Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)

План + презентация + конспект, по окр.миру 

Тема:Что мы знаем о птицах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План111.5 КБ
Package icon Презентация2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Емельянова  Ольга  Евгеньевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технологическая карта изучения темы «Что мы знаем о птицах»

Тема

Что мы знаем о птицах

Дидактическая задача:

Формировать представление о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни.

Цели:

Образовательные:

Уточнить знания обучающихся о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни. Совершенствовать умение узнавать птиц по их устному описанию.  

Способствовать развитию связной речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания.

Воспитывать культуру поведения в природе, заботливое отношение к птицам.

Формировать УУД:

- Личностные: принять норму нравственного поведения в природе (социальная позиция школьника) .

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свою мысль в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать объекты и их образы; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Иметь представления о многообразии птиц, о значении природных условий для их жизни. Уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.

Личностные:
Принять норму нравственного поведения человека в природе.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свою мысль в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать объекты и их образы; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Методы

Словесный (рассказ, проблемный диалог), деятельностный (практическая работа), наглядный.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. Ч.1. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

; дидактический материал «Познаём окружающий мир. Птицы»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.

Схема конспекта урока

Педагог   Емельянова  Ольга  Евгеньевна

Предмет     Окружающий мир     Класс    1

Тема урока  Что мы знаем о птицах

Тип урока    урок усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент (1 мин)

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.

2.

Подготовка к активной познавательной деятельности (4 - 6 мин.)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

-  Как замечательно наблюдать  за птицами в небе, любоваться их полетом. Иногда

мы мечтаем побывать на их месте, бывает, что мы летаем во сне… Чувство полёта – это удивительное чувство!

Люди  воспевают птиц в стихах, картинах, сказках.

Сегодня мы с вами заглянем в чудесное, загадочное царство птиц!

Наш урок я хотела бы начать с загадок.

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
(Воробей.)

Спинкою зеленовата,  животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
(Синица.)

Чернокрылый, красногрудый, не боится он простуды –
С первым снегом  тут как тут!
(Снегирь.)

По дереву – вниз головой! –

Бежит в одежде голубой…
(Поползень.)

Носит серенький жилет,  но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар  и кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
(Ворона.)

Все время стучит, деревья долбит. 
Но их не калечит, а только лечит. 
(Дятел.)

Непоседа пестрая,  птица длиннохвостая,
Птица говорливая,  самая болтливая.
(Сорока.)

  1. Как сажа черна, как сметана бела

     Люблю всем в лесу рассказать, где была. (сорока)

  1. На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его… (скворец)

  1. Днём спит, ночью летает

И прохожих пугает (сова)  

  1. Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор  (дятел)  

  1. Маленький мальчишка, в сером  армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает  (воробей)  

6Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы
 (петух)

3.

3.Формулирование темы урока, постановка цели (2 – 3 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

- О ком были наши загадки? (о птицах)  

-Кто-то уже догадался, какова будет тема нашего урока? (Птицы)

- Где можно посмотреть и уточнить тему урока? (в учебнике) Тема: Что мы знаем о птицах.

- Вы уже знаете что-то о птицах? (да)

- Какую цель поставим перед собой на данном уроке? (обобщить и расширить свои знания о птицах)

Наука, которая  изучает жизнь  птиц, называется орнитологией. А людей, которые  занимаются изучением  птиц, называют – орнитологами.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем начинающими орнитологами.

 Кого мы называем  птицей?  Птица – это живое существо, которое умеет летать.

Но есть и такие, птицы, которые не летают.

Чтобы точно определить, что перед нами  птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает его от других.

4.

4.Поиск решения учебной задачи. Изучение нового материала. (7 - 9 мин)

Цели:

- организовать работу по формированию представлений о классе птиц, их многообразии.

- уточнить и расширить представления о перелётных, осёдлых и кочующих птицах

- Рассмотрите рисунки. Чем похожи все птицы? Что у них общего?

(у птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, тело покрыто перьями, размножаются яйцами)

Учитель показывает разные перья.

-  Чем отличаются перья? (размером, формой, цветом)

Одно перо мягкое, пушистое; другое - упругое, жёсткое.

Попробуем подкинуть его.

- Что заметили? ( Оно хорошо летит)

-Почему? ( Не знаем или  лёгкое).

Учитель отрезает часть пера.  

- Какое перо внутри? (Пустое). Поэтому оно очень лёгкое.

Учитель брызгает на перо водой. Что заметили? ( Капли воды скатываются).

-Какова ещё одна роль перьев? ( Они защищают птиц от воды).

- Зачем нужны мягкие перья птицам? ( Они защищают их от холода).

Перья бывают очень разными по назначению, форме, окраске.

Есть   и такие перья, которые служат специально для украшения.

( Например, яркие перья  павлина).

-   Птиц на земле около 9 тысяч видов. Только в России их насчитывают более 760       видов.

Есть птицы очень большие, величиной около двух метров, есть и

совсем маленькие, размером с  бабочку  или стрекозу. Весят такие птицы всего несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать очень высоко в небе, а есть  такие, которые

вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи – в пустыни, или только в горах, четвёртые – на берегу моря или у других водоёмов.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы,

которые  поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», а есть те, которые едят

только растительную пищу, чаще всего - это  ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда в ветвях деревьев и кустов или на земле. Невозможно, конечно, знать всех птиц,  но мы обязаны  знать тех,  которые живут рядом с нами.

-Перечислите  тех  птиц, которые  живут  с  нами.

- Все ли птицы летают? Какая птица не летает? (петух, пингвин)

- Какой вывод сделаем? (признак «летает» - «не летает» не является определяющим для птиц)

- Все перечисленные вами ранее  признаки отличают птиц от других представителей животного мира.

- Но каждая птица уникальна. Птицы отличаются друг от друга расцветкой оперениям, размерами, местом своего обитания и т.д.

-Давайте обратимся к учебнику с.72, рассмотрим рисунки. Назовите птиц.

- Разделите птиц на две группы: перелётные и осёдлые. (работайте в парах)

- Давайте проверим вашу работу /слайд 9/

- Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (ответы детей)

- Многие птицы улетают от нас на зиму.  Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать?   (Ответы детей)

- Какая птица не относится ни к одной из этих групп?  (снегирь)

- Обратимся к учебнику с. 73. Прочитайте небольшую статью о снегире (один ученик читает, другие следят). Какое новое слово вам встретилось? (кочующая птица). Что это значит? (зимой снегирь перебирается поближе к жилью людей).

- Сделаем вывод: птицы делятся на перелётных, осёдлых и кочующих.

Отгадайте  загадки:

1) Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? ( Снегирь) Слайд .

Чтение текста учащимися (с. 73).

Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем

сильнее мороз, тем спокойней сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы

сорвать ягодку или почку.

2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

… (воробей). Слайд .

Чтение текста учащимися (с.74)

 Воробьи очень прожорливые птицы. Часто они летают по садам

и по полям и истребляют не только вредных насекомых, но и вредят урожаю.

3) На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется...  (синица) Слайд .

Этих птичек так назвали за их песенку: «Сии – сии».

Синицы за весну два раза высиживают птенцов по 10-12 яиц.

4) Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (Сорока). Слайд

Сорока – ловкая подвижная, суетливая птица.

2) Чик-чирик! К зернышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?

… (воробей). Слайд .

Игра “Кто лишний?”

– Скворец, ворона, ласточка, жаворонок, соловей. (Лишняя ворона, так как это оседлая птица, а все остальные перелетные.)

Чтение рассказа “Воробьи” в учебнике на стр. 74.

– Ребята, почему воробью понравилось в метро? А воробей – это дикая или домашняя птица?
– А знаете ли вы, что воробью во многих городах мира поставлены памятники? 
– Самый известный и популярный конечно в 
Санкт – Петербурге, обитающий на Фантанке Чижик-Пыжик. Установлен в 1994 году на реке Фонтанке. Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами. По широко распространенному мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, студентов училища прозвали “чижиками-пыжиками”. Чиж – это птица отряда воробьинообразных. Памятник является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота – 11 см, вес – около 5 кг. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.

г. Барановичи. Беларусь.
Осенью 2003 года в Барановичах появился памятник воробью. Городские власти установили его, чтобы прикрыть трубу, торчащую на центральной площади. Получилось красиво.

г. Ульм. Германия.
Символ города Ульма, воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города. Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства? Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек. 
Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен! В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города. На улицах города, на стенах его домов множество самых разных воробьев из камня и металла, порой весьма удивительных и забавных.
г. Бостон США.
Похоже, что первый памятник воробью был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. До 1860 года в Америке воробьев не было. Их завезли из Англии специально для борьбы с гусеницами. Скромные птахи с честью справились с возложенной на них миссией, да так и остались жить на новом месте. Воробьи буквально спасли бостонцев от голода, когда на полях появились гусеницы невиданного доселе насекомого. Их было так много, что казалось, земля шевелится. Обжоры съели траву, листья на деревьях и добрались до садов. Ловкие птички в два счета расправились с вредителями и спасли сады и посевы хлебов. 
г. Минск. Беларусь.
У входа на центральный рынок Минска воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей. 
г. Кемерово. Россия.
Эта небольшая каменная лужа с отражающимся в ней небом и стаей огромных воробьев, “слетевшихся на водопой”, находится в центре Кемерово в сквере Театра для детей и молодежи.

г. Токио
Эта стайка токийских воробушков так же греют душу, как и минская тетушка с семечками. 
Сингапур.
На берегу реки Сингапур стоит тоже памятник воробью.

Физминутка-игра «Прилетели птицы»

Правила игры: Учитель называет птиц и насекомых. Если называет птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики

Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы…

5.Закрепление учебного материала, выполнение упражнений (10 - 15 мин)

Цель:

- организовать работу над  вопросом нравственного поведения человека в природе

- Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку:

В её конуре такой же морозище,

Как на дворе.

о больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь, очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

(ответы детей на вопрос - Как можно помочь птицам в зимнее время?)

-Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Сценка «Глухарь и сорока» (2 ученика)

Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

Глухарь. А теперь куда?

Сорока. В деревню, милок, в деревню.

Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.

Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедков найду. Я птица не гордая!

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Так чем же человек может помочь зимующим птицам? (ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)  /слайд10/

- Кормушки можно сделать самые разнообразные.

(Рассматривание  кормушек, изготовленных  детьми)

. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

-Ребята, а чем можно кормить птиц? Слайды

Семена арбуза, тыквы, подсолнечника  (не жареные)  едят все птички.

Овёс, пшено едят воробьи и синицы.

Ягоды рябины  любят снегири и свиристели.

 Сало (несолёное) – хорошая подкормка для птиц в мороз, особенно его любят синицы.

- Я вам раздам таблички, чтобы вы знали, какие птицы что любят. А вы вместе с родителями их прочитаете и будете грамотно кормить птиц. А птицы скажут вам… (хором) спасибо!

Стихотворение (читает заранее подготовленный ученик). Слайд 17.

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц  зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Обратимся к учебнику с 76. Прочитаем рассказ-загадку «Кто обедал в птичьей столовой?» (читает один ученик, остальные следят)

- Назовите, кто обедал в птичьей столовой. Найдите этих птиц на рисунке.

Физминутка.

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

6.

7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 - 5 мин.)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию  учениками собственной учебной деятельности.

- Подведём итог урока. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Где эти знания вам могут пригодиться?

- Кто из вас решил для себя, что зимой нужно подкармливать птиц и будет выполнять это?

- На следующем уроке мы продолжим разговор о птицах. Если кого-то из вас желает подготовить небольшой рассказ об одной из птиц, то вы можете сделать это. На следующем уроке мы послушаем ваши рассказы.

Слайд .

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладони.

Я посадил птицу в клетку, и она погибла…

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем!

- А что значит «прикоснуться сердцем»?

Природу, всё, что нас окружает нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет

бесконечной и счастливой.

За хорошую работу на уроке  вы получаете картинку - раскраску. Слайд .

- Для того, чтобы определить понравился вам сегодняшний урок или нет, выполните задание. ??? У вас на столах лежат смайлики им нужно дорисовать ротик. Если вам было интересно, комфортно на уроке – дорисуйте улыбку; если что-то не получалось, переживали,  волновались – нарисуйте прямую черту; если было страшно,  не интересно, трудно – уголки рта опущены.

- Молодцы, спасибо за урок.

Семена для птиц

подсолнечника

(все птицы)

овса

(овсянки, синицы)

арбуза

(синицы, поползни)

пшена, проса

(овсянки, воробьи, синицы)

тыквы, дыни, кабачков

(поползни, синицы, воробьи)

кедровых орешков (поползни, дятлы)

рябины, калины (снегири, свиристели)

льна

(все птицы)

клевера

(щеглы, чечётки, воробьи, синицы)

Семена для птиц

подсолнечника

(все птицы)

овса

(овсянки, синицы)

арбуза

(синицы, поползни)

пшена, проса

(овсянки, воробьи, синицы)

тыквы, дыни, кабачков

(поползни, синицы, воробьи)

кедровых орешков (поползни, дятлы)

рябины, калины (снегири, свиристели)

льна

(все птицы)

клевера

(щеглы, чечётки, воробьи, синицы)



Подписи к слайдам:

Слайд 2

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 3

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 4

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 5

08.04.19 http://www.deti-66.ru/ ВОРОНА ГРАЧ ЦАПЛЯ ЛАСТОЧКА ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ОСЁДЛЫЕ ПТИЦЫ ГОЛУБЬ

Слайд 6

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 7

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 8

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 9

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 10

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 11

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 12

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 13

08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 17

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладони. Я посадил птицу в клетку, и она погибла… И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем! 08.04.19 http://www.deti-66.ru/

Слайд 18

08.04.19 http://www.deti-66.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...