Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 3 класс.
статья по окружающему миру (3 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность. Можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилить роль поискового метода обучения? Я предлагаю в качестве примера и помощи учителям ряд дидактических средств, позволяющих создавать проблемные ситуации. Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 3 класс.

     В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.

     Основной путь развивающего обучения – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.

     Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно, если вспомнить нереализованные идеи сторонников проблемного обучения окружающему миру. Многие авторы едины в том, что цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем – то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, я точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

     Я предлагаю в качестве примера и помощи учителям ряд дидактических средств, позволяющих создавать проблемные ситуации, из комплекта учебных проблем, разработанных для уроков окружающего мира. Контрольный срез знаний учащихся после обучения их с использованием учебных проблем показал высокий уровень усвоения знаний.

     Кроме того, учебные проблемы оказали положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делились радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помог своей группе» и т.п.

     Изменения, происшедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.

                                           Тема «Живая и неживая природа»

      Проблемные вопросы:

  1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?
  2. Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
  3. Может ли природа быть учителем? (Знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой; учит наблюдательности и не быть лентяем; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития растений и животных)
  4. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
  5. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
  6. Верно ли, что вьюнок, цепляющийся усиками за забор, - это животное, а паутина паучка – растение?

Проблемные задания:

  1. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.
  2. Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.

Проблемные задачи:

  1. Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
  2. Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

      Тема «Термометр».

      Проблемные вопросы:

  1. Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
  2. Можно ли уличным термометром измерить температуру человеческого тела?
  3. Чем опасен медицинский термометр?
  4. Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохими специалистами?
  5. В каком случае исправный водный термометр покажет неверную температуру? (Если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам, чтобы снять показания.)
  6. Есть ли разница между термометрами, если один висит в столовой, а другой – в сталеварном цеху?
  7. Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показания температуры? (Разный рост учащихся.)

Проблемные задачи:

  1. Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха + 5°С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 мин, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал + 20°С.

     Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (Взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик.)

  1. Лена очень любила свой красочный комнатный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды, проснувшись утром, Леночка заметила, что всезнающий розовый ручеек исчез из термометра.

Подумай: что случилось с термометром и чем он помогал девочке? (Васька прокусил трубочку; как одеваться и когда проветривать помещение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс

В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество...

презентация "Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования УУД"

В презентации  показана актуальность проблемы, приёмы создания проблемной ситуации для формирования УУД....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход разви...

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации о...

Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 4 класс

Вам представлены примеры проблемных ситуаций на уроках окружающего мира, которые Вы можете использовать для подготовки к уроку....