Разнообразие растений. Мхи, лишайники, папоротники.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Засова Лилиана Демьяновна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Разнообразие растений. Мхи, лишайники, папоротники."

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Окружающий мир.

Тема: Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.

Цель: узнать о строении растений каждой группы; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; классифицировать растения из предложенного списка.

  1. Актуализация знаний.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?  

-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)

-Что означает это слово в переводе? С какого языка?

- На какие царства делят учёные живую природу?

- Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.

     - Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений.     

     - Что бы вы хотели узнать о растениях?

     - Что дают растения животным и человеку?

     - Какие части можно выделить в строении растений?

- Мир растений  велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч  видов растений. Все они объединены в группы.

- Как вы думаете, по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)

- На сколько групп разделили ученые все растения?

- Какие это группы?  

- Какое группа является особой?  Почему?    

- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?

- Значит, не все растения имеют одинаковое строение.

- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть) 

   2. Постановка цели.  

- Какую же цель мы поставим для себя на урок?

   3. Объявление темы урока.

- Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.

    4. Получение новых знаний.

  )Первая группа  - это лишайники.

     - Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?

1 абзац   - Почему же лишайники считают особой группой?

 2 абзац  - Что узнали о строении лишайников?  

 3 абзац   - Где растут лишайники?

 - Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.

4 абзац    - Что интересного узнали?

   - В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается, лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.

1) Вторая группа – это водоросли. 

Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.

-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.

- Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.

Слайд (о водорослях)

Сообщение о ламинарии.   

  Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.

Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники,  в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается  у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.

Из  ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.

Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.

 -Какие части растений есть у водорослей?  

-Какой возникает вопрос?

- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения

     3)Третья группа – мхи.

 - Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.

- Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.

-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды)

- Что у них есть?  Дополнение о размножении спорами.

Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами  впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.

Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.

Посмотрите, как разнообразен мир мхов.

  Слайд   Сообщение о сфагнуме.

Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в  30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.

 4)Ещё одна группа – папоротники.

   Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.

   В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники?  Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.

   У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции.  У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.

    Слайд  Дополнения по названиям:

 Папоротник орляк  (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки»  указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.

Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.

Страусник  сходство листьев с перьями страуса.

Щитовник  с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.

Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.

 5. Самостоятельная работа  В группах, рассмотрев гербарий заполнить таблицу.

- Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?

   6.  Итог урока: (по таблице)

    -С какими группами растений познакомились на уроке?

    -Какую общую особенность заметили у растений этих групп? (у растений    каждой группы отсутствуют какие – либо части)

-Действительно,  все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после  простых начали появляться более  сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.

7. Рефлекия (по шкале)

-Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Материал на уроке был трудный.

- Кому на уроке было интересно и он запомнил  много нового?

- Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?

- Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?

 8. Д/з  На выбор:

               1) прочитать материал в учебнике, подготовить пересказ.

               2)подготовить сообщение об одном из растений изученных групп.

   - Кто бы хотел подготовить сообщение, чтобы найденными фактами  удивить нас?    Где вы можете найти нужный материал?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.

Урок окружающего мира  по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2  класс. Система Занкова....

Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, папоротники.

Урок составлен учителем начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 16: Хузиной Г.Х.Предмет: Окружающий мирКласс: 2классТип урока: Открытие новых знаний...