Технологическая карта урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Караваева Жанна Владимировна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_karavaeva_zh.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя:  Караваева Жанна Владимировна

Класс:  3                      Дата:                                   Предмет:  окружающий мир

Место и роль урока в изучаемой теме:  урок изучения нового материала

Цели урока:

           Образовательные:

сформировать представление о свойствах воды; ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды; сформировать устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу.

Развивающие:

.           развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать      самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

               Воспитательные:

             развивать умения работать в  группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать   свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                              

Дидактические средства:

  • для учителя -  презентация, глобус, лабораторные приборы,  наглядный материал.
  • для учащихся   - учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс

 

Название этапа,

цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы

работы

Результат

1.

. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

- - Один из детских поэтов Константин Ибряев сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

- Чему будет посвящен наш урок?

(Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем

новые знания? (Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество

открытий.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

II. Актуализация знаний пробное учебное действие.

Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Организация просмотра видеофрагмента «Мойдодыр»http://onlinemultfilmy.ru/mojdodyr/

- Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить:

Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран

  1. Почему герои мультфильма произносят такие слова: «Вечная слава воде!»

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  1. Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе

*В каких трёх состояниях бывает вода на земле?

*За какое состояние воды отвечал Мойдодыр?

*Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии.

*Какие осадки связаны с жидким состоянием воды?

*Как выглядит вода в твёрдом состоянии?

*Газообразное состояние воды – это что?

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

. Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

3.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. 
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?

Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

- А вам хотелось бы узнать что-то новое о

воде?

- Что бы вы хотели узнать?

- Для чего нам нужно это знать?

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания, только честно.

Прикрепите голубую ,чистую капельку воды если всё знаете, если не все –белую капельку воды.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:формирование границ собственного знания и незнания.

4.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

- Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке.

Так что мы будем исследовать?

А как вы думаете, зачем нам это нужно?

- Чтобы начать исследование, необходимо

составить план исследования

- На какой вопрос должны ответить в

первую очередь?

1. Что такое вода?

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

- Итак, что такое вода? (жидкость).

- Как в любую научную лабораторию, к

нам на экспертизу отдают различные

вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?

– ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от

другого? С помощью чего?

- Эти особенности веществ называют

свойствами.

- Что будет предметом нашего

исследования?

- Какую цель поставим перед собой?

К концу исследования мы должны

узнать: «Является ли жидкость в

сосуде – водой?»

- Тогда какие задачи поставим перед собой?

– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения

Совместно с учителем составляют план исследования воды

Ставят цели:

Узнать, что находится в сосуде

Определяют задачи:

Открыть новые знания.

Фронтальная

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:формирование границ собственного знания и незнания.

5.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

 Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Итак, переходим к следующему пункту

плана – свойства воды.

- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист для записи наших исследований (Приложение 1) Мы начинаем работу нашей лаборатории. Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Работать сообща.
  2. Уметь выслушать друг друга.
  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.
  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Каждый из вас будет в роли лаборанта,

эксперта, исследователя, а я в роли научного руководителя. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта.

Внимание на экран.

1. Класс работает в группах, получает карту для фиксации результатов (Приложение 1) и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Приложение 2)

Опыт 1. Прозрачность.

Опыт 2. Цвет.

Опыт 3. Запах.

Опыт 4. Текучесть.

Опыт 5. Растворитель.

2. Демонстрационный опыт.

Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7. Фильтрование.

Совместно с учителем составляют план действий

Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопрос

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа

Групповая

работа

Познавательные:поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:формирование границ собственного знания и незнания.

6.

 Динамическая пауза

Организует физкультминутку

Физкультминутка (выполняют движения)

Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

7.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать новое содержание урока;

Уточнить и расширить знания учащихся

Подведение результатов.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить?

А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости

со свойствами воды.

Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся?

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

Фронтальная

.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

8.

VII. Диагностика качества усвоения темы.

Цель: установить степень усвоения темы: «Вода и её свойства»

Предлагаю вам викторину «Вода и её свойства»? Вам предстоит выбрать правильный ответ на сервисе LearningAppshttp://LearningApps.org/1343486

Не забудьте проверить

Учащиеся выполняют тест с самопроверкой.

Личностные : оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка

9.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь, так как я научный руководитель нашей лаборатории. Я расскажу вам научные факты о воде.

– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

- Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах.

- Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды

Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

– Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49.

2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела

Проверка

Мы продолжаем разговор о воде.

У нас остался еще один пункт плана о

бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду?

-Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана?

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: От загрязнения воды страдает всё живое. Воду надо беречь.

Фронтальная

Работа в парах

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

10.

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока

Личностные:

Формировать способность обучающихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.