Технологическая карта "Многообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта "Многообразие растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.81 КБ |
![]() | 811.84 КБ |
Предварительный просмотр:
13. «Многообразие растений» 3 класс
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;
Воспитательные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию;
Коммуникативные:
Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | ||
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Пожелаем всем удачи - За работу, в добрый час! |
Проверяют готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к учебе; определять общие правила поведения. Р: осуществлять самоконтроль. |
II. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | ||
- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не может. - Вспомним, что вы знаете о растениях. - Почему растения относятся к живым существам? | Растение. Ответы детей. Питаются, дышат, растут, размножаются. | Р:оценивать результат собственной учебной деятельности. К: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
III. Выявление места и причин затруднения 2-3 мин Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | ||
- Человек не может жить без растений. Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить это. Предлагаю вам, ребятки Отгадать мои загадки: В летний солнечный денек золотой расцвел цветок, На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки, А проснулся — улыбнулся: — Вот пушистый я какой, Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой! Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила. Круглое, румяное - С дерева достану я, На тарелку положу: “Кушай, мамочка”, — скажу - Как называется наука о растениях? - На какие царства делят растения учёные? Глядя на картинки, может кто-то догадался? | Выделяют кислород. Приносят съедобные плоды. Отгадывают. Одуванчик. Ива. Яблоко. Ботаника. Узнаем сегодня. | Р: оценивать результат собственной учебной деятельности; формулировать цель, задачи, с помощью подводящего диалога, использовать речь для регуляции своего действия. П: учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения 5 мин Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации. | ||
- Какая же будет тема урока? - Сформулируйте цель. | Многообразие растений. Познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений. | Р: оценивать результат собственной учебной деятельности; осознавать и принимать учебную задачу. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.). |
V. Реализация построенного проекта 11 мин Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | ||
- Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. - Вспомним з каких частей состоят все растения? -Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, все эти растения одинаковы? - А чем же они отличаются друг от друга? -Хорошо ребята, но помимо того, что вы назвали, они отличаются ещё тем, что относятся к разным группам растений! - А вот какие это группы, мы узнаем, отгадав загадки. Есть змеи стометровые, зелёные, лиловые, Есть бурые, бордовые. А капитану в море от них большое горе… Ребята, есть среди вас те, кто видел водоросли? А где вы их видели? У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ, которой и является окружающая их вода, и могут поглощать их всей своей поверхностью. Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. Мягок, а не пух, а зелен, а не трава. - Ребята вы видели мхи? На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду .Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений. Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги. Люблю я тоже влагу. В тени, в лесной глуши, Мои резные листья, конечно, хороши. Но я горжусь не ими! Наш очень древний род Из прошлого планеты тепло и свет несет. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни . У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем. - Почему эта группа получила такое название? - Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек. Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде. - Почему они так называются? - Чем они отличаются от других растений? - Приведите примеры цветковых растений. - Почему цветы красивы и душисты? - Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. | Ответы детей. Из корня, стебля, листа, цветка, плода, семени. (1 ребенок указкой на слайде покажет и назовет части у доски) Нет. У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки- видоизменённые листья, у других листья, одни растения живут в воде, другие на суше. Водоросли. Ответы детей. В реке, море, аквариуме. Мох. Да, на деревьях, крышах домов. Папоротник. Хвойные растения. Ответы детей. Цветковые растения. | Р: оценивать результат собственной учебной деятельности; формулировать цель, задачи, с помощью подводящего диалога, использовать речь для регуляции своего действия; осознавать и принимать учебную задачу. П: учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.). К: доносить свою позицию до других; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить осознанно высказывание в устной форме. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 5-6 мин Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | ||
Л: определять общие правила поведения. К: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения. | ||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | ||
Л: формировать умения работы в парах; ценить и принимать базовые ценности. Р: формирование умения самооценки; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; оценивать выполнение своего задания. | ||
VIII. Включение в систему знаний и повторений 5 мин Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | ||
Варианты ответов детей. | К: формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; развивать умения кратко излагать свои мысли устно. П: обобщать полученные знания. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке 2-3 мин Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | ||
Л: формировать чувство самоуважения у учеников. Р: осуществлять самоконтроль; формирование умения самооценки. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Многообразие растений. (3 класс)
Цель урока: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- будут уметь различить растения разных групп
- будут знать группы растений и их признаки
Личностные:
- Умение
- проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;
- осознать потребность (актуальность) в изучении темы;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;
Метапредметные:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
-уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;
- Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
Ресурсы: Учебник (УМК «Школа России») А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс (изд. «Просвещение» 2012г.)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | -Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас и желаю вам успеха на уроке. И предлагаю вам поприветствовать друг друга. Но это будет не просто приветствие. Повернитесь к своему соседу по парте и поочередно касаясь одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите такие слова: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Привет! (прикосновение всей ладонью) | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Мы продолжаем изучать удивительный мир природы и открывать его тайны. Сегодня на уроке Мы можем знанья показать. Заданья будем выполнять. Вопросы будем задавать. Начнем с разминки. Выбирайте вопрос. Вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |
3).Этап выявления места и причины затруднения. | - Отгадайте загадки (слайд 7) Вырос в поле Злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей) Из - под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает. (Подснежник) Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) - Что между ними общего? (Относятся к царству растений.) | Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; |
4).Этап построения проекта выхода из затруднения. 5).Этап реализации построенного проекта. | - Что мы будем изучать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений. -Назовите тему нашего урока (Многообразие растений) -Давайте определим цель нашего урока (Познакомиться с многообразием растений, узнать о признаках каждого вида) - Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология) - На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (бактерии, грибы, растения, животные, люди) - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли» Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. - Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами) - Рассмотрите рисунок на с.71, растения очень разнообразны. - Сейчас мы прочитаем текст учебника с.72. И найдем ответы на вопросы. - Как называется наука о растениях? (ботаника) (слайд 12) - На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения). Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные. Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников. Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов. Вопросы: - Где растут водоросли? (в воде) - Где можно встретить мхи? (во влажных местах) - Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья). - Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.) - Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения) | Определяют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Читают текст учебника и по нему отвечают на вопросы учителя. Выделяют группы растений по прочитанному тексту. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-206819-1395270241.jpg)
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-561016-1420801429.jpg)
Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс
Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740412-1453299601.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-954434-1517509563.jpg)
Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" 2 класс
Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" по предмету "Окружающий мир" " 2классПрезентация урока "Комнатные растения" 2 к...
Технологическая карта урока ОМ в 3 классе по теме: "Растения весной. Раннецветущие растения".
Тип урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Цель: дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102412-1547571249.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».
Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода за растениями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/06/picture-1494095-1699244212.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"...