Методическая разработка по окружающему миру.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Рудецкая Анна Николаевна

Мы семьянародов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О Рудецкая Анна

Предмет: Окружающий мир

Класс:1 «А» УМК «Перспектива»

Тема: Москва-столица России. Мы- семья народов России

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создание условий для формирования представления о народах России, о малой и большой родине.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: Родину, Столицу России, и народы проживающие на территории, их национальность, культуру и традиции.  

Понимать: Величие нашей родины, ее размеры, и насколько многонациональна.

Уметь: Самостоятельно показывать на карте России столицу, свою малую родину, различать народы.

Анализ: учебника окружающего мира, заданий, изученных ранее понятий;

Синтез: выполнение тестовых заданий, заполнение журнала, сходства и отличия народов России, работа с картой, со словарем.

Оценка: Составить мнение о величии нашей Родины. Сделать вывод от том насколько важен каждая национальность.

Метапредметные:

Регулятивные

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- прогнозировать, определять предстоящую работу (составлять план, цель);

-Соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные

- представлять информацию в виде ; Бортового журнала, сообщений у доски.

- анализировать текст и делать самостоятельные выводы.

Ориентироваться в учебнике, рабочей тетради.

Коммуникативные

- участвовать в учебном диалоге;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-участвовать в паре.

Личностные

- осознание значимости своей деятельности по изучаемой теме; проявления учеником чувств, эмоций по отношению к теме и заданиям;

- желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него знания по данной теме.

-Уважение к своей родине, к своему народу.

Межпредметные связи: История

Основные понятия: Родина, столица кумыс, религия, сабантуй, Федерация, россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, чувашский, татарский, бурятский, конституция, многонациональность.

Технологии: приём ТРКМ Бортовой журнал

Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, интерактивная доска, карта РФ, учебник Плешаков А. А.  «Окружающий мир », часть 2. Презентация, видео, аудиозапись.

Дополнительный материал:

Дополнительные творческие задания:

Для учащихся: рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» лист с тестом, и бортовым журналом, работа с фигурами народов России, сообщения по теме. Словарь.

Эскиз доски. Мы- семья народов России

 

                                           

                                                                                           

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность Учеников

Методы и приемы работы

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

I. Организационный момент(2 мин)

II. Актуализация знаний (10 мин)

Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

III. Открытие нового знания ( мотивация познавательной деятельности)

(10  мин)

 Цели:

-организовать формулировку темы и постановку цели урока

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке

IV.Закрепление нового материала.  Организация познавательной деятельности.

Цель применить знания навыки и умения.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем дружно отвечать,
О России рассуждать!

Меня зовут Анна Николаевна, Я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь у нас все получиться

 

Сейчас мы вспомним тему прошлого урока, Вы уже знаете, столицу нашего государства? что значит «столица»? Кто может показать на карте России расположение Москвы?

У вас на парте лежат листочки с тестом, ответьте на вопросы пожалуйста, затем мы обсудим с вами ответы. У Вас 2 минуты

Тест

1. Что изображено на гербе нашей страны?

а) Медведь

б) Двуглавый орел(слад 2)

2. Выберите правильное название нашей страны?

а) Киевская Русь

б) Российская Федерация( слайд 3)

3. Наша «малая родина»?

А) Российская Федерация

Б) Санкт-Петербург

Проверяю результаты.

А кто мне скажет, что значит малая Родина?

Это наш город в котором каждый из родился, наша большая родина это страна в которой мы живем-Россия.

А кто-нибудь знает полное имя нашей родины

А кто знает из вас что такое федерация?

  • Слово «федерация» обозначает «объединение», союз».
  • На карте ты можешь прочитать название республик, краёв, областей, округов. Так по-разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация.

Россия очень огромная страна, с большим количеством республик, посмотрите еще раз на карту, вы видите она разноцветная, каждая республика обозначена своим цветом, а каждой республике живут люди разных национальностей.

Даже конституция РФ(ОСНОВНОЙ закон государства) начинается со слов

Россия многонациональная страна.

Сейчас мы с вами посмотрим видео. И попробуем выяснить что же это значит. Слушайте внимательно. Кумыс

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

Очень красивое стихотворение правда? Его автор Владимир Степанов,

О чем говорится в стихотворении, что нас всех объединяет?

Дети- Родина Россия

Ребята как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

Какая цель у нас?

Посмотрите у вас лежит бортовой журнал, напишите, что вы знаете по данной теме, а потом мы вернемся к второму столбику.

Давайте поделимся на группы. И я раздам вам конверты.

Откройте свой учебник на странице 146.

Прочитаем еще раз тему, и рассмотрим первую картинку, кого вы видите?

Девочка и мальчик современной России, девочка примеряет кокошник, а мальчик пояс кушак, это части какого национального костюма? Давайте прочитаем, рядом на картине художника, и рассмотрим ее. Вот как одевались люди на руси.

Сейчас я вам покажу женский национальный наряд.

Мы выясним что у каждого народа свой национальный костюм который принадлежит конкретному народу.

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
Посмотрите как отличаются национальные костюмы народов.

Прочитаем какой народ изображён?

Что мы выяснили?

Посмотрим на картинку которая радом, что вы видите? Что у каждого народа еще может быть национальным?

Правильно еда. Как русские говорят щи да каша пища наша.

А у удмуртов какая?

А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия.

Вы знаете что обозначает это слов? Посмотрите в словаре.

 Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов.

Посмотрите где в учебники у нас изображены буряты?

Посмотрите кто это у нас а оленях едет?

Жители Крайнего севера: это чукчи, ненцы, эскимосы, русские и другие. Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.

 

Как вы думаете что еще есть у каждого народа, свое??

Что мы любим слушать перед сном?

Конечно же сказки читаем

Учитель-медведь Национальная сказка чувашей.

Так же у разных народов свои традиционные праздники, которые передаются из поколения к поколению, Вот урусских такой праздник масленица, пасха, древнейший и самый важный христианский праздник, а вот у татар это сабантуй

Этот праздник, возведенный в ранг государственного в Татарстане и близлежащем к нему Башкортостане, поначалу проходит в деревнях, других малых регионах, а затем завершается большим торжеством в столицах этих двух республик — в Казани и Уфе. Однако Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом, где имеются татарские диаспоры.

Проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы. Показывают на карте столицу. (Один ученик) обозначает кремль.

Дети решают тест.

Сверяют ответы.

Отвечают на вопросы.

Дети:Российская Федерация, заглядывают в словарь.

Дети смотрят видео анализируют. Работа с информацией.

Дети отвечают на заданные вопрос, которые должны привести к открытию нового знания.

 

 

Ответы детей, говорят о теме, анализируют, выстраивают план, и цель.

Работают с учебником, читают анализируют. Работа с информацией, словарем и бортовым журналом.

Смотрят народный костюм.

Мордвы.

Выходят ребята из 1 группы,

Мордовскую пару вешают, читают текст.

Выходят ребята из 2 группы, вешают фигуры удмурты пары)

Выходит 3 группа. (буряты)

Группа 4(чукчи)

Группа5 чуваши

Группа 6 татары.

Беседа

Работа

С картой(иллюстрацией) у доски.

Решают тест, самостоятельная работа.

Работа с ответами теста.

Работа со словарем.

Демонстрация видео, о народах нашей родины.

 

Беседа, рассуждение,

Работа с бортовым журналом.

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Беседа, демонстрация, сравнение.

Демонстрация костюма.

Работа у доски с фигурами, с текстом, и журналом.

Работа у доски с фигурами, с текстом, и журналом

Фронтальная работа.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Индивидуальная работа

Фронтальная индивидуальная форма работы.

Фронтальная индивидуальная форма работы

 Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Фронтальная, индивидуальная работа,

Групповая работа.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;

VII. Домашнее задание

(2 мин)

Цель:

- организовать выполнение д/з.

Мы с вами сделаем следующие выводы:

• Россия – единое многонациональное государство;

• Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

• Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

• В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

• А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

- Какая тема урока была?

- Какое новое знание открыли?

МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ-ТАКИ МЫ ВМЕСТЕ

Слушают инструктаж по выполнению и оформлению.

Отвечают, делаем выводы подводят итоги.

Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.

Работа с журналом, беседа, рассуждение.

Фронтальная индивидуальная.

Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.

 

Медведь стал учителем. Учениками у него были волк, заяц, песец, лисица и куропатка. Учились все хорошо, кроме лисы, которая не делала уроки. Лучше всех училась куропатка.

Однажды медведь задал ученикам уроки. Все пошли домой заниматься. А лиса сказала куропатке: – Пойдем кататься! – И они пошли.

Все сделали уроки и легли спать, а лисы с куропаткой нет и нет – всё катаются.

Когда совсем стемнело, лиса с куропаткой вернулись, Лиса легла спать. А куропатка села заниматься. Наутро медведь проверяет уроки и говорит лисе:

– Почему ты не сделала дома уроки?

– Меня вчера куропатка позчзала кататься!

– Нет, это ты меня позвала, а не я тебя! – сказала куропатка.

– У тебя тоже не сделаны уроки! – сказала лиса.

– Нет, я сделала! – и куропатка показала свою тетрадь.

И медведь написал в тетради куропатки «отлично».,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»   - Посмотри, мой милый друг,   Что находится вокруг?   Небо светло-голубое,   Солнце светит золотое,   Ветер листьями играет,   Ту...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...