Открытый урок по окружающему миру "Наше питание" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шарваева Айслу Хариполаевна

Тема урока: Наше питание.

Тип урока: урок-монопроект

Цель: Формировать способность к выбору  полезных продуктов для здорового питания.

Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.

Задачи:

  • формировать личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формировать регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • формировать коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • формировать познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_pitanie.docx276.44 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Автор УМК (программы учебного курса): Плешаков А.А. Окружающий мир.

Тема урока: Наше питание.

Тип урока: урок-монопроект

Цель: Формировать способность к выбору  полезных продуктов для здорового питания.

Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.

Задачи:

  • формировать личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формировать регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • формировать коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • формировать познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики знают питательные вещества- белки, жиры, углеводы; умеют делать выбор между продуктами вредными и полезными для здоровья.

Личностные: ученики усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор

- презентация к уроку

Оборудование: Упаковки от продуктов, распечатки перечней пищевых добавок.

- Здравствуйте, ребята!

- Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Начать наш урок я предлагаю с прослушивания песенки (Робин-Бобин Барабек скушал сорок человек)

- Ребята, от чего заболел живот у главного героя? (высказывают свое мнение)

-Хорошо, молодцы!

- Скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

  1. Как правильно питаться
  2. Что дает человеку правильное питание
  3. Научится выбирать полезные продукты
  4. Учится слушать и слышать

- Давайте же вместе с вами сформулируем тему нашего занятия (Наше питание)

- Молодцы!

(Парты поставлены заранее).

-  А сейчас проведем тест и узнаем, как вы относитесь к своему здоровью.

- Раскройте ладонь. Если согласны с первым ответом - то пальцы остаются раскрытыми, а если вам больше подходит второй ответ – загибайте любой палец.

1На завтрак вы предпочитаете кашу или кофе? ? (1 -кашу, 2 – кофе)

2Каждый день вы съедаете по одному красному, желтому и зеленому овощу? (1 – да, 2 – нет)

3Какой перерыв вы делаете между приемами пищи? (1 – 3 – 4 часа, 2 – 1 – 2 часа)

4Какое блюдо вы охотнее съедите? (1- рыбу с овощами, 2 – бутерброд с колбасой)

5 Как вы считаете, вы питаетесь правильно? (1-да, 2-нет)

- Посмотрите на руку, покажите мне с помощью кружков в каком состоянии ваше здоровье. Если у вас все пальцы сжаты в кулак, то красный цвет, если почти все сжаты то желтый, а если все раскрыты, то зеленый. У кого красный цвет ваше здоровье под большой угрозой, если желтый, то здоровье не в полном порядке, если зеленый ваше здоровье замечательное.

- Хорошо!

- Какие питательные вещества должны находиться в продуктах питания, чтобы они приносили пользу человеку? (Ответы детей.)

( На доске открываются карточки с правильными ответами.)

БЕЛКИ

ЖИРЫ

УГЛЕВОДЫ

ВИТАМИНЫ

- Откуда мы можем получить информацию о питательных веществах? (Из учебника.)

4. Работа в группах по учебнику (стр. 46)

- Откройте учебник на стр. 46. Все ли питательные вещества мы назвали?

-  А сейчас проведём исследовательскую работу.

- Мы должны узнать, какое значение для организма имеют эти питательные вещества и в каких продуктах они содержаться.

Все команды готовы.

1 группа изучает – белки;

2 группа – жиры;

3 группа – углеводы;

- Замечательно, а теперь приступаем к выполнению заданий.

- Задания лежат у вас на парте.

- Выбираем информацию из предложенных карточек.

- Команде «Белки» необходимо прочитать текст и выполнить следующие задания:

- оформить плакат, который называется «Белки, используя картинки

- собрать и прикрепить на плакат пословицы и поговорки о еде и правильном питании,

- рассказать о суточной норме потребления белков.

  • Не все полезно, что в рот полезло.
  • Правильно питайся – здоровья набирайся!

Учащимся предлагается текст из которого они выбирают суточную норму потребления белков.

ТЕКСТ для 1 группы
Белки в обмене веществ занимают особое место. В зависимости от возраста, пола, выполняемой деятельности меняется норма белков в питании. Для взрослого человека в суточном рационе должно содержаться в среднем 100-118 г. белков. При тяжелой физической работе норма белков в пище увеличивается до 130-140 г. Растущий организм ребенка нуждается в дополнительном количестве белков, обеспечивающих рост и формирование тела. Если для взрослого человека нужно на 1 кг. массы тела около 1,5 г. белков в сутки, то для ребенка в первые годы жизни эта норма должна быть примерно в З раза больше. 

Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживает постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ — белки.
Общее количество жира в организме человека колеблется в широких пределах и составляет в среднем 10-12% массы тела, а в случаях ожирения может достигать 50% массы тела. Количество запасного жира зависит от характера питания, количества потребляемой пищи, пола, возраста и т.д.

Поступивший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. Уже в клетках кишечного эпителия синтезируется жир, свойственный данному организму. Через лимфатическую и кровеносную системы жиры поступают главным образом в жировую ткань, которая имеет значение «депо» жира. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (почек), а также печени и мышцах. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в 2 с лишним раза больше, чем при распаде такого же количества белков и углеводов. Жиры входят в и состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), где их количество устойчиво и постоянно. Скопления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почки от ушибов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям.

hello_html_m43767bdb.jpg

- Команде «Жиры» необходимо

- оформить плакат, который называется «Жиры», используя картинки

- собрать и прикрепить на плакат пословицы и поговорки о еде и правильном питании,

- выбрать и записать самые интересные факты, о правильном питании,

используя предложенные тексты

hello_html_m54fb354c.jpg

  • Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.
  • Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

ТЕКСТ для 2 группы.

Сбалансированное питание подразумевает кулинарное разнообразие. Если в рационе малыша будут присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, злаки и кисломолочные продукты, он будет получать необходимые питательные вещества. Разумеется, если вы при этом выберете правильный способ хранения продуктов и щадящую тепловую обработку.

Правила детского питания запрещают использование слишком острых и пряных овощных закусок и соусов. Диетологи также советуют не включать в детский рацион большого количества солений и маринадов. По возможности не покупайте малышам продукцию фаст-фуда, сладкие газированные напитки и чипсы. Огромное количество жира, содержащееся в последних, губительно для детского организма уже само по себе, но еще там полно «химии».

Старайтесь, чтобы в питании детей было достаточно сырых фруктов и овощей. Но не увлекайтесь. Делая ребенка вегетарианцем, вы рискуете недодать ему белка, что может негативно сказаться на развитии скелета и мускулатуры. Мясо в рационе должно присутствовать обязательно. Самый лучший вид – телятина. Структура ее мякоти идеально подходит для правильного питания малышей, к тому же она практически не содержит лишнего жира и прекрасно усваивается организмом ребенка.

Одно из правил детского питания гласит: ни одной недели не должно проходить без рыбных блюд. Подходящими считаются такие виды как судак, сиг, морской окунь. Можно также приготовить блюда из пикши, сайды или трески. А вот жирную красную рыбу лучше давать реже. Несмотря на обилие в ней рыбьего жира, для детского питания форель, семга и лосось не слишком подходят.

Удельный вес термически обработанных овощей должен составлять не менее половины от обеденной порции. Это могут быть как овощи в супе, так и гарниры – например, картофельные оладушки, морковные или свекольные котлеты, запеканки, пюре. Также овощи можно подавать на ужин, например, в виде овощных суфле. В правильном детском питании обязательно наличие и свежих овощей. Сезонные салаты из огурцов и помидоров или из тертой морковки помогают детскому организму укрепить органы пищеварения.

Отдельная тема в разговоре о правильном детском питании – злаки и молочные продукты. Их рекомендуется подавать на завтрак, но не всегда желательно сочетать друг с другом. Так, например, такое популярное блюдо как мюсли лучше заливать живым йогуртом или сладким ацидобифилином, чем молоком. А кашу – варить на воде, так она принесет больше пользы.

Связь между тем, что мы едим и тем, как мы себя чувствуем очевидна: врачи трубят об этом во весь голос! Мы собрали наиболее важные факты о правильном и неправильном питании!

Люди, у которых в организме жира на 20% больше нормы, чаще страдают от диабета 2 типа, болезней сердца, артрита, инсульта и раковых заболеваний. За последние 30 лет количество больных диабетом увеличилось на 33% из–за эпидемии ожирения.

Врачи не зря рекомендуют вставать из–за стола с легким чувством голода. Прежде, чем мозг получит сигнал о насыщении, должно пройти около 20 минут. 

Пища быстрого приготовления (чипсы, сухарики, пицца, гамбургеры) могут стать причиной таких проблем, как агрессия, гиперактивность, ожирение, болезни сердца и диабет.

Плохое здоровье, питание и недостаток физической активности убивают около 300 000 человек в год.

В каждой баночке сладкого газированного напитка содержится 10 чайных ложек сахара.

Каждый третий ребенок заболеет диабетом из–за современных тенденций в питании.

- Команде «Углеводы»

- оформить плакат, который называется «Углеводы», используя картинки;

- собрать и прикрепить на плакат пословицы и поговорки о еде и правильном питании,

- выбрать и записать что такое углеводы, какие бывают углеводы и зачем человеку необходимо употреблять в свой рацион углеводы , используя предложенные тексты

  • Кому сласти —друзья, тому его зубы — враги
  • Лакомств тысяча, да здоровье одно.

hello_html_m2c4966de.jpg

Текст для 3 группы

Одна большая и важная группа питательных веществ - углеводы. Они были так названы, потому что первоначально обнаруженные углеводы состояли из атомов углерода, водорода и кислорода. Позднее были обнаружены углеводы и с другими элементами в составе. Поэтому сейчас под термином "углеводы" понимают не только соединения углерода и воды, но и продукты их окисления, восстановления и прочих химических реакций. Иначе углеводы называют сахаридами.

Эти вещества выполняют множество важных функций в организме человека:

  • Энергетическая - столь необходимая организму для его жизнедеятельности энергия образуется при расщеплении глюкозы (которая образуется из полисахаридов). Из каждого их грамма человек получает 4,1 ккал (16,7 кДж) энергии.
  • Строительная - вместе с белками и жирами углеводы входят в состав клеточных мембран, поэтому необходимы для каждой клетки организма.
  • Опорная - мукополисахариды придают прочность костям, хрящам, сухожилиям и коже.
  • Питательная - простые углеводы (моносахариды) необходимы для синтеза более сложных углеводов, а также синтеза жирных кислот и аминокислот и др.
  • Транспортная - участвуют в переносе различных продуктов обмена веществ.
  • Регуляционная - поддерживают водный баланс.

Такое многообразие функций обусловлено огромным разнообразием самих углеводов. Обычно их разделяют на простые и сложные в зависимости от сложности их строения и усвояемости.

К простым относятся те углеводы, в составе которых количество атомов углерода невелико  - это моносахариды. Наиболее известны среди них глюкоза, фруктоза, галактоза и др. При объединении двух монозов получается дисахарид. Это, например, сахароза, лактоза и др. Простые углеводы легко растворяются в воде и усваиваются. К продуктам, богатым ими, относятся сахар, мед, другие сладости, молоко, а также фрукты и ягоды.

А к сложным углеводам относятся полисахариды - вещества разной степени сложности, состоящие из нескольких моносахаридных остатков. Также в их состав могут входить другие вещества неуглеводной природы (например, фосфаты и сульфаты). Наиболее известны крахмал, гликоген, клетчатка (целлюлоза), пектины и др. Крахмал, гликоген и другие полиозы усваиваются медленно, т.к. прежде расщепляются до более простых соединений. Клетчатка, пектины и некоторые другие полисахариды и вовсе не усваиваются - их называют балластными веществами. Но они выполняют важную функцию, способствуя лучшей работе кишечника, выведению холестерина, создавая чувство сытости и т.д. Содержатся полисахариды главным образом в крупах, овощах, фруктах и ягодах.

И все эти углеводы необходимы для полноценной работы организма. Причем, человек нуждается не только в разнообразии углеводов, но и в  достаточном их количестве. Принято считать, что в день организму необходимо от 5 до 8 г углеводов на 1 кг массы тела в зависимости от интенсивности физической нагрузки, пола и возраста. В среднем суточная потребность в этих веществах составляет 350-500 г. Это нетрудно обеспечить, особенно зная, в каких продуктах их содержание на 100 г съедобной части особенно велико.

- Молодцы!

- Теперь каждая команда будет защищать свои плакаты. Ответы групп.

- Хорошо!

- Можем ли мы употреблять продуты, содержащие только белки, только жиры, только углеводы?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Вывод: все питательные вещества необходимы нашему организму.

- Молодцы!

Реклама витаминов.

-Ребята, а для чего нам нужны витамины? (ответы детей)

- Витамины в переводе с латинского – жизнь.

- Давайте послушаем рекламу витаминов.

Выступление подготовленных детей:

Витамин А.

Если ты хочешь, чтобы у тебя было хорошее зрение, красивая здоровая кожа, высокий рост - ты должен есть продукты, в которых содержится витамин А: морковь, капуста, тыква, молочные продукты.

Витамины группы В.

Витамины группы В – это витамины бодрости. Они повышают работоспособность, внимание, мышечную силу, аппетит, улучшают работу сердца и мозга. Они содержатся в арахисе, рисе, картофеле,сыре.

Витамин С.

Витамин С – ваш союзник в борьбе с болезнями. Он укрепляет иммунитет.

Поэтому ты должен есть лимоны, укроп, помидоры, укроп.

Витамин Д.

Если ты хочешь, чтобы твои кости были крепкими, - тебе необходим витамин Д, который ты можешь получить с солнечными лучами и со следующими продуктами питания: рыбий жир, коровье масло, желток яиц.

- Ребята, а какой вывод вы можете сделать сейчас?

- Вывод: нашему организму нужны белки, жиры, углеводы, витамины.

- Молодцы!

Физкультминутка.

- Ребята, давайте отдохнем. Повторяйте все за мной.

Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.

- Молодцы! Садитесь.

Практическая работа (работа в группах)

- К этому уроку вы принесли этикетки от тех продуктов, которые покупает ваша семья.

1) Внимательно изучите этикетки на упаковках от различных продуктов.

2) На этикетках указано, какие питательные вещества, и в каком количестве содержаться в этих продуктах.

3)Давайте откроем Р.Т. на стр. 78 и выполним задание №2

4) В каких из этих продуктов самое высокое содержание

 а) белков;

 б) жиров;

в) углеводов?

 - Обведите соответствующее число красным цветом.

- Теперь каждая команда расскажет о своей практической работе по плану.

План ответа.

1. Мы изучили этикетки от…………………………………………………. ………………………………………………………………………………...

2. Самое высокое содержание:

а) белков в ………………………….

б) жиров в …………………………..

в) углеводов в ………………………

- Молодцы! Давайте сделаем вывод.

- Вывод: нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

- Хорошо!

 Правила питания.

- А сейчас разработаем правила питания для Робина Бобина Барабека, чтобы он больше не ел много

(работа в парах)

-Правильный ответ обведите в кружок.

Правила питания.

Обведи правильный ответ.

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

1. Нужно стараться есть однообразную пищу.

2.Булочек и сладостей надо есть поменьше.

2.Булочек и сладостей надо есть побольше.

3.Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.

3.Надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.

4. Пища должна быть очень горячей, обжигающей.

4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

5. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна.

5. Наедаться прямо перед сном очень полезно.

6.Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определённому режиму, и пища переваривается лучше.

6.Нужно есть в разное время. Организм не привыкает к определённому режиму, и пища переваривается лучше.

Ответы детей.

- Молодцы!

- Откройте Р.Т. на  странице 78 и выполните № 1

 Домашнее задание.

- Самостоятельно или с помощью взрослых составить меню на завтрак, обед, ужин для себя.

- Задания в рабочей тетради на стр. 79

11. Итог урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Ребята, если вам понравился урок, тогда поднимите красный кружок. Если что- то на уроке вам не понравилось- желтый, а если совсем ничего не понравилось – зеленый кружок.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...