Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Почему и зачем?» Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Жарова Элла Олеговна

Конспект урока окружающего мира «Почему и зачем?» Почему нужно чистить зубы и мыть руки? с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_1_klass.docx116.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Базовая образовательная технология

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок 57 (11)

Окружающий мир

Класс

1

Тема

«Почему и зачем?» Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Цель

Привитие навыков здоровьесбережения, развитие гигиенических навыков.

Задачи

Образовательные: познакомить с основными правилами личной гигиены, довести до понимания необходимость гигиенических процедур – чистки зубов и мытья рук, учить приемам чистки зубов и мытья рук.

Развивающие: развивать познавательную активность, силами предмета «Окружающий мир»; способствовать развитию наглядно-действенного мышления, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, воображения.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету, чувство взаимовыручки,

доброжелательности, культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Научатся применять на практике знания о правильном уходе за

     зубами.

  • Осознают необходимость частого и тщательного мытья рук.

Метапредметные:

  • Познавательные: выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
  • Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • Формирование установки на здоровый образ жизни.
  • Формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
  • Формирование умения применять знания в жизненных ситуациях.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, групповая (2 группы).

Межпредметные связи

Окружающий мир – литературное чтение.

Ресурсы:

  • Основные

  • Дополнительные

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 – М.: Просвещение, 2014.

Презентация к уроку, 2 корзины с муляжами овощей и фруктов, раздаточный материал для работы в парах, в группах.

Ход урока

1. Самоопределение.

     - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

     - Возьмитесь за руки и скажите: «У нас все получится!»

2. Актуализация знаний.

    1. Фронтальная беседа.

    - На какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке?

Слайд 1 (вопрос прошлого урока)

    - Почему нужно есть много овощей и фруктов? (в них много витаминов)

    - Что такое витамины? Для чего они нужны нашему организму?

    2. Игра «Найди лишний предмет».

    - Сейчас каждая группа получает по корзине с овощами и фруктами. Первая группа должна

      оставить в корзине только те предметы, которые необходимы для приготовления компота, а

      вторая – те, которые нужны для приготовления борща. Лишние предметы выложите на стол.

    - Из чего люди варят компоты?

    - Из чего варят борщ? (групповая работа, объяснение выбора по группам)

    3. Защита проектов.

    - Посмотрим на ваши работы, которые вы подготовили дома. Откройте рабочие тетради, №4, с.38.

      (Дети демонстрируют фруктовые и овощные салаты, которые готовили дома – рисунки или

      фотографии, рассказывают рецепты).

    - Какие замечательные получились у вас салаты! Так и хочется их съесть!

    - А, что нужно сделать перед тем, как съесть какой-нибудь овощ или фрукт? (помыть его)

    - Но прежде чем взять этот фрукт или овощ, нам что надо сделать сначала? (помыть руки)

    - Когда вы поели фрукты или овощи, например, яблоко или морковку, что остается на зубах?  

      (частички еды, микробы). Что надо сделать после еды? (почистить зубы)

3. Самоопределение к деятельности (выявление места и причины затруднения).

    1. (Входит Айболит.)

    - Ребята, к нам в гости пришел удивительный человек в белом халате. Кто это? (Айболит)

    Айболит:

    - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу послушать и посмотреть, что вы знаете о

      здоровье. Я принес вам письмо, догадайтесь, от кого.

Слайд 2 (Письмо от Мойдодыра)

                                                                 Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо.

                                                                 И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!

                                                                 Всё равно какой водою: кипяченой, ключевою,

                                                                 Из реки или колодца, или просто дождевой.

                                                                 Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.

                                                                 Перед каждою едою, после сна и перед сном.

                                                                 Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,

                                                                 И чернила, и варенье смоет мыло и вода.

                                                                 Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:

                                                                 Мойтесь чаще, мойтесь чище – я грязнуль не выношу!

    - Кто же написал нам это письмо? (Мойдодыр)

    - Почему надо мыть руки и лицо? (ответы детей).

    - К сожалению не все дети выполняют это правило.

(входит девочка, вся измазанная цветным мелом, сценка)

Айболит:

Ах, ты девочка чумазая, где ты руки так измазала? (берёт ладошки девочки)

Чёрные ладошки, на локтях дорожки.

Девочка:

Я на солнышке лежала, руки кверху я держала,

Вот они и загорели.

Айболит:

Ах, ты девочка чумазая, где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный, будто закопченный.

Девочка:

Я на солнышке лежала, носик кверху я держала.

Вот он и загорел.

Айболит:

Ой, ли, так ли? Так ли дело было?

Отмоем всё до капли, ну-ка, дайте мыло.

Мы её ототрём (вытирает мылом и мочалкой девочку)

Девочка:

Вы не трогайте ладошки!

Они не будут белые: они же загорелые.

Айболит:

А ладошки-то отмылись.

Девочка:

Ой мой бедный носик! Он мыла не выносит!

Он не будет белый, он же загорелый!

    - Ребята, вот наша девочка была грязная, а стала чистая!

(Айболит и девочка садятся на места, продолжают работать в группах)

Слайд 3 (беззубый человек)

    - Приятно ли смотреть на это лицо? Почему? (предположения детей)

    - В каком месте возникло затруднение? (люди знают, что надо мыть руки и чистить зубы, но не

      всегда делают это)

    - Почему возникло затруднение?

    - Сформулируйте проблему? Нам надо узнать…, почему надо мыть руки и чистить зубы.

    - Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

(дети формулируют тему урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?)

Слайд 4 (тема «Нужно мыть руки, нужно чистить зубы!»).

    - Проверим себя. Прочтите тему в учебнике на с.56

4. Построение проекта выхода из затруднения.

    - У нас сегодня урок открытия новых знаний.

    - На какие вопросы вы хотите получить ответ?

Слайд 5 (появляются вопросы, образуется план)

                                                                               Почему?

                                                                                                   Надо мыть руки

                                                                               Когда?          

                                                                                                   Надо чистить зубы

                                                                               Как?

                                                                               Пригодятся ли эти знания в жизни?

    - Как вы считаете, какой вопрос самый важный? Почему?    

    - Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность)

    - Какие умения отрабатывали? (умение составлять план)

    - Что нам поможет ответить на все вопросы?  (свой опыт, учебник, учитель, совместная работа)

    - Выберем свое название для команд («Руки», «Зубы»)

5. Совместное открытие нового знания.

    Реализация построенного проекта.

     Работа по учебнику с.56.

    - Какие предметы нужны для чистки зубов, мытья рук? (каждая группа выбирает свои предметы).

    - Почему вы выбрали эти предметы?

      Приклейте на лист нужные вам предметы (групповая работа).

      Обращаемся к плану: 1 пункту плана – ответить на вопрос.

      1 вопрос: Почему?  (каждая группа получает клей и конверт)

      Работа в группах: (обсуждение в группе, почему надо мыть руки и чистить зубы)

     Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

    - Ребята, почему нужно чистить зубы и мыть руки? Выберите, кто от команды пойдет отвечать!

(1 представитель от группы, после обсуждения, выходит и доказывает другой команде,

почему надо чистить зубы или мыть руки)

    Итог работы: на листе приклеивают на руки и зубы «микробы».

(второй группе задаются вопросы по услышанному)

Слайд 6 (музыка и песенка к физкультминутке)

ФИЗУЛЬТМИНУТКА

Слайд 5 (план)

       Обращаемся к плану: 2 пункту плана – ответить на вопрос.

       2 вопрос: Когда?

      Работа в парах: (на пару учеников – 1 лист, выбирают карандаш).

      - Возьмите по 1 карандашу. Кто-то из вас берет синий карандаш, кто-то красный.

      - Договоритесь между собой в паре. Учимся договариваться!

      - Приступайте!

      1 группа: В течение недели отметь знаком «+», когда ты чистишь зубы

(двое работают на одном листе)

Я чищу зубы:

Утром

После обеда

Вечером

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

                                                                                       Мудрые слова: Чистя зубы, помни про себя,

                                                                                                                  Что зубная щетка только для тебя.

      2 группа: В течение недели отметь знаком «+», когда ты моешь руки

(двое работают на одном листе)

Я мою руки:

Перед едой

После посещения туалета

После грязной работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

                                                                                           Мудрые слова: От простой воды и мыла,

                                                                                                                      У микробов тают силы.

      Работа в группах:

      - Обсудите в своей группе, когда надо мыть руки и чистить зубы. Внимательно посмотрите на те

        результаты, что у вас получились в таблице.

      - Попробуйте сформулировать вывод в группе! Выберите 1 человека, который будет отстаивать

        точку зрения группы (выходит 1 ребенок от группы и делает вывод)

      1 группа: надо мыть руки каждый день – перед едой, после посещения туалета, после грязной

                      работы.

      - Какими мудрыми словами вы поделитесь со своим другом?

      2 группа: надо чистить зубы каждый день – желательно 2 раза в день, утром и вечером.

      - Какими мудрыми словами вы поделитесь со своим другом?

      - Контрольный вопрос 2 группе: когда надо мыть руки?

      - Вам в помощь учебник с.56.

      - Что не назвали дети из первой группы?

Слайд 5 (план)

      Обращаемся к плану: 3 пункту плана – ответить на вопрос.

      3 вопрос: Как?

      Работа в группах:

      - По группам составляем памятку для другой команды. Кто-то один записывает, а другие

       проговаривают, что записать. Договоримся: записывать только опорные слова – важные слова.

Слайд 7 (плакаты: «Как правильно чистить зубы», «Как правильно мыть руки»)

(групповая работа)

      - А в этот раз будем отвечать всей группой, причем без слов!?

      - Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

        (1 группа показывает действия, как правильно надо мыть руки, а вторая группа угадывает.

        После угадывания, один ребенок читает памятку по пунктам.)

        (2 группа показывает действия, как правильно чистить зубы, первая группа угадывает.

        Зачитывают памятку.)

       Обращаемся к плану: 4 пункту плана – ответить на вопрос.

       4 вопрос: Пригодятся ли нам эти знания в жизни?

(мнения детей)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

      - А теперь проверим себя по учебнику

        Работа по учебнику, с.56-57.

      - Какое главное правило должны запомнить две команды? (дети читают вывод в учебнике)

        Рабочая тетрадь, с.38

- Откроем рабочие тетради и обе группы выполняют задание: как правильно чистить зубы.          (проверка работы по образцу – по учебнику и по слайду на экране)

      - Кто правильно выполнил задание?

      - Кто допустил ошибки, но самостоятельно их исправил?

      - В чем причина ошибки, как ты думаешь? (индивидуально)

      Самооценка работы (в рабочей тетради).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(на доску прикрепляются два листа с проектами детей – с зубами и руками)

      - Чему мы учились на уроке?

      - Что нового мы узнали?

      - Какая тема урока была?

      - Обратимся к плану.

      - На какие вопросы мы сегодня ответили?

      - На все вопросы плана ответили?

      - Достигли мы цели урока? (К листам приклеиваются картинки с чистыми зубами и руками.)

      - Какие умения отрабатывали? (работать в парах и группах, по тетради и по учебнику, по

        таблице, проверять свой проект и работать по плану)

      - В чем испытали трудности?

      - Над чем еще надо поработать?

      - Как пригодятся эти знания в жизни?

      - Кто сегодня вечером правильно почистит зубы?

      - Сколько раз в день нужно мыть руки?

      - Для чего нужен сегодняшний урок?

      Самооценка деятельности на уроке (в дневнике). 

     

8. Домашнее задание.

Слайд 8 (домашнее задание)

    Обязательное: учебник с.56-57 – повторить;

                              рабочая тетрадь №2, с.39 – конкурс на лучшую упаковку для мыла и зубной пасты

    По выбору:  

  1. Придумать сказку по теме (учебник с.57).  
  2. Придумать загадки о зубах, о руках, зубной пасте и мыле.

Слайд 9 (Спасибо за работу!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру"Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?" 1 класс.Программа"Школа 2100"

Для развития интереса к окружающему миру и познанию самого себя, применения своих знаний на деле важно раскрыть значение витаминов и соблюдения личной гигиены для здоровья организма. Данная работ помо...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Предмет: окружающий мир 1 классФорма  организации урока: урок - исследование  по теме  «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»Тип урока: урок  усвоения  новых знаний...

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по теме : "почему нужно чистить зубы и мыть руки?" Презентация прилагается....

окружающий мир урок по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир". Рассчитан для учащихся 1 класса...

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ. (УМК «Школа России»))

Конспект урока "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"( окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России")...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистит зубы"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно мыть руки и чистить зубы" по программе Школа России. На уроке дети работают в группах и парах, делают выводы, проверяют работу друг дру...