Технологическая карта "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта "Тундра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152.95 КБ |
![]() | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема:«Тундра»
Цель:формировать представления о природной зоне тундре.
Тип урока: «открытие» новых знаний;
УМК:«Школа России»
Планируемые результаты обучения:
- предметные: обучающиеся будут знать основные признаки природной зоны тундры, географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека.
обучающиеся будут уметь определять зону
- личностные: формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Ресурсы: «Окружающий мир (часть 1) 4 класс, автор: Плешаков А.А. ,наглядный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | ||
Здравствуйте, ребята. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить оценку отлично? Действительно, я хочу пожелать вам, чтобы вы активно работали на уроке и соблюдали дисциплину. Проверим свое рабочее место. На партах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал и карточки, все лишнее уберите со стола. | Приветствуют учителя, садятся за парты. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Приводят в порядок рабочее место. | Личностные: привить интерес к новому виду деятельности; Регулятивные:осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | ||
Учитель: Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? - А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир этой зоны, её климатические условия и занятия людей. Проведем тест. 1. Природная зона арктических пустынь расположена: А) на островах Тихого океана Б) на островах Индийского океана В) на островах Северного Ледовитого океана 2. Территория Арктики: А) плотно заселена людьми Б) не имеет коренного населения В) не пригодна для жизни людей 3. В Арктике для растений и животных: А) суровые условия Б) комфортные условия В) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: А) кедры, березы, черемуха Б) лишайники, мхи, полярные маки В) бузина, орешник, айва 5. Верная схема цепи питания: А) водоросли-рачки-рыбы-гагарки-белый медведь Б) водоросли-рачки-сайки-тюлень В) мхи-кайры-морж-овцебык 6. Большое скопление птиц на скалах называют: А) птичьи базары Б) птичьи рынки В) птичьи гнездования 7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: А) для птиц и животных завозятся корм и рыбы, запрещено движение судов по Северному морскому пути Б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники В) ограничен и отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары 8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? А) температура повысится Б) температура не изменится В) температура понизится 9. Арктический заповедник расположен на: А) Земле Франца Иосифа Б) Северной Земле В) острове Врангеля Ребята,поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте тест. | Ученики отвечают: Зону арктических пустынь Дети записывают ответы на листочках. Дети выполняют взаимопроверку, ставят оценку. | Коммуникативные: вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; Личностные:осознавать собственные достижения; формировать умения работы в парах; ценить и принимать базовые ценности; Предметные:соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; сравнивать объекты природы, делить их на группы. |
III. Выявление места и причины затруднений (4-5 мин.) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | ||
Учитель: Новая природная зона приглашает нас. - Посмотрите на экран. Нам надо разгадать кроссворд, прочитать ключевое слово, и тогда мы узнаем тему сегодняшнего урока. Вопросы: 1.Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика) 2.Птица с необычным клювом. (тупик) 3.Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля) 4.Арктика – царство снега и … (льда) 5.Растение, живущее в толще воды. (водоросли) 6.Вид рыбы, обитающей в северных морях. (сайка) | Дети разгадывают кроссворд.(тундра) | Познавательные: Строить логическую цепь рассуждений; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1 - 2 мин.) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | ||
-Ребята,как вы думаете какая будет тема нашего урока? -Какая будет цель нашего урока? ПЛАН
4. Население тундры 5. экологические проблемы. | формулируют тему и цели урока.. Читают план. | Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. |
V. Реализация построенного проекта (10 – 15 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | ||
-Ребята,отправляемся с вами в путешествие по зоне тундры. Перед вами лежит карта ,найдите зоны в которую мы отправимся. Учитель: Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь? - Почему вы так решили? Докажите. - Покажите на карте. -Молодцы ребята,а теперь прочитайте первый пункт плана,чтобы узнать о климатических условиях тундры мы поиграем в игру верно неверно. На доске вы видите карточки Здесь царство снега и льда (Арктика) Летом температура не поднимается выше 0°(Арктика) Летом температура достигает +5°-10°(Тундра) Почва совсем не образуется (Арктика) Здесь много болот и озер (Тундра) Дуют сильные ветры, бушует пурга (Арктика) Возможны дождь, ветер, пурга (Тундра) Температура опускается до -60°(Арктика) Летом часто бывают заморозки (Тундра) Зимой температура достигает -50°(Тундра) Вам нужно определить какие условия относятся к арктике ,а оставшиеся будут условиями тундры. Посмотрите, какие высказывания оказались на поле – «Тундра». Прочитайте мне. Послушайте рассказ про климатические условия тундры и ответьте на вопросы. Рассказ Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 °С. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Прочитаем следующий пункт плана 2. Растительный мир тундры. - Посмотрите, какие растения вы видите, назовите. - Какие особенности вы видите у них? Какие листья? Какой высоты они? Почему? Учитель: Следующий наш вопрос – какие животные в тундре? Как они приспособились к жизни? - Посмотрите, каких животных вы видите, назовите.
- Посмотрите в учебнике с. 86-87. Каких еще животных вы видите? - Какие особенности вы видите у них? Какого они цвета? Какой у них мех? Почему? - Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова. У животных шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; белая окраска тела. Население тундры - Перед нами следующий вопрос – какое основное занятие населения? - Для этого сначала посмотрим, а кто живет в тундре. - Теперь откройте учебники и прочитайте, чем занимаются люди в тундре с. 90-91. Экологические проблемы. - Как же человек влияет на природу тундры? - Чтобы ответить на данный вопрос, будем работать в группах. Я вам приготовила условные знаки, которые рассказывают нам об экологических проблемах. Вам необходимо в команде обсудить, что это за проблема и подумать, как ее можно решить. Затем один человек из группы выходит и рассказывает. - Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
Все они внесены в красную книгу России. В тундре создан Таймырский заповедник, в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан. Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом. | Дети отвечают: Южнее Дети показывают природную зону на карте Играют в игру.Читают. Слушают рассказ ,отвечают на вопросы. Дети называют: карликовая ива, черника, мхи, карликовая береза, лишайники, морошка. Дети отвечают: маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Дети называют: северный олень, лемминг, песец, полярная сова, гагарка, белая куропатка Дети называют: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, комар, кулик. Дети называют свои варианты. Дети читают, потом рассказывают, дополняют друг друга. 1группа Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. 2группа – На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. 3группа – Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство. | Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Коммуникативные: владеть диалогической формой речи в заданной ситуации; Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; получают информацию из текста учебника, обсуждать её; Личностные: осознавать собственные достижения при изучении темы; ценить и принимать базовые ценности. |
Предварительный просмотр:
Тема урока:Тундра (4 класс)
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- будут уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
- будут знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Личностные:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Ресурсы: Окружающий мир 4 класс. Плешаков А.А. 1ч., видео-фрагмент, наглядный материал.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | - Добрый день, класс! Наш урок начался, проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в путешествие, поэтому я советую вам быть внимательными и активными. | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | -Ребята, вспомним, о какой природной зоне мы беседовали с вами на прошлом уроке? Я предлагаю вам тест по изученной теме, необходимо исправить в нём ошибки. Исправь географические ошибки в тексте: Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). -Молодцы! А сегодня мы познакомимся с новой природной зоной. | Исправляют исходный текст | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравне ние, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
3).Этап выявления места и причины затруднения. | Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник.(Врангеля,) 4. Арктика — это снег и .... (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды.(Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.) (Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.) | Отгадывают кроссворд | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют |
4).Этап построения проекта выхода из затруднения 5).Этап реализации построенного проекта. | — Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.) — Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. — Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.) - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». 2. Просмотр фильма «Тундра» — А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру. (Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя.) Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. — Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.) По этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима (температура до —50 °С), прохладное короткое лето. 3. Работа в группах — А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. (Ученики рассаживаются по группам.) — Ботаники, используя гербарный материал, атлас «От земли до неба», учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы. 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? — Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы. 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска. — Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы. 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. (Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.) | Определяют тему и цель урока Отвечают на вопросы учителя. Слушают рассказ учителя. Выполняют работу в группах | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/09/picture-343.jpg)
Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса
Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...