Методическая разработка к уроку окружающего мира "Как путешествует письмо"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Валентина Анатольевна Карманова

По теме урока учащиеся знакомятся с современной почтой.  На уроке рассматриваются различные виды посланий: почта голубиная, бутылочная почта и другие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Как путешествует письмо

Цель : познакомить с этапами путешествия письма; видами почтовых отправлений,

Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма,  видами почтовых отправлений, научить оформлять письмо.

Формирование УУД:

познавательные УУД

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

 формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

 делать выводы и обобщения

 Регулятивные УУД

Формирование   умения  самостоятельно составлять план урока.

 Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

адекватно оценивать свою  работу и работу товарищей.

 Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

 Формирование  учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способам решения  новой  учебной  задачи.

Ознакомление с миром профессий

Цели урока:

познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений,

раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,

расширить представление детей о жизни почтовых голубей,

развивать информационную грамотность учащихся,

Планируемые достижения учащихся: усвоить этапы путешествия письма.

Орг. момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

-Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке

-Как вырабатывается электричество?

-Какие приборы работают на электричестве?

-Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?

-Как можно экономить электроэнергию?

Подготовка к восприятию.

- Ребята, сегодня наш  урок  предлагаю начать с кроссворда!  (на доске)

 *Привела я солнце, за своё оконце, к потолку повесила, в доме стало весело!(лампочка)

*Птичка в желтом жилете? (синица)

*Белый, непрозрачный, рыхлый. (снег)

*Зимой и летом одним цветом. (ель)

*Высушенный виноград. (изюм)

*Что вырабатывается на электростанциях? (электричество)

-Какое слово получилось по вертикали? - письмо.  

Самоопределение к деятельности

-А кто из вас уже получал письма?

-Как они до вас дошли?  (по почте)

-Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( о письмах; о том, как они до нас доходят)

У нашего Муравьишки  появилась идея- написать письмо другу. И он задумался над тем, как путешествует письмо.

-А вы знаете как?

-Прочитайте тему на стр. 64 «Как путешествует письмо?»

-Какую учебную задачу перед собой поставим? (узнать, как путешествует письмо)

-Ещё? (если затрудняются, то прочитаем  в  учебнике на стр. 64 вверху)

-Какой тип урока у нас будет?

-Попробуем составить план урока. (ОНЗ, работа в парах, работа в тетрадях, практическая работа, закрепление новых знаний, итог)

Открытие новых знаний

-Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (можно отправить  кому-то письмо, телеграмму,  посылку, ценные бумаги, вещи и т.д.)

Работа с учебником

Рассмотрите рисунок на стр. 64

-Оказывается, у нашего Муравьишки в далёкой стране живёт друг. Он хочет рассказать своему другу,  чему уже научился в 1-ом классе и написал письмо. А что дальше делать, он не знает. Давайте поможем  Муравьишке!

-Что нам понадобиться, чтобы отправить письмо?  ( Нужен конверт .) Слайд 1

Конверт -  бумажный пакет для  пересылки  писем.

На боковой доске слово появляется слово «конверт".

-Посмотрите на свой  конверт.

-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого"

-"Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит).

На боковой доске появляется слово "отправитель".

-Найдите слово «Кому»

-"Адресат" - это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)

На боковой доске появляется слово "адресат".

Работа в парах

-Повторим правила работы в парах!

-Вы вырезали картинки из приложения. Попробуем решить нашу учебную задачу самостоятельно.  Расположите  этапы путешествия письма в правильном порядке. (проверка сначала в парах, затем коллективная по эталону на доске)  Слайд 2

-Кто справился правильно?

-Кто немного ошибся?

-Разобрались, где была ошибка?

-Собери на доске по порядку этапы! (тот, кто ошибся)

-Муравьишка Вопросик понял, как его письмо найдёт друга.

-А Мудрая черепаха приготовила вам конверты.

-Что нам нужно знать, чтобы  письмо дошло  до адресата? (его домашний адрес).

  На конверте указывается адрес:  имя, фамилия,  город,  улица,  дом, квартира )

- Также на конверте должен быть указан индекс.

На боковой доске появляется слово "индекс". Слайд 3

(читает Акимова)

-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три-  номер почтового отделения.  Пишут индекс особыми цифрами.  Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца и размера.

-На конверте должна быть марка.

МАРКА (сообщение ученика)

Марка - это проездной билет письма, она  оплачивает его путешествие.

Почтовые марки придумали в Англии 160 лет тому назад. Марки бывают очень

интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют-  это филателисты. 

(Показ коллекции марок на слайде)

На боковой доске появляется слово «марка».   Слайд 4

-На каждом конверте ставят  штамп с датой отправления

На доске: «штамп»    Слайд 5

Практическая работа.

 –Какой праздник приближается? (День матери).

-Помните, каждый из вас писал письмо для мамы.

 Вот для чего:  мы отправим сейчас эти  послания вашим любимым мамочкам.  Попробуем заполнить конверты . (от кого, кому (имя фамилия мамы),  город, улицу)

-Письма готовы. Отправляем их в путешествие. (Дети опускают письма в импровизированный почтовый ящик)  (я надеваю на гостя пилотку и даю ему почтовый ящик)

Чтение рассказа "Почта":

На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок!  Все письма на почте разбирают по адресам, сортируют.  Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах". С момента отправки письма до момента получения пройдёт несколько дней.

-Самое большое почтовое отделение находится в  Москве   на Комсомольской площади. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем.

Физминутка

- С  какой профессией связана сегодня  наша тема?  ( почтальон).

На доске «почтальон»

Самостоятельная работа

-Проследим ещё раз путь письма. Проставьте номера по порядку у себя в карточке. Запишите фамилию.

Проверка по эталону.

-Какую учебную задачу ставили? (решили эту задачу?)

-Может,  вы знаете другие виды почтовых отправлений?  Нет, узнаем из учебника.

Работа с учебником  стр. 65.

Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте. (показываю)

Бандероль - небольшое почтовое отправление в бумажной или полиэтиленовой обёртке.  (показываю)

Открытка -  яркая карточка с поздравлением.  (показываю)

Работа в тетради

стр. 42 №1

- Нарисуйте цветными карандашами каждый свою марку.

 

-Много лет назад, когда не было почты, поездов и самолётов, радио и телеграфа,  почтальоном был голубь.

Голубиная почта (сообщение ученика)

 Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший почтарь может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей  быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному  гнезду  давно  было замечено людьми. Тренированная птица вернётся домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Когда Париж был окружён врагами, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта".  За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник. В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, её повредили  фашисткие  самолёты-истребители.  Тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен. Во время Великой Отечественной  войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений. Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки. В Бельгии голуби доставляют сверхсекретную информацию на чипах.

-Какое умение формировала?  (находить нужную  инфрмацию)

БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА (сообщение ученика)

 Существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
В старину люди, потерпевшие кораблекрушение, посылали сигнал о помощи с  записками  , которые закупоривали  в бутылки. И у них был шанс спастись.

 В наши дни учёные используют бутылки  для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам.
Чтобы приоткрыть  тайны природы, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.

Так же в наши дни бутылочную почту используют рекламные фирмы, которые  запечатывают  в  бутылки  рекламу своих товаров.

-Какое умение формировал?  (находить нужную информацию)

-Ребята, сегодня утром нам в школу принесли письмо, на нём написано "Вручить Неумейке". Послушайте, какую историю рассказал мне почтальон.

Чтение стихотворения "Неумейка" Я. Акима

-Может у нас есть тот, кому вручить это письмо?

Итог урока

-Какую учебную задачу ставили?

-Назовите  это этапы?

-Решили эту учебную задачу?

-Какие виды почтовых отправлений запомнили?

-Пригодиться ли нам в жизни новое знание? (да)

-Как  пригодится ?

- С какой профессией познакомились? (почтальон)

-Где находиться самое большое почтовое отделение в России?

-Оцените свою работу на уроке.

Приложение (слова на доску)

АДРЕСАТ

КОНВЕРТ

ОТПРАВИТЕЛЬ

ШТАМП

ИНДЕКС

БАНДЕРОЛЬ

МАРКА

ПОСЫЛКА

ОТКРЫТКА

ПОЧТАЛЬОН

Раздаточный материал:

Карточка к уроку:

транспорт

транспорт

мешок с письмами

мешок с письмами

почтовый ящик в подъезде

почтовый ящик в подъезде

почтовый ящик

почтовый ящик

сортировка на почте

сортировка на почте

почтальон

почтальон

сортировка на почте

сортировка на почте

транспорт                                      4

мешок с письмами                      2

почтовый ящик в подъезде      7

почтовый ящик                            1

сортировка на почте                  3  

почтальон                                     6

сортировка на почте                   5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как путешествует письмо

Слайд 4

Индекс – указатель.

Слайд 5

Филателисты

Слайд 7

транспорт 4 мешок с письмами 2 почтовый ящик в подъезде 7 почтовый ящик 1 сортировка на почте 3 почтальон 6 сортировка на почте 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс

Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"...

Урок окружающего мира "Путешествие письма"

Данный урок знакомит детей с работой почты и видами почтовых отправлений и направлен на формирование навыка самостоятельной работы, развитие умения работать в группе....

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

Методическая разработка конспекта урока по теме : "Путешествие в страну Орнаментов"

Урок  разработан на основе системно-деятельностного метода. Приёмы, работающие на уроке, воспитывают у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулируют тв...