Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Замшина Ирина Владимировна

Разработка учебного занятия

по окружающему миру в 3 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока ОМ 930 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

по окружающему миру в 3 классе

  1. Тема учебного занятия: Экологическая безопасность
  2. Тип: открытие нового знания
  3. Цель: Формирование  представления у  обучающихся  знаний   об  экологической  безопасности  как одной  из  видов безопасности  человека.
  4. Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний,  организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.
  5. Прогнозируемые результаты:

Предметные: 

 в конце занятия обучающиеся знают:

  • что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;
  • как попадают  в организм вредные вещества из окружающей среды;
  • некоторые способы защиты от вредных веществ;
  • термины: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

  • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • нравственно оценивают усвоенное содержание занятия; 
  1. Учебник: Плешаков  А. А. «Окружающий мир» 3 класс.
  2. УМК: Школа России.
  3. Материал к занятию:
  1. Демонстрационный:  презентация к уроку,  ролик о загрязнении водоёмов,  бытовой фильтр,  воронка,  банка с водой,  пустая банка,  марля,  вата,  активированный уголь,  измельчённый мел.
  2. Карточки для пробного действия:

        

3)Карточки для самостоятельной работы:

 

  1. Памятки:

  1. Как защититься от загрязненного воздуха.

  • Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
  • Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
  • Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
  • Попроси взрослых не курить в квартире.
  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
  • Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

  1.  Как защититься от загрязненной воды.

  • Нельзя купаться возле промышленных стоков.
  • Пей только кипяченую воду.
  • Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

Ход занятия:

Этап

занятия

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Л – личностные

П – познавательные

Р – регулятивные

К - коммуникативные

1. Мотивация

 к учебной деятельности.

Подготовить учащихся к деятельности на    личностном  уровне.

Приветствует

Учащихся;

 Создаёт условия

для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.

 Ведёт подводящий диалог;

(Слайд 1)

-Урок окружающего мира.

(Слайд 2)

Сейчас посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом слове.  ( безопасность)

- Дайте определение  слову.

- Как называется тема раздела, которую вы изучаете на уроках окр. мира?

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

Верно, сегодня  у вас будет возможность открыть новое знание по этой большой теме. Трудностей не боитесь?

 Тогда  начнём нашу деятельность.

Приветствуют учителя;

Включаются в учебную деятельность

 Участвуют в диалоге;

- Знакомы.

- Это защита от опасности.

- Наша безопасность.

- Будем узнавать что-то новое.

-Нет.

К - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении ;

Л -  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Р – волевая саморегуляция;

2.Актуализация

знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Готовность мышления и осознание потребности

 к построению нового

способа действия.

-Для начала повторим, что вы уже знаете по  разделу

«Наша безопасность». Расскажите, в каких случаях  человеку грозит опасность?

( на слайде – схема)

- Молодцы, всё верно рассказали. У нас получилась такая схема.

Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях.

А  мы сегодня, должны  открыть новые знания, – узнать – от какой ещё опасности   надо защищать себя  всем жителям  нашей планеты.

А как называется наука о нашем общем для всех людей доме – планете «Земля»?

-Правильно, ребята. В переводе с греческого «экос»- дом, «логос» - наука.

- Сформулируйте тему  урока.

- Я вам немного подсказала, что тема нашего урока связана со словом экология.

Образуйте от  слова экология прилагательное, свяжите его со словом безопасность и назовите тему урока.

- Правильно, ребята, а  что такое «экологическая безопасность»?

- Посмотрите, сколько у вас мнений. Кто же прав?

 - Где мы можем проверить, правильно ли думаем?

 - Откройте   учебник на с. 30 и найдите определение термина «Экологическая безопасность».

2. Организует работу в парах над выполнением пробного действия.

- В определении звучит -   ...защита от вредного воздействия окружающей среды…»   У вас на карточках жёлтого цвета  -  схема.

Только пункты схемы пусты.

Я предлагаю сейчас поработать в парах - вместе подумать и попробовать  записать -

откуда из окружающей нас среды попадают к нам в организм вредные вещества.

(карточки для пробного действия)

- При пожаре, аварии на дороге,  взрыве  газа,  при ударе молнии. Могут укусить дикие животные.

Человек может отравиться ядовитыми растениями и грибами.

- Экология.

Формулируют тему.

- Экологическая безопасность.

Высказывают мнения

- В учебнике.

Читают определение в учебнике

Работают в парах, пытаясь заполнить схему.

П - умение извлекать информацию из схемы

К - учебное

сотрудничество;

участвовать в работе  пары, группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

П – подведение под понятие

Р – выполнение пробного учебного действия;

3. Выявление места и причины затруднения

 Выявление  и фиксация

 места и причины

 затруднения.

 

- Ребята, что у вас получилось?

Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества?

( проверяет фронтально)

- Поднимите руки те, кто уверен в правильности выполнения задания.

- А кто не уверен?

 

- Почему не уверены?

Высказывают мнения

Несколько человек поднимают руки.

-Ещё не учили.

П -  постановка и

формулирование  

проблемы;

Р – фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка цели

учебной деятельности,

выбор способа и средств её реализации.

- Значит, какая  будет цель урока?

( Что должны узнать?)

- Узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды и как от них защититься.

Р -  целеполагание;

5.Реализация построенного проекта.

Построение и

фиксация нового знания

Организует

 деятельность детей.

- Давайте будем разбираться вместе.

1.- О чем вам говорят эти иллюстрации?

(Почему на верхней фотографии дети закрыли ладонями нос и рот?)

- Чем ещё человек загрязняет воздух?

Обобщает ответы детей

- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же, очень много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

Правильно, ребята. У вас на партах есть памятки

 ( карточка   розового  цвета)

Прочитаем эти правила и запомним.

2. Посмотрите внимательно на экран.  (Ролик о загрязнении водоёмов)

- О чём этот ролик?

Обобщает ответы детей.

 - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний.

В крупных городах  уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день. И тогда воду из крана очищают.

3. Практическая работа

- Кто из вас умеет очищать  воду? (вызывает 1 ученика)

- У меня на столе есть различные предметы.

 Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно  

очистил воду. Можно ещё так:

4. Проводит опыт

1)  Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля.

2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку.

3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода.

5. Жизненный опыт

- Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода?

6.  Знакомство  с устройством бытового фильтра.

- Есть ещё такое устройство, называется бытовой фильтр.

Его можно купить в магазине и очищать с его помощью воду.

 Состоит из резервуара, крышки, картриджа.

- Я сегодня вам его принесла

Запомните, из чего он состоит. Пользоваться им очень просто (показ)

7. Знакомство с определением  «Цепь загрязнения»

- Мы с вами много говорили о том, как очищать воду.

  Сейчас понаблюдаем, к чему может привести загрязнение воды.

 На слайде появляется схема цепи загрязнения.

- К чему привело загрязнение воды?

-Ребята, у нас получилась цепь. Вы знаете  цепь питания. А это что – за  цепь?

- Прочитаем информацию в учебнике на стр. 29 – 1-й абзац.

- Что узнали из учебника?

-Итак, ребята, мы с вами узнали новый термин – цепь загрязнения.  

- Как должен поступать человек, чтобы не заболеть?

-  Я хочу обратить ваше внимание на памятки    зеленого   цвета, о том, как защититься от загрязнённой  воды.

Физминутка.

- Вернёмся к схеме, над которой работали в начале урока. Откуда из окружающей среды попадают к нам в организм вредные вещества?

 - Проверим правильность своих выводов в учебнике на стр. 30.

- что можете сказать?

Посмотрите на экран.

- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.

- О загрязнении воздуха

- Вредно вдыхать такой воздух

- Сажать деревья, не курить и не стоять рядом с курящими людьми, не стоять возле машин с включенным двигателем.

Читают памятки

(вслух - 1 ученик)

Просмотр ролика.

Высказывают мнения.

Ученик проводит опыт

Высказывают свои мнения

- Можно профильтровать воду через ткань, например платок, а потом прокипятить.

Высказывают мнения

- Цепь (звенья цепи)

- К болезни человека

 - Цепь загрязнения.

Высказывают мнения

 - Из воздуха, воды, продуктов питания.

- Мы также думали.

П -  анализ, синтез, обобщение, аналогия;

К -  инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и  

учителем;

Р – познавательная инициатива;

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

П - извлечение из текста учебника необходимой информации

6.Первичное

закрепление во внешней речи

Применение

нового знания в типовых заданиях.                                                

Организует закрепление материала.

-Теперь нам надо потренироваться его применять.

Я приготовила для каждого ряда  задания. ( На доске)

1. Продолжи цепь загрязнения:

Автомобиль - ………..- ………-  человек.

2. Устройство бытового фильтра.  Вам надо убрать лишние слова.

( рычаг, крышка, термометр, резервуар, картридж)

Цепь загрязнения:

Автомобиль- выхлопные газы – воздух – человек.

 Оставить: Резервуар, крышка, картридж.

К - учебное

сотрудничество;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

6.Самостоятельная

работа

с самопроверкой

по эталону

Самопроверка

умения применять

новое знание в типовых условиях

- Вы работали в группах. Теперь поработаете самостоятельно. У вас на партах карточки. Ваша задача – соединить правильно стрелками термин с его определением.

Проверка: (по образцу на слайде)

- Проверьте выполненное задание по образцу на экране и оцените свою работу. Если всё правильно выполнено так, как на образце, можете поставить себе отметку «5».

Если допустили ошибки,  дома обязательно повторите эти определения в учебнике.

Выполняют самостоятельную работу, затем сверяют по образцу на слайде и оценивают работу.

П – умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

П - умение структурировать знания

Р – самоконтроль, коррекция, самооценка;

7.Рефлексия

деятельности

Соотнесение

цели урока и его

результатов, самооценка работы на уроке,

осознание метода построения нового знания.

- Вспомним цель урока. Достигли мы цели?

- Я рада, что вы хорошо поработали и достигли цели урока, сумели преодолеть трудности.

Инструктаж по домашнему заданию.

 - Мы с вами исследовали и сделали вывод о том ,как в организм попадают вредные вещества из воздуха, воды .

Я вам раздала памятки, запомните их.

Дома проведёте небольшую исследовательскую работу – узнаете из учебника, дополнительной литературы, от взрослых о том, как попадают к нам в организм вредные вещества из продуктов питания и составите свою памятку.

Формулируют конечный результат своей работы, высказывают свои впечатления о занятии

П - обобщение

К – выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;

Р – самооценка

Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции;

 Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Разработка урока по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыни". Тип урока - комбинированный. Цель урока: сформировать у учащихся представлние о природной зоне пустынь, познакомить с географическим пол...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

разработка урока по окружающему миру ,4 класс

урок по учебнику А. А. Плешакова.,разрешает рассмотреть сезонные особенности климата, показывать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов,рассмотрет...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...