Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Егорова Наталья Александровна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Древняя Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrmir.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: "Древняя Русь".

Тип урока: Комбинированный

Цели:

Предметные: сформировать у учащихся  представление о Древней Руси.

Задачи по формированию УУД

Метапредметные:

Познавательные  УУД: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД: содействовать развитию умения слушать собеседника и вести диалог, строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД: способствовать формированию у учащихся умения организовывать своё рабочее место; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить; развивать самоконтроль и саморегуляцию.

Личностные УУД: осознать себя членом общества и государства способствовать формированию развить чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре и истории.

Методы и формы обучения: Объяснительно - иллюстративный, метод беседа; фронтальная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент «Крещение Руси», карточки

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические указания

1.Организационный момент

Здравствуйте ,ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте свою готовность и с хорошим настроением начнем наш урок.

Приветстствуют учителя

Готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний

Начнем урок с того, что вспомним тему нашего прошлого урока. На партах лежат листочки с тестами. Выполняем работу самостоятельно.

1.Назови столицу Древней Руси:            

а)Киев

б) Смоленск

в) Владимир

г) Ярославль

2.Отметь правителя Руси:

а)дружинник

б)боярин

в)князь

г)ратник

3.Кто стал первым правителем Киевской Руси?

а)Рюрик

б)Игорь

в)Святослав

г) Вещий Олег

4.Как назывался торговый путь из Балтийского моря в Чёрное море?

а) из Новгорода в Константинополь

б) из Варяг в Греки

в) из Киева в Константинополь

г) из Грек в Варяги

5.Какой год считается годом начала Древнерусской Руси?

а)862

б)882

в)899

г)988

Ответы на доске. Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работы своего товарища по парте.

- У кого ни одной ошибки – ставим 5, у кого одна ошибка – 4, у кого две ошибки – ставим 3.

Выполняют индивидуальное задание. Сверяют с ответами на доске. Оценивают товарища.

Выполнение теста индивидуально

Взаимопроверка

Проверка по эталону

3.Постановка темы и задач урока

-Чем занимались славяне?

- Что помогало им выжить? Как легче жить и защищаться от врагов?

- А как вы думаете, почему выбирали  князя из чужих?

- Поэтому три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить.

-Могут ли трое одновременно управлять государством?

- Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 году Древнерусское государство. По одной из версий, от имени первых князей оно и называлось Русью.

(Слайд «Во времена Древней Руси»)

- О чем же пойдет речь на уроке?

-Какие поставим перед собой цели?

Славяне занимались земледелием, скотоводством, ремесленничеством.

То, что они жили сообща

Чтобы своим родным не потакать

Нет

Речь пойдет о Древней Руси

Продолжить изучать Древнюю Русь.

метод беседы

Фронтальная форма работы

4.Работа над материалом урока

-А теперь мы отправляемся во времена правления князя Владимира.

(Слайд «Портрет князя Владимира»)

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком.

- Как вы думаете, за что его так прозвали?

- За то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

- Как вы думаете, чем была опасна южная граница?

- Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. Через 20 км друг от друга на границе стояли сигнальные башни с кострами. (Слайд «Сигнальные башни»)

- А почему с кострами?

- Одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время правления князя Владимира - крещение Руси. Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им.

- Почему они верили во многих богов?

- Главными божествами у русских славян были: Перун – бог грома и молнии (Слайд «Изображение Перуна»), Велес – бог скота, Стрибог – бог ветра. Кроме этих главных богов, славяне ещё верили в леших, водяных, домовых.

- Что делали, чтобы задобрить богов?

ФИЗМИНУТКА

- Христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за то Благоверною и Святою. Она уговаривала креститься своего сына, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но вскоре Владимир решил переменить веру. (Слайд «Князь Владимир»)

Давайте откроем учебник на стр 26 и прочитаем как же происходило крещение Руси.

-В каком году состоялось Крещение Руси?

-На какой реке произошло Крещение Руси?

-Как происходило Крещение?

-Кто совершил обряд крещения?

-Все ли жители сразу приняли новую веру? Почему?

 -Хорошо. А теперь я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о Крещение Руси.

-Как наказали Перуна?

-Что сказал Владимир тем кто не придет на крещение?

-Что появилось с Крещением Руси?

-Князь Владимир стремился просвятить христианской верой только Киев или всю свою державу? Как он это делал?

-Ребята, а кто был внимателен и сможет ответить на вопрос. Кто написал «Повесть временных лет», которая помогла нам узнать, как крестилась Русь?

Он был справедливым, мудрым правителем.

Печенеги нападали на деревни, грабили их

Зажигали в случае опасности

В древние времена вера людей была тесно связана с явлениями природы. Наши предки считали, что даже молнией управляет какой-то определённый бог. Объяснить явления природы люди не могли, потому и приписывали каждому из них своего бога. Таким богам поклонялись, просили у них дождя или, наоборот, ясной погоды

Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы разными подарками

-В 988 году

На реке Днепр

Съехалось много людей на реку Днепр. И начали они заходить в воду кто по пояс кто по грудь.

Византийские священники.

Не все. Потому что они привыкли к старым обычаям.

Привязали к лошади, били палками и кинули его в Днепр.

Всем кто не придет на Днепр- будут моими врагами.

Появилась славянская письменность, возводились храмы, появились школы для детей.

Всю державу. Он посылал проповедников и священников во все концы Руси крестить народ, строить церкви, создавать школы.

Её написал Нестор летописец, монах Киево-Печерского монастыря.

Фронтальная форма работы

Просмотр видеофрагмента

5.Итог урока. Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего урока?

Что вам удалось узнать нового?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- А кто не совсем доволен?

Тема урока была «Древняя Русь»

Мы узнали, что….

6.Домашнее задание

С. 25-29   Читать параграф.

Встали, урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...