Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карпенкова Наталья Владимировна

Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с маленькой наполняемостью классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЯЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Технологическая карта открытого урока

окружающего мира

Учитель: Карпенкова

Наталья Владимировна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Добрые дети - дому венец»

Цели урока: познакомить с традициями воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков; инициирование поисково-исследовательской работы в стремлении узнать значение имени, которое носит, жизнь и деятельность знаменитого соотечественника - своего тёзки.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений. 

Регулятивные УУД: умения выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Личностные УУД: умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 

Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умения адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник  «Окружающий мир»: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; рабочая тетрадь; презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока.

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Мотивация к деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

- Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник, рабочая тетрадь, пенал и цветные карандаши. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: организовывать рабочее место. 

Личностные: осознание мотивов учебной деятельности.

Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Какое задание было задано на дом?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, какое значение и происхождение имеют ваши имена.

- А теперь расскажите о человеке, который носит такое же имя, как и вы. Почему вы решили рассказать именно о нем?

- Оцените свой ответ по пятибалльной шкале в листах самооценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о своем имени.

Оценивают свои знания.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: самооценка.

Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

- Ребята, мы с вами уже познакомились с традициями бракосочетания нашего народа, рассмотрели обряды, связанные с рождением ребенка в семье. Вы сами смастерили вот таких кукол-младенчиков и выбрали им имена.

- Как вы назвали своих кукол? Почему?

- Как вы думаете, что же происходило дальше в семье после рождения ребенка?

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какие задачи мы поставим?

Высказывают предположения, формулируют тему и задачи урока.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать.

Регулятивные: прогнозирование, целеполагание

Совместное открытие знаний.

- Прочитайте тему урока на слайде. (Слайд 1)

- Тема нашего урока представлена в виде пословицы. Попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

- Что значит «добрые дети»?

- От какого слова образовано слово «добрые»? Давайте посмотрим в словаре Ожегова. (Слайд 2)   

 - Как вы думаете, почему дети сравниваются с венцом? Выскажите свои предположения.

На Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей. 

      Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор. В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым. Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания.  Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты. 

      Когда дети были маленькие, родители оберегали их, смотрели, чтобы тепло и сытно было им. Подросли детки, и родители стали готовить их к взрослой жизни. От того, как научатся дети вести хозяйство, зависела их дальнейшая жизнь. (Слайды 3 – 5)

- Вы уже в таком возрасте, когда родители готовят вас к труду. Как это происходит?

-Что вы делаете по дому? Как вы готовитесь ко взрослой жизни?

- Отличается ли работа мальчиков и девочек?

- Раньше в крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному. Как вы думаете, почему?

- Откройте учебник на странице 40. Сейчас вы поработаете индивидуально: договоритесь, кто из вас будет читать текст «Дочки-матери», а кто – текст «Тот хорош, кто на дело гож»

В паре  перескажите друг другу свой текст.

- Как вы понимаете слова: «Жизнь щедро наградит их, когда они подрастут? (Слайд 6)

- Объясните смысл пословицы: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Слайд 6)

- Посмотрите на слайд. Подумайте и расскажите, как вы себе представляете этих детей? (Слайд 7)

- Оцените свою работу на этом этапе урока в листах самооценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют смысл пословицы.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

Читают текст учебник.

Работают в парах.

Пересказывают текст.

Рассматривают иллюстрации и составляют рассказ.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, работать в паре, уметь договариваться.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя, работать с дополнительными источниками информации..

Регулятивные: прогнозирование, самооценка.

 Физминутка

- А сейчас давайте немного отдохнем. Перед вами игрушки, которые я принесла для вас. Но прежде чем играть этими игрушками, нужно разобраться, какие из них подойдут девочкам, а какие – мальчикам. Разложите игрушки на две части, для девочек и для мальчиков.

- Молодцы, дети. А вот поиграть этими игрушками вы сможете вместе с друзьями на перемене. 

Раскладывают игрушки на две группы.

Самостоят. работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас откройте рабочие тетради на странице 22, давайте выполним упражнение под номером 1. Вы будете работать в паре.

- Что нужно сделать?

- Чем мы будем пользоваться при выполнении задания?

- Приступайте.

- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку по эталону на слайде. (Слайд 8)

- Оцените выполнение самостоятельной работы в листах самооценки.

Выполняют задание в паре в рабочих тетрадях.

Выполняют  взаимопроверку по эталону.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

работать в паре, слушать и слышать друг друга.

Познавательные - письменно формулировать свои мысли.

Регулятивные: взаимопроверка, проверка по эталону, самооценивание.

Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь, прочитайте задание под номером 2.

- Что нам нужно сделать?

- В задании требуется приклеить фотографию своего уголка для игрушек. Но мы с вами станем ненадолго художниками и нарисуем уголок для своих игрушек.

- Что ещё нам нужно сделать в этом задании?

- Приступайте к выполнению задания.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Оцените свою работу в листах самооценки.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Личностные: интерес к способам решения учебной задачи;

Регулятивные: контролировать и оценивать процесс своей деятельности

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Рефлексия

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Назовите тему урока. Какие задачи мы перед собой ставили?

- Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним.

- Как с давних пор устроен уголок у девочек?

- Чему мальчик учился в старину, чему учится сейчас?

- Какие были затруднения? Что особенно запомнилось на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите условный знак. Прокомментируйте ваш выбор.

- Как менялось ваше настроение в течение урока? Почему?

 Оцените свою  работу на уроке в листах самооценки

Комментирование оценок за урок.

Отвечают на вопросы.

Анализируют проделанную работу.

Делают выводы.

Оценивают работу на уроке.

Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного, анализировать проделанную  работу.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Учебник:  с.40 – 41 – читать, вопросы для самопроверки и вывод на с.43. (Слайд 9)

- Спасибо за урок! (Слайд 10)

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Толковый словарь Ожегова ДОБРЫЙ 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший, отличный. 6. Безукоризненный, честный.

Слайд 3

В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым На Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей. Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор.

Слайд 4

Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания. Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты.

Слайд 5

Подросли детки, и родители стали готовить их к взрослой жизни. От того, как научатся дети вести хозяйство, зависела их дальнейшая жизнь. Крестьянские дети умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Когда дети были маленькие, родители оберегали их, смотрели, чтобы тепло и сытно было им.

Слайд 6

Объясните значение высказываний «Жизнь щедро наградит их, когда они подрастут» «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»

Слайд 7

Рассмотрите картины. Опишите детей, изображённых на них

Слайд 8

Эталон для самопроверки 1. С помощью текста на с 40-41 учебника запишите, чему в старину учились девочки и мальчики, готовясь к взрослой жизни. Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать. Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.

Слайд 9

Домашнее задание: Учебник: с.40 – 41 – читать, вопросы для самопроверки и вывод на с.43.

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс

Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...

2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ

На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...