Технологическая карта "Многообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта "Многообразие растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.1._mnogoobrazie_rasteniy.docx27.81 КБ
Файл 15_om_mnogoobrazie_rasteniy.docx811.84 КБ

Предварительный просмотр:

13. «Многообразие растений» 3 класс

 

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;

Воспитательные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Познавательные:

Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию;

Коммуникативные:

Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам.

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1-2 мин

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

 

Проверяют готовность к уроку.

Л: формировать положительное  отношение к учебе; определять общие правила поведения.

Р: осуществлять самоконтроль.

II. Актуализация и пробное учебное действие

5 мин

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

- Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

А ходить не может.

- Вспомним, что вы знаете о растениях.

- Почему растения относятся к живым существам?

Растение.

Ответы детей.

Питаются, дышат, растут, размножаются.

Р:оценивать результат собственной учебной деятельности.

К: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

III. Выявление места и причин затруднения

2-3 мин

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

- Человек не может жить без растений. Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить это.

Предлагаю вам, ребятки Отгадать мои загадки:

В летний солнечный денек золотой расцвел цветок,

На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,

А проснулся — улыбнулся: — Вот пушистый я какой,

Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой!

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

Круглое, румяное -

С дерева достану я,

На тарелку положу:

“Кушай, мамочка”, — скажу

- Как называется наука о растениях?

- На какие царства делят растения учёные? Глядя на картинки, может кто-то догадался?

Выделяют кислород. Приносят съедобные плоды.

Отгадывают.

Одуванчик.

Ива.

Яблоко.

Ботаника.

Узнаем сегодня.

Р: оценивать результат собственной учебной деятельности;

формулировать цель, задачи, с помощью подводящего диалога, использовать речь для регуляции своего действия.

П: учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

5  мин

Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации.

- Какая же будет тема урока?

- Сформулируйте цель.

Многообразие растений.

Познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Р: оценивать результат собственной учебной деятельности;

осознавать и принимать учебную задачу.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.).

V. Реализация построенного проекта

11 мин

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

- Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?

И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

- Вспомним з каких частей состоят все растения?

-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, все эти растения одинаковы?

- А чем же они отличаются друг от друга?

-Хорошо ребята, но помимо того, что вы назвали, они отличаются ещё тем, что относятся к разным группам растений!

- А вот какие это группы, мы узнаем, отгадав загадки.

Есть змеи стометровые, зелёные, лиловые,

Есть бурые, бордовые.

А капитану в море от них большое горе…

Ребята, есть среди вас те, кто видел водоросли?

А где вы их видели?

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ, которой и является окружающая их вода, и могут поглощать их всей своей поверхностью.

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Мягок, а не пух, а зелен, а не трава.

- Ребята вы видели мхи?

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду .Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими!

Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название?

- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?

- Чем они отличаются от других растений?

- Приведите примеры цветковых растений.

- Почему цветы красивы и душисты?

- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Ответы детей.

Из корня, стебля, листа, цветка, плода, семени.

 (1 ребенок указкой на слайде покажет и назовет части у доски)

Нет.

У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки- видоизменённые листья, у других листья, одни растения живут в воде, другие на суше.

Водоросли.

Ответы детей.

В реке, море, аквариуме.

Мох.

Да, на деревьях, крышах домов.

Папоротник.

Хвойные растения.

Ответы детей.

Цветковые растения.

Р: оценивать результат собственной учебной деятельности;

формулировать цель, задачи, с помощью подводящего диалога, использовать речь для регуляции своего действия;

осознавать и принимать учебную задачу.

П: учиться формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунок и др.).

К: доносить свою позицию до других;

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить осознанно высказывание в устной форме.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5-6 мин

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Л: определять общие правила поведения.

К: слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; участвовать в диалоге;  высказывать свою точку зрения.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Л: формировать умения  работы в парах;  ценить и принимать базовые ценности.

Р: формирование умения самооценки; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; оценивать выполнение своего задания.

VIII. Включение в систему знаний и повторений

5 мин

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Варианты ответов детей.

К: формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками; развивать умения кратко излагать свои мысли устно.

П: обобщать полученные знания.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2-3 мин

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Л: формировать чувство самоуважения у учеников.

Р: осуществлять самоконтроль; формирование умения самооценки.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Многообразие растений. (3 класс)

Цель урока: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

- будут уметь различить растения разных групп

- будут знать группы растений и их признаки

Личностные:

- Умение

  • проявлять интерес к содержанию предмета окружающий мир;
  • осознать потребность (актуальность) в изучении темы;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

Метапредметные:

 Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: 

-уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

- Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Ресурсы: Учебник (УМК «Школа России») А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс (изд. «Просвещение» 2012г.)

        

Этапы 
урока

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

-Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас и желаю вам успеха на уроке. И предлагаю вам поприветствовать друг друга.  Но это будет не просто приветствие. Повернитесь к своему соседу по парте и поочередно касаясь одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите такие слова:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Привет! (прикосновение всей ладонью)

Слушают учителя, принимают участие 
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы продолжаем изучать удивительный мир природы и открывать его тайны.

Сегодня на уроке

Мы можем знанья показать.

Заданья будем выполнять.

Вопросы будем задавать.

Начнем с разминки.

Выбирайте вопрос.

Вопросы:

  1. На какие группы делится живая природа?(Живая им неживая)
  2. Какая наука изучает живую природу?(Биология)
  3. Назовите признаки живого организма.(питается, дышит, растет, размножается, развивается)
  4. Что такое экология?( Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой)

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

3).Этап выявления места и причины затруднения.

- Отгадайте загадки (слайд 7)

Вырос в поле

Злой и колкий,

Во все стороны иголки.  (Репей)

Из - под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.  (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  (Ель)

- Что между ними общего? (Относятся к царству растений.)

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют 
и аргументируют свое мнение ориентируются 
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его 
в решении учебной задачи.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;

4).Этап построения проекта выхода из затруднения.

5).Этап реализации построенного проекта.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.

-Назовите тему нашего урока (Многообразие растений)

-Давайте определим цель нашего урока (Познакомиться с многообразием растений, узнать о признаках каждого вида)

- Как  называется наука, которая изучает живую природу? (биология)

- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (бактерии, грибы, растения, животные, люди)

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли» Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)   

- Рассмотрите рисунок на с.71, растения очень разнообразны.

- Сейчас мы прочитаем текст учебника с.72. И найдем ответы на вопросы.

- Как называется наука о растениях? (ботаника)        (слайд 12)

- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.

Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов

Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников.           

Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений.                                                                              

Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов.

Вопросы:

- Где растут водоросли? (в воде)

- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)

- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).

- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)

Определяют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст учебника и по нему отвечают на вопросы учителя.

Выделяют группы растений по прочитанному тексту.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля 
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск 
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" 2 класс

Технологическая карта урока "Комнатные растения. Уход за комнатными растениями" по предмету "Окружающий мир" "  2классПрезентация урока "Комнатные растения" 2 к...

Технологическая карта урока ОМ в 3 классе по теме: "Растения весной. Раннецветущие растения".

Тип урока: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Цель: дать представление о том, как изменяется жизнь растений с приходом весны....

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"...