Конспект занятия на тему «Путешествие в мир камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Цели:

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu_v_mire_kamney.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект занятия

на тему «Путешествие в мир камней»

Картинки по запросу фото драгоценных камней зеленого цветаКартинки по запросу фото драгоценных камней

Подготовила: Самошкина О.Н.

Цели: 

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Материал:

- компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «волшебный сундучок» с различными по свойствам камнями;

- опорная схема для описания различных характерных свойств для разных камней;

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения (кольцо, кораллы).

-карта,  емкость с водой, молоток, дощечка с салфеткой;

-  краски, кисточки, салфетки, баночки с водой, камешки для сувениров;

- мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Ход занятия:

Учитель. Сегодня мы соверши путешествие в удивительный мир камней.(В течение всей НОД педагог с помощью мультимедийной презентации  знакомит детей с разными видами камней, их особенностями.)

Учитель: Ребята, мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля, о том, что на поверхности Земли растут леса, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы доказали, что горы изменяются и что они не вечны.

Вопрос: Что может разрушить горы? (ответы детей).

Учитель: Да, склоны гор разрушаются замерзающей водой, сильными ветрами скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в холмы и равнины.  Также, изучая горы, геологи выяснили, что они состоят из разных пород камней.

- Ребята, кто из вас был в горах? Какими они бывают? (ответы детей).

Учитель: Да, склоны гор бывают пологими, скалистыми, они состоят из слоев горных пород. Мы с вами много рассматривали иллюстраций, фотографий, где было видно, как горы изменялись под воздействием различных условий. Многие камни из нашей коллекции – это как бы кусочки гор.

Задание: Ребята, кто из вас может показать горы на карте.  Ребята, как вы думаете, каким цветом на карте обозначены горы? (ответы детей)

- Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?

- Скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (Ответы детей).

Учитель: (Показывает на ноутбуке разные виды камней и в натуральном виде.) В природе камней много, есть природные: кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются, друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

Вопрос: Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться?  Высказывания детей.

Учитель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтом дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации). В нашей станице на Пантеоне Славы на плитах, изготовленных из мрамора, высечены имена погибших на войне. Что же можно сказать о граните? Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий. Если каменная глыба большая, то специальными пилами из нее нарезают куски-блоки и укладывают один на другой – получается стена.

Учитель: Большое распространение имеет камень искусственный, который научился делать человек. Кирпич, бетонные блоки, панели, газовые блоки и пенаблоки. – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

Задание: Мы проведем опыт. Я вам предлагаю сравнить камни (природный и искусственный). Определить их прочность (твердые или хрупкие) – дети молотком ударяют по камню.

Вопрос? Что можно сказать об этих камнях?

Работа с «волшебным сундучком».

- Ребята, не доставая камень из ящика вы, используя опорную схему, будете рассказывать о камнях, которые спрятаны в нашем «волшебном сундучке». Например: гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.

Задание:  Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Давайте попробуем. Высказывания детей.

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы и повторяйте за мной слова и движения.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, что некоторые виды камней используют для украшения ювелирных украшений, создания картин?

Учитель:

- Сейчас, ребята, я расскажу вам о других видах камней. Это драгоценные камни. В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию).

Еще в природе существует необыкновенный камень, который называется янтарь. В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его. Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течении миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Также янтарь используют для изготовления различных картин.

(Подозвать детей и рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

Учитель:

-Ребята, а сейчас я расскажу вам об одном интересном природном явлении.

На глубине тихого и Индийского океанов живут крошечные морские животные, которых называют «коралловый полип». Его маленькое тельце похоже на тело медузы. Скелет полипа растет с наружи его тела. Полип вырабатывает известковое вещество, из которого состоит скелет, похожий на чашечку. Маленький полип прикрепляется щупальцами к старому умершему полипу, растет на нем, затем от него появляется другой маленький полип, а предыдущий умирает. Когда старый полип умирает, живые полипы продолжают оставаться на его скелете. Так происходит формирование коралла. За многие века их столько скапливается на морском дне, что они образуют коралловые леса.

   Посмотрите ребята, на это чудо природы – коралл. Что можно о нем сказать? На что он похож?

    Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили о камнях, о чем слышали раньше. Много узнали нового. Но еще я вам скажу, что  из камней можно сделать различные сувениры, расписав их красками. Подходите к столу, выбирайте необходимый для вас материал и приступайте к работе.

- Ребята, когда камешки подсохнут, я покрою их лаком и вы сможете подарить тому, кому захотите.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Фото самых красивых камней и минералов

ИзумрудИзумруд.

ДуфтитДуфтит

КальцитКальцит

Карминит

КарролитКарролит

ЛангитЛангит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по теме: Путешествие по городу Минску

Конспект внеклассного занятия по теме: "Путешествие по городу Минску"...

Конспект занятия на тему: "Путешествие в страну Правознайкино"

ЦЕЛЬ занятия: формирование у детей знаний о правах человека.Задачи: 1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами жизни.2....

Конспект занятия по теме: « Игра -путешествие по сказкам»»

Игра - путешествие по сказкам Цель:- активизировать детское чтение;- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах, героях и  предметов детских сказок;- активизировать активный и пассивн...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект занятия по теме "Космическое путешествие"

Конспект занятия по теме "Космическое путешествие"...

Конспект занятия на тему: "Путешествие в осенний лес".

Конспект может использоваться в работе с тотально слепыми детьми а также с детьми у которых имеются разные нарушения зрения.  Главной задачей является расширить представления детей о характерных ...

Конспект занятия по теме «Путешествие по заповедным местам Нижегородской области».

Ребята познакомятся с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области....