Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с дом. заданиями
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс "Школа России", с дом . заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

«Петропавловская СОШ№1»

 Согласовано                                                                                                              Утверждаю                                                                                                                                                                                                                                                             

 Заместитель директора по НМР                                            Директор МАОУ ПСОШ №1                                                                                            

_________________  В.Ц. Чойбсонова                                                 ________ Б.А.Ринчино                                                                                                       

«___»___________________2018 года                                               «__»__________2018 года      

                                                                                           

                                                         

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

на 2018-2019 учебный год

Ступень обучения: начальное общее образование

Класс: 4 «Г»

Количество часов: всего-68 часов, в неделю-2 часа     Уровень – базовый

Учитель: Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего

Образования,  примерной программы начального  общего образования по окружающему миру,  авторской программы  Плешакова А. А.( Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2014г.)

РАССМОТРЕНО на  МО

Протокол №________от

«___»___________2018г.

Руководитель МО_______

Х..Б. Цынгунова

с. Петропавловка

Пояснительная записка.

         Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); примерной программы начального образования  (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г № 03-1263); учебным планом МАОУ «Петропавловская СОШ №1» Джидинского района Республики Бурятия.

        Курс «Мир вокруг нас» входит в образовательную область «Естествознание».

                                       Общая характеристика предмета

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

     Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

     Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

     Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

      В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018г.

Плешаков А А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018г.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2016г.

Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально - научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение предмета направлено на решение таких задач:

  • Формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • Воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;                                                          
  • Овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • Формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • Систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему краю, Родине;
  • Освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • Существенное воздействие на развитие речи и познавательных процессов

(сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Форма контроля

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

- поиск ошибки;

- выбор ответа;

- продолжение или исправление высказывания.                                                                      

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.                                                            

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;

"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.      

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Ценностные ориентиры

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;                                                                                                                            
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;                                                                  
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;                                                    
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

-объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;                                  
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;                                        
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.

.

Национально-региональный компонент

        В программе учитываются особенности нашего региона. Особенно при прохождении тем о природе нашей страны. Это Красная книга Бурятии – эндемики малой родины. Озеро Байкал изучается не только как мировое наследие, но и часть нашего региона. Влияние озера на климат республики по сравнению с соседним Забайкальским краем. При прохождении темы об истории России включаются темы о присоединении Бурятии к России, о казаках-первопроходцах на основе готовых исследовательских  работ детей. Вместе с этим предполагается знакомство с родным краем-Джидой. Эта работа предполагает большую внеурочную работу – экскурсии к памятнику Д.Банзарова с рассказом о его заслугах перед родиной, в Дырестуй – к  стойбищам  древних людей, в Черемушки – к наскальным рисункам, на гору Шулюк с прекрасным видом на окрестности села Петропавловка, участие в экодесанте. Всё это проведется в осенние месяцы, когда минует  угроза нападений клещей.

На каждом уроке окружающего мира есть возможность внедрения национально-регионального компонента в программу.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

 часов

В том числе                                      

______________________ _____         Уроки               Л/р, п/р.д,экск                    

К/работы

1

Земля и человечество

9 часов

         7               Нахожд. созвезд.

                             Сообщения                  

3 (8 поурочных тестов)

2

Природа России

10 часов

8                          Сообщения

 3 (10 поурочных тестов)

3

Родной край – часть большой страны

15 часов

           13                Практ.работа  

                                Рефераты                          

3 (9 поурочных тестов)

4

Страницы всемирной истории

 

5 часов

            14            Рефераты

5 поур. тестов

5

Страницы истории Отечества

20 часов

             17          Рефераты

18 поур.  тестов

6

Современная Россия

9 часов

8

5 поур. тестов

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

  Тема разделов и тем

Дата

Содержание  уроков

Виды и формы контроля

Дом. зада- ние

Земля и человечество.

9 ч

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Сент.

3

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения  

С.1-8

р/т –с.6-7

2

Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи. Времени года.

6

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения

Тест № 1

С. 9-15

р/т  - с. 10-11

3

Звездное небо. Великая книга природы.

10

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком

С. 16-21

р/т – с.11-13

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

13

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком

С. 22- 28

р/т- с. 14-16

5

Мир глазами историка.

17

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села)

С. 29-35

р/т. – с. 18

6

Когда и где? История-путешествие в глубь времен.

20

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

Провероч-ная работа № 2

С. 36-40

р/т.- с.19-20

7

Мир глазами эколога.

24

Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь

С. 41-47

р/т – с.22

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

27

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения

С.48-53

р/т. – 24-25

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Окт

1

Тест № 3

С.54-56

р/т. – с.27-28

Природа России.

10 ч

10.

Равнины и горы России

4

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения.

Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были»

С.58-65

р/т- с.32-33

11.

Моря, озера и реки России

8

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока

Тест № 4

С.66-70

р/т – с. 34-35

12

Природные зоны России

11

Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

Находить на карте природных зон области высотной поясности

С.71-75

С.38

13.

Зона арктических пустынь

15

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.

Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения

С. 76-83

р/т. С. – 40-41

14.

Тундра.

18

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.

Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Изготавливать макет участка тундры.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения

С. 84-94

р/т. – с.44-45

15.

Леса России

22

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения

Тест № 5

С.95-102

р/т. С. 48-49

16.

Лес и человек.

25

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне».

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения.

Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка.

Характеризовать лесные зоны по плану

С. 103- 109

р/т. С. 51-52

17.

Зона степей

29

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках

С. 110-117

р/т.- с. 55-56

18

Пустыни.

Нояб1

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги.

Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.

Изготавливать макет участка пустынь

Провероч-ная работа № 6

С.118-125

р/т. С. 58-59

19.

У Чёрного моря.

12

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий  г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».

Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Работать с терминологическим словариком

С.126-134

р/т. С.62-63

Родной край- часть большой страны

15 ч

20

Наш край.

15

Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложенному плану

С.136-138

р/т.- с. 65-66

21.

Поверхность нашего края.

19

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края.

Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения

Тест № 7

С. 139-144

р/т.-С.67

22.

Водные богатства нашего края.

22

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе)

С. 145-148

р/т. – С. 68-69

23.

Наши подземные богатства.

26

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых

С. 149-159

р/т.  С.72-73

24.

Земля-кормилица.

29

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе

С.160-163

р/т. -74-75

25.

Жизнь леса.

Дек.

3

Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

Тест № 8 (проверка д/з)

С.164- 169

р/т. – с. 76-77

26.

Жизнь луга

6

Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество по плану.

Сравнивать природные особенности леса и луга.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Составлять памятку «Как вести себя на лугу».

Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

С. 170-177

р/т. – с. 80-81

27.

Жизнь пресного водоема.

10

Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

С. 178-186

р/т. – с. 84-85

28

Экскурсии в природные сообщества родного края

13

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

Реферат

«Леса Бурятии»

29

Экскурсии в природные сообщества родного края

17

Реферат

«Реки и озёра нашего края»

30

Экскурсии в природные сообщества родного края

20

Реферат

«Красная книга Бурятии»

31.

Растениеводство в нашем крае.

24

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона)

Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений

С. 187-194

р/т. – 87- 88.

32.

Животноводство в нашем крае.

27

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).

Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными

С.195-203

р/т. – с. 90-91.

33

Обобщение по теме: игра

 «Я знаю родной край»

Янв.

14

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Контроль-ный тест

№ 9

Рефераты  по отраслям животно-

водства

34

Обобщение по теме: игра

 «Я знаю родной край»

17

 с. 214-218

С.93-96

Страницы всемирной истории

5 ч

35.

Начало истории человечества.

21

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона

С.4-7

р/т.  С.3-4

36.

Мир древности: далекий и близкий.

24

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

С.5-6

р/т.  С-6

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

28

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья.

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов

С.  15-21

р/т.  С.7-8

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

31

Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время

С.22-27

р/т. С. 9-10

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Февр

4

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать о об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

С. 28-32

р/т. С. 11

Страницы истории Отечества

20 ч

40.

Жизнь древних славян.

7

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище

С.34-39

р/т – с.14

41

Во времена древней Руси.

14

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси.

Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

С.40-45

р/т. С15-16

42

Страна городов

18

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника

С.46-54

р/т. с.18

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

21

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

С.55-58

р/т. С19

44.

Трудные времена на Русской земле.

25

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей.

Выказывать своё отношение к личности Александра Невского

С.59-64

р/т с. 21-22

45.

Русь расправляет крылья.

28

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

С.65-69

р/т. С 23

46

Куликовская битва

Март

4

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

С. 70- 74

р/т. С 25-26

47

Иван Третий

7

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство

С. 75-81

р/т.  С 27-28

48.

Мастера печатных дел

11

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века

С.82-86

р/т с 29

49.

Патриоты России

14

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения

С.87- 91

р/т с  30-31

50

Петр Великий

18

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой

 нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Выказывать своё отношение к личности Петра Великого 

С.92-100

р/т. С 32- 33.

51.

М.В. Ломоносов

21

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова

С.101-104

р/т. С 36-37

52

Екатерина Великая

Апр.

1

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.

Описывать достопримечательности Петербурга.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке

С. 105-111

р/т. – с 38-39

53

Отечественная война 1812 года

4

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе

С. 112-119

р/т. С .40-42

54

Страницы истории 19 века

8

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе

С. 122-126

р/т  с. 43.

55

Россия вступает в 20 век

11

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век

С.127-133

р/т. С. 47

56

Страницы истории 20-30 годов

15

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

С. 136-139

р/т. С. 48

57

Великая война и великая победа.

18

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

С 140-141

р/т. С 50-51

58

Великая война и великая победа.

22

С.144-146

Бессмерт ный полк- подготовка к акции

59.

Страна, открывшая путь в космос.

25

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.

Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе

С.147- 152

р/т. С.53

Современная Россия

9 ч

60

Основной закон России и права человека

29

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе

С.156-163

р/т.  С. 59,60.

61

Мы – граждане России

Май

2

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры)

С.164- 167

р/т.  С 60-61

62

Славные символы России

6

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего класса, семьи

С. 168-174

р/т. С 63-64

63

Такие разные праздники.

13

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей

С. 175-179

р/т.  с.  65.

64

Путешествие по России

16

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

С. 180- 185

  Сообщение о городах Бурятии

65

Путешествие по России

20

Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

С.186-195

Сообщ. Ободном из городов России.

66

Путешествие по России

23

Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

С. 196- 203

р/т. С. 66-67.

67

Чему научились в 4 классе

9 мая

Написать итоговую работу

Итоговый тест

№ 10

68

Презентации проектов (по выбору)

27  дек.

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Подгото вить  презента-цию

Итого:

68 ч

10

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.              

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1 Библиотечный фонд

1

Программа «Окружающий мир» А. А. Плешаков

1

2

Для обучающихся:                                                                  Плешаков А. А., Крючкова Е.А. « Окружающий ми»р 4 класс, М.Просвещение, 2018                                  Плешаков А. А. «Окружающий мир». Рабочие тетради ч1-2 4 класс. М. Просвещение, 2018      Волкова Е.В., Данилова Е.В. «ВПР Окружающий мир» . М., «Экзамен» -2018,-82 с.            Тихомирова  Е.М.. «Тесты по «Окружающему  миру» в 2 частях, 4 класс. М. «Экзамен»-2018 – 94 с

                                   Для учителя:                                                              Максимова Т. Н. Окружающий мир: поурочные разработки:4класс                                           Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся образовательных учреждений.- М.Просвещение, 2016

Тихомирова  Е.М.. «Тесты по «Окружающему  миру» в 2 частях, 4 класс. М. «Экзамен»-2018 – 94 с

16

1

1

 

2 Натуральные объекты

Натуральные живые пособия – комнатные растения. Гербарии.                                                 Коллекции горных пород, минералов ,полезных Географические и исторические карты            Глобус.

3 Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Мультимедиа, компьютер, интернет, звуковые колонки, принтер(МФУ)

Приложение

Тест № 1 «Планеты Солнечной системы»

  1. Планеты Солнечной системы изучают:

А) географы

Б) историки

В) астрономы

Г) химики

    2. Вокруг Солнца вращаются:

           А) спутники                в) кометы

Б) планеты        г) звезды

   3. Количество планет Солнечной системы:

А)9        б)11        в)7               г)10

    4. Найди лишнее слово: Марс, Луна, Юпитер, Венера.

    5. Самая большая планета Солнечной системы:

        А) Плутон        в) Земля

        Б) Венера        г) Юпитер

       6. Самая маленькая планета:

        А) Плутон        в) Уран

        Б) Марс        Г) Нептун

      7. Какая планета названа в честь римского бога войны?

Проверочная работа № 2 «Окружающий мир глазами историка»

Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание:

« Для обозначения дат событий используются слова: сто лет- ….. ,а десять веков - …………. . события, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к ……..  эре. О том, что произошло раньше, мы говорим, что это было ………………. . В  истории годы обозначаются с помощью ……. цифр, а века  ………..  цифр. Помощницей при изучении истории служит ………… карта.»

Тест № 3 «Земля и человечество»

  1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называют:

        а/ экология        в/география

        б/ астрономия        г/ история

    2.Условное изображение поверхности Земли называется:

        а/глобус        б/карта

    3.Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

        а/ полярный        б/ умеренный        в/тропический

    4. Мы живем в тепловом поясе:

        а/ полярный        б/ умеренный        в/тропический

    5. Ценные находки старины хранятся:

        а/ в музеях        б/ в архивах

    6 «Лёгкими» нашей планеты называют:

        а/хвойные леса      б/широколиственные леса     в/тропические леса

    7 В 1837 году была проведена 1-я пассажирская дорога в России. Какой это век?

а/ 13 век        б/19 век        в/18 век        г/20 век

    8 Эмблему «Большая панда» имеет:

        а/ Гринпис                      б/Всемирный фонд  дикой природы

    9 Озеро Байкал – это:

а/природное наследие России                 б/культурное наследие Росси

Тест №4  

«Водоёмы России»

  1. Найди лишний географический объект:

а/ Лена, Волга, Байкал, Енисей

б/ Дон, Марс, Енисей, Днепр

в/ Обь, Байкал, Онежское, Каспийское

г/ Каспиийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый

  1. Вставь пропущенное слова, чтобы получилось верное высказывание:

Самая длинная река России – это ….. . Река, впадающая в Каспийское море – это ………. .Самое большое по площади озеро России – это ………………….. . В список Всемирного наследия внесено озеро ………… .

  1. Какие моря к какому океану относятся:

Японское

Балтийское

Лаптевых        Северный Ледовитый

Чукотское

Берингово        Тихий

Карское

Баренцево

Восточно – Сибирское

Черное        Атлантический

Охотское

Тест № 5 «Леса России».

  1. Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта

Береза

Кедровая сосна           Тайга

Липа

Ольха

Сосна        Смешанный лес

Лиственница

Ель

Дуб        широколиственный лес

Клен

  1. Какое дерево является символом России:

а/ель          б/сосна          в/береза       г/рябина

  1. Найди лишний объект:

а/ полярный мак, водоросли, карликовая береза

б/лиственница, сосна. клен.

в/ олень, бурый медведь, лемминг.

г/ рысь, тюлень, куница

4 . Вставь пропущенные слова:

Лесная зона расположена к ……. от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более ……… , чем в тундре. Растительный мир ………… .

 Большую часть зоны занимает ………………….  лес. В лесной зоне редкими животными являются:  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

   

Проверочная работа № 6. «Растения и животные пустыни»

Вставь пропущенные слова:

В пустыни …….. лето. Ветер носит холмы песка, которые называются ……. ….. . Растения пустыни невысокие с ………… корнями. Животные пустыни чаще ведут …………… образ жизни. Забавное животное передвигается прыжками – это …… . Кораблем пустыни зовется ……….. . Кочуют по пустыни стадами в поисках воды и пищи ………… .

Тест № 7 «Поверхность нашего края»

1 Самая распространенная поверхность форма рельефа – это:

    а/равнина                        б/горы

2 Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны:

       а/ балка                   б/холм                     в/овраг

3 Каким цветом на карте обозначены плоскогорья?

а/желтым            б/зеленым              в/светло-коричневым

           4 Горы, созданные людьми, называются:

                   а/холмы                 б/терриконы            в/плоскогорье

            5 Нижняя часть горы, холма – это:

        а/склон                  б/подошва             в/вершина

            6 Есть у оврага, горы и холма:

        а/склон                  б/подошва             в/вершина

  1. Углубление в земле с пологими, поросшими растениями склонами – это:

а/балка                     б/овраг                    озеро

            8 Каким цветом на карте обозначены низменности:

        а/желтым            б/зеленым              в/светло-коричневым

Тест № 8 «Земля – кормилица. Почвы.»

1 Характерными почвами нашего края являются:

   а/черноземы        в/подзолистые почвы

  б/тундровые почвы         г/ серые лесные почвы

2 Черноземные почвы преобладают:

    а/в тундре        в/лесной зоне

    б/в степях        г/пустынях

 3 Плодородие почвы зависит от количества:

   а/песка        в/перегноя

  б/глины        г/солей

4 Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

   а/вода        в/воздух

   б/камни        г/соли

5 Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется :

    а/песок        в/глина

   б/перегной        г/ил

6  В состав почвы входят: 

а/ углекислый газ, известняк, воздух, вода.

б/вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в/ повареная соль, песок, глина, вода, воздух

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

  а/перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

   б/сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты

  в/ проводить снегозадержание, сжать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8.Один см. почвы в природе образуется:

       а/за 100-150 лет        в/5-10 лет

       б/250-300 лет        г/1-2 года

Контрольный тест № 9 по теме «Родной край- часть большой страны»

1 вариант.

№ 1. Подчеркни, о какой почве идет речь:

Очень богата перегноем. Имеет темный или черный цвет. Преобладает в степях.

        а/ черноземная                         б/ подзолистая

№2. Напишите, кто это:

Бройлер  - это …………   .

Крупная белая – это……… .

Белый амур – это ……… .

№ 3. Выберите полевые культуры:

1.капуста        4. рожь

2. пшеница        5. кукуруза

3. тюльпан        6. Крыжовник

№4. Пронумеруйте в порядке смены ярусов снизу вверх:

       Кустарники

      Мхи и лишайники

      Кустарнички и травы

      Деревья

 №5 Верны ли утверждения (да   + , нет -):

  1. Колорадский жук встречается только в штате Колорадо США
  2. Божья коровки – хищные жуки, поедающие тлей.
  3. Ядохимикаты, накапливаясь в растениях, могут попасть в продукты питания человека.
  4. Яблочная плодожорка – это маленький червь.

2 вариант

№ 1. Подчеркни, о какой почве идет речь:

Не очень богата перегноем. Имеет сероватый цвет. Преобладает в тайге и смешанных лесах.

        а/ черноземная                         б/ подзолистая

№2. Напишите, кто это:

Толстолобик   - это …………   .

Тонкорунная  – это……… .

Кемеровская  – это ……… .

№ 3. Выберите овощные культуры:

1.лук                                                    4. гречиха

2. овес            5. кабачок

3. баклажан        6. смородина

№4. Пронумеруйте в порядке смены ярусов сверху вниз:

       Кустарники

      Мхи и лишайники

      Кустарнички и травы

      Деревья

 №5 Верны ли утверждения ( да   + , нет -):

  1. Из каждых 100 видов насекомых 99 приносят человеку вред
  2. Пустельга и канюк – хищные птицы, поедающие грызунов
  3. Одна пара скворцов приносит птенцам столько насекомых, что можно заполнить ими три скворечника.
  4. Жуки- жужелицы портят растения.

Итоговый тест № 10

Что относится к правам гражданина России?

А) Жизнь, свобода и личная неприкосновенность

Б) Защита своей чести и доброго имени

В) Защита отечества

Г) Участие в управлении делами государства

Д) Забота о сохранении природы

Е) Уплата установленных законом налогов

      2. Что относится к обязанностям гражданина России?

             А) Свободный труд и образование

            Б) Исполнение законов государства

             В) Отдых

             Г) Владение имуществом

             Д) Защита отечества

             Е) Забота о сохранении природы

       3. С какого возраста гражданин России имеет право участвовать в управлении делами      государства?

            А) С 16 лет         Б) С 18 лет          В) С 20 лет

        4. Главой нашего государства является:

           А) президент          Б) председатель Правительства      

           В) председатель Государственной думы

        5. Парламент нашей страны называется:

             А) Совет федерации        Б) Государственная дума

             В) Федеральное собрание

         6. В каком порядке сверху вниз расположены цвета российского флага?

             А) Белый, красный, синий           Б) Белый, синий, красный

             В) Красный, синий, белый          Г) Синий, белый, красный

        7. Какой царь ввёл в России трёхцветный флаг?

             А) Иван Грозный        Б) Пётр Первый       В) Александр Второй

        8. Когда отмечается День России?

           А) 12 июня      Б) 22 августа           В) 12 декабря

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по математике 4 класс с дом. заданиями

Рабочая программа по математике 4 класс, УМК "Школа России", прошла внешнюю экспертизу...

Рабочая программа по технологии 4 класс с дом. заданиями

Рабочая программа по технологии,  4 класс "Школа России", с дом . заданиями...

Рабочая программа по ИЗО 4 класс с дом. заданиями

Рабочая программа по ИЗО,  4 класс "Школа России", с дом . заданиями...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс, с дом. заданиями

Рабочая программа по ОРКСЭ,  4 класс, с дом . заданиями...