Главные вкладки

    Человек. Ступеньки познания.
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Киселёва Лариса Николаевна

    Показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx25.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Человек. Ступеньки  познания.

    Цели: показать отличие человека от животного как существа разумного; познакомить с особенностями познания человеком окружающего мира.

    Формируемые УУД.

    Познавательные: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умением устанавливать причинно-следственные связи, строить  логические  рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий творческого характера; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

    Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

    Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

    Я - командир, вы - мой отряд!

    Ум и сердце в работу вложи,

    Каждой секундой в труде дорожи!

    Долгожданный дан звонок -

    Начинается урок!

    Тут затеи и задачи,

    Игры, шутки, все для вас!

    Пожелаем всем удачи -

    За работу, в добрый час!

    II. Проверка д/з.

    1. Фронтальный опрос.

    - Что относится к живой (неживой) природе?

    - Чем отличаются объекты неживой природы от объектов неживой?

    - Сравните по этим признакам камень и кошку.

    - Как называется наука изучающая объекты живой природы?

    - Сколько выделено царств в биологии?

    - К каким царствам живой природы относятся: берёза, тюльпан, подберёзовик, орешник?

    - Найди представителей на картинке. Докажи свою точку зрения.

    - Смогли бы вы прожить без природы? Почему?

    2. Работа в группах. «Раздели по царствам».

    III. Мотивация учебной деятельности.

    1. Кроссворд.

    1. Домовитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой.

     Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком. (Пчела.)

    2. Голубой аэропланчик

    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

    3. Две антенны на макушке,

    А сама сидит в избушке. (Улитка.)

    4. Гладишь – ласкается,

    Дразнишь – кусается. (Собака.)

    5. По горам, по долам

    Ходят шуба да кафтан. (Овца.)

    6. Зеленый поясок

    В траве затерялся. (Ящерица.)

    7. Хвостиком виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука.)

    Ключевое  слово: человек. 

    - Прочитайте полученные слова. Что заметили общего?

    IV. Сообщение темы и целей урока.

    - Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда. Это тема нашего урока. Сегодня мы поговорим о человеке как разумном существе.

    V. Изучение нового материала.

    1. Беседа «Человек - существо разумное».

    - В словаре С. И. Ожегова дается толкование слова «человек».

    Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

    Человек - часть природы, его живого мира, относится к царству людей.

    - Что общего у человека и животных?

    - В чем существенное отличие человека от животного?

    - Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?

    - Отличие человека от других объектов живой природы огромно. Человек – разумное существо.

    Среди животных тоже есть немало сообразительных (обезьяны, дельфины, собаки), но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, заводы, фабрики, дороги.

    - Прочитайте текст на с. 10–11.

    - Назовите предметы, созданные человеком.

    - Где «помещается» разум человека?

    - Есть ли головной мозг у животного?

    - Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.

    Учитель предлагает сесть удобно, расслабиться и послушать музыку. (Звучит спокойная музыка.)

    - Какие картины вы представляли, слушая музыку?

    - Какие чувства вы испытывали в это время?

    - О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром, рассказывает особая наука - психология (от греческих слов «психе» - душа, «логос» - наука).

    - Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек познает мир? Познание начинается с органов чувств.

    - Какие органы чувств вы знаете?

    2. Загадки.

    *Два братца через дорогу живут,

     А друг друга не видят. (Глаза.)

    *Есть всегда он у людей,

    Есть всегда у кораблей. (Нос.)

    *Один говорит,

    Двое глядят,

    Двое слушают. (Язык, глаза, уши.)

    - О каких органах чувств говорится в загадке?

    2. Особенности  познания.

    Игра «По ступенькам познания».

    Восприятие. Выходят два ученика. Первый закрывает глаза. Второй принимает любую позу. Первый открывает на мгновение глаза, запоминает позу. Второй ученик садится на место, а первый воспроизводит увиденное.

    - Восприятие - это первая ступень познания. Сохранить полученную информацию помогает память. Память - это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо достать нужное из памяти.

    Игра «Память».

    Один ученик поворачивается лицом к доске. Несколько учеников становятся в ряд. Первый ученик поворачивается и запоминает последовательность игроков. Затем – снова отворачивается, а игроки меняются местами. Задачи первого игрока – восстановить первоначальный порядок учеников.

    - Но человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает связи, делает выводы. Это называется мышлением. Мышление – третья ступень познания.

    С мышлением связана еще одна способность человека - представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением - это четвертая ступень познания. Без воображения невозможно творчество.

    3. Выполнение  задания  «Подумай» (учебник, с. 14.)

    V. Итог урока.

    1. Загадка.

    На земле он всех сильней,

    Потому что всех умней. (Человек.)

    - Что нового вы узнали о человеке?

    2. Чтение вывода  на с. 15.

    3. Домашнее задание: с. 10–15; задание «Проверь себя».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

    Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

    Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

    На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

    Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

    Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

    Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

    Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

    урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

    Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

    Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

    Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....