минеральных солей.

Выполнение движений сопряжено с героями музыкальной презентации.

- Весной чаще всего идут дожди.

- Мы танцевали.

- Ольха, ива, осина, орешник,

берёза.

Краткий пересказ рассказа Н.Павловой «Первые цветы» подготовленным учеником. (Слайд)

- В рассказе говорится о

 цветах орешника.

- Из (опыленного) цветочка появляются плоды.

  • Называние первоцветов.

- Пролеска, примула, галантус (подснежник), зимовник.

- Мы слушали. Мы отвечали на вопросы. Мы называли растения.

Личностные:

ценить и принимать базовые ценности «природа», «красота».

Регулятивные:

понимать учебную задачу, следовать ей.

Познавательные:

осуществлять наблюдение за объектом под руководством учителя.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать других; читать, понимать и пересказывать текст художественного произведения.

Предметные:

знать изменения, которые происходят в жизни растений весной; знать названия раннецветущих растений;

наблюдать за изменениями в жизни растений весной.

VI. Первичное закрепление. Самостоятельная дифференцированная работа (4 мин)

(3 уровня сложности)

  • Установка на контроль

- Проверим, как вы усвоили новую тему. Будем работать самостоятельно.

Я приготовила тесты разной сложности.

- Кто хочет выполнить сложное задание?

- Кому задание средней сложности?

- Кому легкое задание?

- Что мы делали?

  • Самостоятельное выполнение выбранного задания.

- Мы работали самостоятельно.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня  усвоения.

VII. Проверка (2 мин)

  • Установка на самооценку.

Учитель раздает эталоны правильно выполненного теста.

- Проверьте, правильность выполненного задания. Поставьте себе оценку.

  • Сравнение выполненного задания с эталоном и самооценка.

Регулятивные: оценка правильности выполнения своего задания; корректировать выполнение задания.

VIII. Работа с учебником

(4 мин)

 

       

  • Установка на работу с учебником.

- Откройте учебники на странице 136. Прочитайте текст.

- Будем отвечать на вопросы: (Слайд)

- Зачем люди повреждают деревья?

- Что может произойти с раненым деревом?

- Как можно помочь раненому дереву?

- Ребята, какую пользу приносят нам растения?

- Растения очень много дают человеку. Поэтому мы должны заботиться о наших зелёных помощниках.

- Как мы можем  позаботиться о растениях?

- Что мы делали?

  • Ответы на вопросы

- Люди повреждают ствол дерева, (например, берёзы) чтобы собрать берёзовый сок – он очень питательный и вкусный.

- Сок будет долго капать на землю. Дерево ослабеет и может погибнуть.

- Надо замазать повреждённое место

глиной или пластилином.

- Растения обеспечивают нас свежим воздухом, лечат нас, украшают нашу жизнь, дают нам пищу, ткани, древесину.

- Сохранять леса, не рвать редкие растения, озеленять территорию вокруг своих домов…

- Работали с учебником.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: читать про себя текст учебника

IX.Рефлексия (3 мин)

  • Установка на рефлексию. 

Наш урок подходит к концу. Мы с вами много сделали. Молодцы.

Какое настроение у вас в конце урока?

У нас на доске деревце. Давайте его оживим!

Зелёные листочки – все понял, урок очень понравился.

Цветочки – урок понравился, были трудности.

Почки – ничего не понял.

- Красивое дерево получилось!

  • Выражение отношения к уроку и своему состоянию.

Личностные: оценивать собственное отношение к уроку.

Регулятивные: оценка выполнения заданий по данным параметрам.

X Итог урока (1 мин)

- Я  надеюсь, что на уроке вы узнали  много нового и интересного.

- Какие новые слова запомнили?

  • Ответы на вопрос.

- Минеральные соли, живой сок, сокодвижение, луковица, клубень.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

XI. Домашнее задание

(1 мин)

  • Установка на выполнение домашнего задания.

 (Погружение детей в поисково-исследовательскую деятельность).

- Подготовьте творческую работу «Мой любимый первоцвет» (сочинение, презентация, сообщение…)

- Урок окончен.

  • Обсуждение и запись домашнего задания.

IMG-20170302-WA0030.jpg

IMG-20170302-WA0019.jpgурок природы (3).jpg

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото 3в\Урок природы\IMG-20170302-WA0015.jpg

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото 3в\Урок природы\IMG-20170302-WA0023.jpg

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир Класс 3 Вариант 2.2 Учитель: Ломакина Елена Сергеевна

Слайд 2

Весна пришла? Весна пришла. Весна пришла!

Слайд 3

Деревья Кусты Травы

Слайд 4

Тема: Растения весной

Слайд 5

Что происходит с природой весной? Весной Солнце дает больше тепла и света. Тает снег. В почве появляется много воды, с растворёнными в ней минеральными солями. Вода и минеральные соли

Слайд 6

Что происходит с растениями весной? Корни деревьев и кустарников всасывают растворы. По стволам они поднимаются в ветки. А куда дальше поднимается раствор? Что происходит с почками?

Слайд 7

Сокодвижение Почки набухают, лопаются, появляются листочки. В листьях на свету образуется питательные вещества для роста растений. Они расходятся по коре, по веткам, стволу к корням. Растение начинает расти. Часть питательных веществ откладывается в запас до следующей весны.

Слайд 8

Музыкальная минутка

Слайд 9

Какие деревья и кустарники зацветают до появления зелёных листьев? ИВА ОРЕШНИК БЕРЁЗА ОСИНА ОЛЬХА

Слайд 10

Первые цветы. Автор: Нина Павлова ОРЕШНИК

Слайд 11

Травянистые растения У травянистых растений нет ствола. Они запасают питательные вещества в корнях, стеблях, листьях. У пролески стебель толстый в виде луковицы. Луковица – подземная часть стебля, зимующая в земле.

Слайд 12

Первоцветы – это растения, которые весной зацветают первыми. ФИАЛКИ ГАЛАНТУС ГУСИНЫЙ ЛУК ПРИМУЛА МАТЬ –и- МАЧЕХА

Слайд 13

Работа с учебником Прочитайте текст учебника на странице 136. Ответьте на вопрос: Зачем люди повреждают деревья?

Слайд 14

Зачем люди повреждают деревья? Люди повреждают ствол дерева, например берёзы, чтобы собрать берёзовый сок – он очень питательный и вкусный.

Слайд 15

Что может произойти с раненым деревом? Сок будет долго капать на землю. Дерево ослабеет и может погибнуть . Как можно помочь раненному дереву? Надо замазать повреждённое место глиной или пластилином .

Слайд 16

Итог урока: Весной Солнце поднимается всё выше, даёт больше тепла и света. В деревьях начинается сокодвижение. Оно пробуждает почки, из которых появляются цветы и листья. В листьях на свету в тепле образуются питательные вещества , растение начинает расти.

Слайд 17

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК !