Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Добрые дети - дому венец" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Данная разработка урока сопровождается презентацией, разработана по учебнику А.А.Плешакова (УМК "Перспектива"). Урок получился динамичным, особенно рекомендую учителям сельских школ с маленькой наполняемостью классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_otkrytogo_uroka.doc | 65.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_okruzhayushchego_mira_quotdobrye_deti-domu_venetsquot.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛЯЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Технологическая карта открытого урока
окружающего мира
Учитель: Карпенкова
Наталья Владимировна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Добрые дети - дому венец»
Цели урока: познакомить с традициями воспитания девочки и мальчика, определяющими их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков; инициирование поисково-исследовательской работы в стремлении узнать значение имени, которое носит, жизнь и деятельность знаменитого соотечественника - своего тёзки.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные УУД: умения выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Личностные УУД: умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умения адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; рабочая тетрадь; презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Мотивация к деятельности | Начинается урок, – Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного. - Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник, рабочая тетрадь, пенал и цветные карандаши. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: организовывать рабочее место. Личностные: осознание мотивов учебной деятельности. |
Актуализация знаний | - Ребята, вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - Какое задание было задано на дом? - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, какое значение и происхождение имеют ваши имена. - А теперь расскажите о человеке, который носит такое же имя, как и вы. Почему вы решили рассказать именно о нем? - Оцените свой ответ по пятибалльной шкале в листах самооценки. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о своем имени. Оценивают свои знания. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: самооценка. |
Выявление затруднений в деятельности и целеполагание | - Ребята, мы с вами уже познакомились с традициями бракосочетания нашего народа, рассмотрели обряды, связанные с рождением ребенка в семье. Вы сами смастерили вот таких кукол-младенчиков и выбрали им имена. - Как вы назвали своих кукол? Почему? - Как вы думаете, что же происходило дальше в семье после рождения ребенка? - О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какие задачи мы поставим? | Высказывают предположения, формулируют тему и задачи урока. | Коммуникативные - уметь слушать и слышать. Регулятивные: прогнозирование, целеполагание |
Совместное открытие знаний. | - Прочитайте тему урока на слайде. (Слайд 1) - Тема нашего урока представлена в виде пословицы. Попробуйте объяснить смысл этой пословицы. - Что значит «добрые дети»? - От какого слова образовано слово «добрые»? Давайте посмотрим в словаре Ожегова. (Слайд 2) - Как вы думаете, почему дети сравниваются с венцом? Выскажите свои предположения. На Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей. Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор. В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым. Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания. Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты. Когда дети были маленькие, родители оберегали их, смотрели, чтобы тепло и сытно было им. Подросли детки, и родители стали готовить их к взрослой жизни. От того, как научатся дети вести хозяйство, зависела их дальнейшая жизнь. (Слайды 3 – 5) - Вы уже в таком возрасте, когда родители готовят вас к труду. Как это происходит? -Что вы делаете по дому? Как вы готовитесь ко взрослой жизни? - Отличается ли работа мальчиков и девочек? - Раньше в крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному. Как вы думаете, почему? - Откройте учебник на странице 40. Сейчас вы поработаете индивидуально: договоритесь, кто из вас будет читать текст «Дочки-матери», а кто – текст «Тот хорош, кто на дело гож» В паре перескажите друг другу свой текст. - Как вы понимаете слова: «Жизнь щедро наградит их, когда они подрастут? (Слайд 6) - Объясните смысл пословицы: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Слайд 6) - Посмотрите на слайд. Подумайте и расскажите, как вы себе представляете этих детей? (Слайд 7) - Оцените свою работу на этом этапе урока в листах самооценки. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют смысл пословицы. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Читают текст учебник. Работают в парах. Пересказывают текст. Рассматривают иллюстрации и составляют рассказ. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, работать в паре, уметь договариваться. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя, работать с дополнительными источниками информации.. Регулятивные: прогнозирование, самооценка. |
Физминутка | - А сейчас давайте немного отдохнем. Перед вами игрушки, которые я принесла для вас. Но прежде чем играть этими игрушками, нужно разобраться, какие из них подойдут девочкам, а какие – мальчикам. Разложите игрушки на две части, для девочек и для мальчиков. - Молодцы, дети. А вот поиграть этими игрушками вы сможете вместе с друзьями на перемене. | Раскладывают игрушки на две группы. | |
Самостоят. работа с самопроверкой по эталону. | - А сейчас откройте рабочие тетради на странице 22, давайте выполним упражнение под номером 1. Вы будете работать в паре. - Что нужно сделать? - Чем мы будем пользоваться при выполнении задания? - Приступайте. - Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку по эталону на слайде. (Слайд 8) - Оцените выполнение самостоятельной работы в листах самооценки. | Выполняют задание в паре в рабочих тетрадях. Выполняют взаимопроверку по эталону. Оценивают свою работу. | Коммуникативные: работать в паре, слушать и слышать друг друга. Познавательные - письменно формулировать свои мысли. Регулятивные: взаимопроверка, проверка по эталону, самооценивание. |
Включение в систему знаний и повторение. | - А теперь, прочитайте задание под номером 2. - Что нам нужно сделать? - В задании требуется приклеить фотографию своего уголка для игрушек. Но мы с вами станем ненадолго художниками и нарисуем уголок для своих игрушек. - Что ещё нам нужно сделать в этом задании? - Приступайте к выполнению задания. - Давайте послушаем, что у вас получилось. - Оцените свою работу в листах самооценки. | Выполняют задание в рабочей тетради. | Личностные: интерес к способам решения учебной задачи; Регулятивные: контролировать и оценивать процесс своей деятельности Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Рефлексия | - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Назовите тему урока. Какие задачи мы перед собой ставили? - Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним. - Как с давних пор устроен уголок у девочек? - Чему мальчик учился в старину, чему учится сейчас? - Какие были затруднения? Что особенно запомнилось на уроке? - С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите условный знак. Прокомментируйте ваш выбор. - Как менялось ваше настроение в течение урока? Почему? Оцените свою работу на уроке в листах самооценки Комментирование оценок за урок. | Отвечают на вопросы. Анализируют проделанную работу. Делают выводы. Оценивают работу на уроке. | Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного, анализировать проделанную работу. |
Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Учебник: с.40 – 41 – читать, вопросы для самопроверки и вывод на с.43. (Слайд 9) - Спасибо за урок! (Слайд 10) | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толковый словарь Ожегова ДОБРЫЙ 1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Дружески близкий, милый. 5. Хороший, отличный. 6. Безукоризненный, честный.
В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым На Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей. Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор.
Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания. Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты.
Подросли детки, и родители стали готовить их к взрослой жизни. От того, как научатся дети вести хозяйство, зависела их дальнейшая жизнь. Крестьянские дети умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Когда дети были маленькие, родители оберегали их, смотрели, чтобы тепло и сытно было им.
Объясните значение высказываний «Жизнь щедро наградит их, когда они подрастут» «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»
Рассмотрите картины. Опишите детей, изображённых на них
Эталон для самопроверки 1. С помощью текста на с 40-41 учебника запишите, чему в старину учились девочки и мальчики, готовясь к взрослой жизни. Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать. Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.
Домашнее задание: Учебник: с.40 – 41 – читать, вопросы для самопроверки и вывод на с.43.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
Предлагаю технологическую карту урока окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".
В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....
Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс
Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...
2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ
На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...