Урок окружающего мира Тема урока: «Огонь, вода и газ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сотникова Антонина Александровна

Тип урока: открытия нового знания

Образовательная цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в экстренных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста; анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные: формирование позитивной, адекватной и осознанной самооценки через проведение рефлексии урока

Оборудование урока: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx111.36 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1 «Огонь, вода и газ»

Дата:

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Учитель: Сотникова А.А.

Тема урока: «Огонь, вода и газ»

Психолого – дидактический анализ предмета усвоения

Предмет усвоения: Огонь, вода и газ

Компонент содержания образования: действие

1. Характеристика действия:

а) по широте применения: специальное

б) по степени сформированности: умение

2. Средства усвоения: правила поведения при пожаре, аварии водопровода и утечке газа, понятия: «опасная ситуация», «вентиль», «диспетчер», представление об опасной ситуации в жилище.

3. Опорное знание: для того, чтобы опасная ситуация не застала нас в врасплох надо вспомнить о главных правилах безопасного поведения.

4. Структура действия:

а) ориентировочная часть: вспоминаю опорное правило

б) исполнительская часть: обозначаю существенные признаки опасной ситуации, сравниваю объекты между собой по выделенным критериям, формулирую выводы

в) контрольная часть: проверяю себя, сверяясь с образцом

5. Этап усвоения: восприятие, осмысление

6. Форма умственного действия: действия в громкой речи

7. Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока: открытия нового знания

Образовательная цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в экстренных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста; анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные: формирование позитивной, адекватной и осознанной самооценки через проведение рефлексии урока

Оборудование урока: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику

Ход урока

I.ЭУ Мотивационный этап (организационный)

ОДЗ: создание положительного эмоционального фона на уроке

. Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II ЭУ. Постановка учебной проблемы

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока

Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)

Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

1Что, дотронувшись едва,

Превращает дом в дрова? (огонь) 

2. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)

3. Он на кухне обитает

Еду готовить помогает

За ним нужен глаз да глаз

Потому что это ... (газ) 

4Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём

Как мы это назовём? (водопровод)   

ПЗ: Какова же тема нашего урока? Чему мы будем учиться?

III.ЭУ Актуализация знаний, составляющих способ усвоения нового материала

ОДЗ: Активизировать познавательную деятельность

ВЗ: фронтальная работа

УЗУ: Актуализировать необходимые знания о правилах безопасности в домашних условиях

УЗу: -На уроке мы поговорим о правилах поведения в различных ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни.

ПЗ: Соберите рассыпавшуюся пословицу:

-Как вы её понимаете? (Ответы детей)

Содержание: Мой дом – моя крепость

.ОД: групповая. Дети по группам (по рядам) собирают пословицу из слов.

К-О: Итак, молодцы, все правильно и быстро собрали Как вы её понимаете? (Ответы детей)

Крепость – это прочная и надежная конструкция, которая не дает возможности врагам и недругам попасть внутрь владений. Вот так и дом является опорой для человека, ведь дома всегда поддержат, помогут и выслушают.

IV. ЭУ Организация деятельности учащихся по усвоению нового учебного материала

ОДЗ: организовать деятельность учащихся по усвоению нового материала

ВЗ: рассказ учителя 

УЗУ: формировать представления детей о правилах поведения в экстренных ситуациях

УЗу: Сейчас я ребята познакомлю вас с правилами поведения в экстренных ситуациях Просмотр учебного фильма.

ПЗ: Ребята сначала смотрят фильм, слушают и отвечают на вопросы

Содержание: Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на огонь плотную ткань или можно тушить водой. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.

Если огонь не погас, надо немедленно убегать из дома, проверив, не остались ли там те, кто не может выбраться сам (дети, пожилые, больные люди). Покидая квартиру, плотно закройте дверь, но не запирайте её. После этого надо сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть.

Пожарным надо назвать адрес, где и что горит, назвать себя и номер телефона.

При пожаре очень опасен дым. Если в помещении дымно надо смочить водой одежду покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись, так как дым поднимается кверху.

Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выбраться на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. Заткните все щели мокрыми тряпками. Закройтесь в дальней комнате, лучше в той, где есть балкон.

ОД: учитель показывает картинки, рассказывает, как нужно действовать в различных ситуациях

К-О: Молодцы!

ВЗ: игра «Запрещается-разрешается»

УЗУ: проверить знания учеников о правилах пожарной безопасности

УЗу: Ребята, я показываю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы топаете ногами, если разрешается – хлопаете в ладоши.

ПЗ: Для этого нам поможет презентация

Содержание: Кричать и звать на помощь взрослых. Бросать горящие спички в помещениях. Защищать дом от пожара... Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы. Небрежно, беспечно обращаться с огнём. Дышать через мокрое полотенце.  

Давайте, ребята, прочитаем и запомним слова:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.

ВЗ: Работа с учебником

УЗУ: формировать представления о правильных действиях при пожаре 

Узу: Вам нужно прочитать статью в учебнике и попытаться ответить на мой вопрос.

ПЗ: Давайте откроем стр. 5-6

Содержание: Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер» . А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.

ОД: Рассматривают рисунки в учебнике, читают статью. Отвечают на вопрос: Что сильнее огня?

К-О: Все правильно, ребята. Молодцы!

Физминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

V.ЭУ Закрепление учебного материала

ОДЗ: Закрепить знания и умения детей по усвоению новой темы

ВЗ: самостоятельная работа

УЗУ: Закрепить знания детей о правилах поведения в экстренных ситуациях

УЗу: Сейчас я вам предлагаю задание в группах. Вам нужно разрешить различные ситуации. Ваши действия.

ПЗ: Для этого вчера каждый дома придумал ситуации.

Содержание: 1- группа Вы пришли из школы домой. На кухне решили помыть посуду, резко открыли кран с водой и сорвали резьбу. Вода заполнила раковину и начала вытекать из неё. Ваши действия.

http://geum.ru/opus/images/images-pic%20(92).jpg

2 – группа «Прорвало трубу. Ваши действия»

http://vyborprava.com/wp-content/uploads/2018/06/Proryv-truby.jpg

3 – группа «Прорвало батарею. Ваши действия»

http://www.stroy-podskazka.ru/images/article/orig/2018/05/kak-perekryt-batareyu-otopleniya-v-kvartire-1.jpg

ОД: выполняют задание в группах

К-О: Молодцы!

ВЗ: работа в тетради

УЗУ: Закрепить знания детей о правилах поведения в экстренных ситуациях

УЗу: Сейчас я вам предлагаю следующее задание. Вам нужно быстро ответить на вопросы (кратко)

ПЗ: игра «Брейн – ринг»

Содержание: Возник пожар. Что делать? (звонить 01) Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце). По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма) Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного) В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям) Загорелась ёлка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112) Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой, выйду на балкон, буду махать полотенцем)

VI ЭУ. Организация контрольно-оценочной деятельности

   ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность

   ВР: Беседа

   УЗУ: Формировать умение проводить рефлексию урока

   Содержание:

    Что нового узнали на уроке?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Как действовать при аварии водопровода?

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой? Всё ли было понятно? Что оказалось интересным?

А что было для вас трудным?

Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?

Достигнута ли цель урока?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

VII. ЭУ. Задание на дом

  1. Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника, в «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6, собрать информацию о важных и необходимых телефонных номерах на случай опасности

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок окружающего мира. Тема урока: "Группы животных" 2 класс, система Л. Занкова

Аннотация                     Урок окружающего мира  «Группы животных» (2 класс) разрабо...

Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...

Тема урока окружающего мира: «Превращения и круговорот воды».

Тип урока: урок изучения нового материала.Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе».Учитель: Багаманова Раушан Ракитовна.Класс:3АТема«Превраще...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...