Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Органы чувств человека".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урбанова Елена Петровна

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Органы чувств человека". 3 класс. Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_sluha_3_klass.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предметная область: Окружающий мир 3 класс 

УМК: «Школа России»

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: Органы чувств человека

Цель: Формировать понятие «органы чувств» и показать их значение для организма

Задачи: 

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся. закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах; 

Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.  

УУД:

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека  

  • познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
  • способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– ответственно относиться к собственному здоровью

Регулятивные УУД: 

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

  • проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
  • осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
  • оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:  

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

 Познавательные УУД: 

-         формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

  • формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

использовать словари и другую справочную литературу

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Знать названия органов зрения, обоняния, слуха, вкуса.
  • Работать в паре, с карточкой;
  • Расширять знания об органах чувств.

Личностные: 

формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье;

  • Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 

Метапредметные: 

  •    умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Основные понятия: Органы чувств. Исследование. Восприятие.

Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство

Оборудование урока: Компьютер, экран, проектор, колонки, стол с необходимыми инструментами и материалами для  проведения опытов

Формы урока: фронтальная, самостоятельная, групповая

Приемы деятельности учителя: Постановка проблемных вопросов. Рассказ 

Опрос по изученному материалу: Диалог, обмен мнениями по поводу органов чувств Подведение итогов

№ п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД  

 

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Тихо, тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши ушки на макушке

(массаж ушей)

Глазки зоркие глядят

(поглаживание век)

В путь за новыми открытиями

Приглашают всех ребят!

 Слайд 1

Хоровое проговаривание, внутренний

настрой на урок.

 

Выполняют:

Массаж ушей;

Поглаживание век;

 

Личностные:

самоопределение. Познавательные: Навыки массажа, профилактики заболеваний 

2

Актуализация знаний 

Цель:  

- актуализировать учебные знания и умения,

необходимые для

восприятия нового материала;

 - актуализировать мыслительные операции,

необходимые для

восприятия нового материала

В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего друга»

  • Вы нарисовали замечательные портреты, и я тоже захотела создать

портрет моей знакомой девочки. Вот он. (картина – портрет, где не чётко прорисовано лицо). Слайд 2

  • Что-то не так?
  • Что нужно дорисовать?

На доске учитель вывешивает картинки-

изображения глаз, носа, ушей, рта.

 

-Что общего у этих частей?

  • Можем ли мы их назвать одним словом?

Рассматривают, наблюдают,

сравнивают,

анализируют.

 

- У девочки плохо нарисовано лицо. У неё нет глаз, носа, рта, ушей.

Познавательные

- Сравнивать предметы, объекты. Умение находить общее и различие.

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков.

 Регулятивные:

 - формулировать и определять тему и цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные:  

- формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3

Формулирование

темы и целей урока

 

  • Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
  • Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

 Запись темы появляется на доске

Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке  Слайд 3 

-Познакомимся с ……  

-Узнаем,  для  чего….  

-Научимся …….         

Ответы учеников, где они определяют и формулируют

тему и цель урока с

помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:  

- определять и формулировать

тему и цель урока с

помощью учителя 

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 

 

4

Открытие детьми нового знания.

Цель:

Организовать коммуникативное

взаимодействие для формирования

представлений об

органах чувств, их значении и

функций для

человека.

 

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

  • Кто такие исследователь? Работа со словарём.

 

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Слайд 4

  • Мы тоже можем себя назвать исследователями.
  • Кто же будет предметом нашего исследования?
  • Верно предметом нашего исследования будет человек, его организм

Ведь, глаза, рот, уши, нос- это всё части организма, его органы.

  • Представьте, что мы в научной лаборатории. Я научный руководитель, а вы – помощники. Чтобы нам успешно провести исследование, нужно

соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

 

 

1. Исследование органа зрения.

  • Закройте глаза. Что у меня в руках? (учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос).
  • Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

 

 

 

  • Что же можно увидеть с помощью глаз?

 

  • После проведенного исследования дадим

определение.

 

Может быть вы догадались орган чего?

На доске появляется запись орган зрения рядом с картинкой – изображением глаз. Слайд 6 

- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

 

( Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лежа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метров).

- Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.

 

 Исследователь- тот человек, который что – то исследует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка о правилах работы в группе.  

Слайд 5

  1. Умей

выслушать одноклассника, не перебивай.

  1. Не согласен объясни, почему?
  2. Высказывай свое мнение спокойно, вежливо.
  3. Говори только по делу.
  4. Работайте дружно, помогайте друг другу.

 

 

- Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.

 

Формулируют ВЫВОД: 

Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Глаза – это часть организма, то есть орган.

 

 

(Орган зрения)

 (Проговаривают правила охраны зрения)

- нельзя читать лёжа;

Наклоняться низко при письме; -смотреть близко

телевизор;  

 

Регулятивные:

  • планировать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей

с помощью учителя;

  • вносить необходимые коррективы в

действие после его

завершения на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

  • использовать различные способы

обработки, анализа и представления

информации;  

  • строить монологическую речь в устной форме.

 

 

Коммуникативные:  

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно

договариваться о

правилах поведения общения в группе и следовать им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Ответственно

относиться к

собственному здоровью

Физминутка для глаз  

Слайд 7

2.         Исследование органа слуха.

– приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо произносит какую – либо фразу).

  • Что я сказала? Какой вывод можно сделать?

 

  • Поиграем в игру «Веришь – не веришь»: я скажу на ухо нашим помощникам фразу, а вернувшись в группу, они скажут её вам, и вы в группе должны решить правда это или нет.

(фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках).

-повторите фразу, слушаем ваше мнение.

- уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте определение?

 

Уши – это орган чего? 

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой- изображением ушей. Слайд 8

Выполняют физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

 

- Уши нужны, чтобы слышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уши – это орган слуха.

 

Познавательные:

-использовать различные способы

обработки, анализа и представления

информации;

 

- строить монологическую речь в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: Сравнивать предметы, объекты:

находить общее и различие.

Группировать, классифицировать

предметы, объекты на

основе существенных признаков, по

заданным критериям

Физминутка

(массаж ушных раковин, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

 

 

. 

 

3. Исследование органа обоняния.

Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Помощники, возьмите по стаканчику.

( стаканчики стоят на отдельном столике)  

  • Определите, что внутри, не снимая крышечки. (невозможно)
  • нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знает, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик)

 (Слайд 8)

Опыт № 1. Слайд 9

Оборудование:

4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами:

1) духов, 2) лимона, 3) лука, 4) чеснока.

- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берет стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с известным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

5

Первичное закрепление.

Цель: Выявить характерные особенности

органов чувств

 

Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

 

Умение человека различать запахи получило название обоняние.  

На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой – изображением носа. Слайд 10

 

4. Исследование органа вкуса.

- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.

 Помощники, возьмите их.

(Стаканчики стоят на

отдельном столике)

 

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?

  (Затруднения в ответе) -Нужно провести еще один опыт.

Формулируют вывод

Носовая полость воспринимает особые запахи.

 

 

Исследуют орган вкуса.

 

 

 

Коммуникативные:  Участвовать в коллективном

обсуждении учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт № 2. Слайд 11

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть одного вкуса для всех, например, так и разных вкусов по количеству групп. Например: 1) сладкая, 2) солёная, 3) кислая, 4) минеральная вода с газом.

 

Попробуйте. Что вы ощущаете?

Какой орган помог определить вкус?

(Язык)

Дадим определение этому

органу. (Орган вкуса)

 Слайд 12

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой – изображением рта.

Общий вывод:

  • Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?

 

  • Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Слайд 13

Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус).

 

 

 

 

 

Проведение опыта: Ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это не возможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус.

Дети пробуют жидкость,

называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

 

Язык – орган вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя таблицу, дети

называют органы чувств по

порядку.

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные:

- планировать свои действия в

соответствии с

поставленной задачей

с помощью учителя;

 

 

 

Познавательные:

Сравнивать предметы, объекты:

находить общее и различие,

классифицировать

предметы, объекты на

основе существенных признаков, по

заданным критериям.

 

 

 

 

 

Какое название отсюда следует?)

- Проверим, верный ли вывод мы сделали. Давайте отгадаем загадки об органах чувств.

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык) 2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

 (Органы чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

 

 

 

 

6

Итог урока. Рефлексия

Цель:

- Зафиксировать новое содержание урока;

-Оценить результаты учебной деятельности;

- Согласовать домашнее задание

А когда мы придем кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?  

( Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

- Так кто они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств)

-назовите их

  • Открывается картина с портретом девочки, но уже с нарисованным  улыбающимся лицом. Слайд 14

Продолжи предложение. Слайд 15

  • На уроке я узнал…

_ Было интересно…

  • Меня удивило…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…

Я научился…

  • Мне захотелось…

Рефлексия

 

Высказывания

детей

(Хоровой ответ)

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание, получают

консультацию по его выполнению.

(Подготовить сообщение о любом

по выбору органе чувств)  

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

- проявлять способность к

самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль,

оценивать результаты деятельности,

формировать адекватную самооценку.

Прогнозируемые результаты:

   Предметные:

          В конце урока ученики

•        знают органы чувств;

•        умеют различать, охарактеризовать органы чувств.

•        умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

•       проводить сравнение, группировку, обобщение.

Метапредметные:

•        умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

•        умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

•        умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Здоровье и безопасность. Строение тела человека»

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе  «Здоровье и безопасность. Строение тела человека»...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме " Органы чувств". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств". Программа "Школа урока"....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств" 3 класс

Технологическая карта урока + презентация + раздаточный материал к уроку окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"...