Урок окружающего мира в 3 классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Христофорова Светлана Ласловна

Урок по теме: "Образы животных в народном творчестве" "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_28_noyabrya.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир       Тема: «Образы животных в народном творчестве».

Программа: «Перспектива»

  1. Учебник: «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. , 3 класс

  2. Цель урока: познакомить детей со способами изображениями животных в народном творчестве, воспитывать бережное отношение к народным традициям.

 Задачи:

1.Образовательные:

- сформировать представление об образах животных в народном творчестве.

- познакомить с ремёслами, характерные для этой местности.

2. Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах.

- Развивать психические, познавательные процессы (внимание, мышление, воображение)

3. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к народному творчеству

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства любить искусство своего народа, делать правильный нравственный выбор.

              Оборудование урока:

  1. для учителя: учебник, печатная тетрадь, презентация, кроссворд.
  2. для учеников: учебник, печатная тетрадь, раздаточный материал (индивидуален на каждую группу)

Использованная литература и другие источники: текст учебника, рабочая тетрадь.

Действия учителя

Действия ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

У: Входит в класс. Становится возле парты. Приветствует, представление себя, организация детей по группам (парты и сами дети заранее подготовлены к этому).

Правила работы в группе.

I. Ученики приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку.

Правила работы в группе.

I.

Личностные УУД: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращаясь к нему, выражать положительное отношение к процессу познания: появление внимание, удивление, желание больше узнать.

  1. Вводная беседа. Проверка домашнего задания.

-  Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие в старину.

Тест. Проверка.

-Ребята, сегодня мы с вами посетим Ярмарку. 

- Кто может объяснить, что такое Ярмарка?

Да, вы были очень близки к понятию Ярмарка. Вот какое определение этому слову дается в словаре Ожегова: «Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время».

Обязательно раньше ярмарка проводилась в одно и то же время, в одном и том же месте и там не только продавали товар, но и были различные увеселения. 

Д: Анализируют слайд.

Заполняют тест.

Слушают музыку.

На Ярмарку, на праздник.

Д: Это праздник, там много людей, весело. Ярмарки проводились очень давно. На Ярмарке продавали и покупали разный товар. В России проводилось много Ярмарок. Я слышал по Сорочинскую Ярмарку.

II.

Познавательные УУД: Предметные: Высказывать предположения, кратко его обосновывать.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию,

  1. Актуализация знаний.

У: Вы сегодня побудет в роли Мастеров, Народных умельцев с разных уголков России. Но, несмотря на то, что работы у всех будут разные, они будут объединены одной темой. Работать активно должны все команды. Ответ принимается только по руке. Все всё поняли, тогда начнём.

Загадки о животных:

1. Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.  (Конь)

2. Кто  кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него  есть перья - пух!
И зовут его ... !             
(Петух) 

3. По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан.

Домой пригнали –

Урожай сняли:

Ванечке – валенки,

Сестричке – рукавички,

Тятеньке – тулуп,

Маменьке - полушубок.   (Баран)

4. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
  (Медведь)

5. Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная 
(Собака)

 - Что объединяет все эти загадки? (Они о животных).

-На прошлом уроке мы с вами изучали группы животных. Назовите их.

Посмотрите на слайд. Скажите тему урока.

Формулировка темы урока: «Образы животных в народном творчестве».

- Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, где использовали  наши предки образы животных в  своей  жизни?)

 

Учащиеся отгадывают загадки.

Находят общие признаки всех загадок.

Моллюски

Иглокожие

Млекопитающие

Черви

Земноводные

Ракообразные

Паукообразные

Пресмыкающиеся

 Мы закрепим знания по теме животные, познакомимся с продукцией народных мастеров, сами изготовим изделие на Ярмарку.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

IV    Самоопределение к деятельности

В древние времена  первобытные люди стали приручать диких животных, с тех пор животные рядом с людьми. Они не только кормили и одевали людей, но и ещё помогали им в хозяйстве.

Домашние животные - это незаменимые помощники в хозяйстве. Дикие животные - это воплощение силы, выносливости и красоты. Поэтому с давних пор люди стали изображать образы животных в искусстве, в произведениях народного творчества.

Задания по группам

Задание 1.  Работа с учебником с. 91.

- Ребята откройте учебник на странице 91.

-  Прочитайте и скажите, где встречаются образы животных у древних людей (ответы по учебнику) 

- Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солнечными знаками или цветами. Считалось, что это оберег от злых сил

- В русских деревнях до сих пор коньки украшают крыши, верхняя часть которой носит то же название. Иногда на крыше размещают и изображение птицы.

- О птицах напоминают названия некоторых женских головных уборов: «кокошник» (кокош — петух); «кика» (утка)

- Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках, веретёнах), на одежде.

- Каких животных изображали чаще всего на произведениях искусства?

- Лошадь, лев, собака, птицы, олень, медведь.

- Ребята, а почему люди так любили изображать животных?

- Людей всегда поражала жизненная сила и красота животных. Поэтому их образы стали символами лучших человеческих качеств и появились на гербах городов.

Филимоновские игрушки

Рассказы детей и учителя

Дарина Сергей

Изготовление  глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. В Тульской области - это филимоновская по деревне Филимоново. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. Сейчас Филимоновская игрушка всемирно известна.

        Местные глинистые  почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и  стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Мужчины делали горшки, а женщины яркие, нарядные игрушки свистульки.  Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет.

       Работали зимой  в свободное от сельских трудов время.  Приёмы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

     Обжиг был необыкновенно  красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая  раскаленные горшки и игрушки. Для  всех жителей деревни день этот был  торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

После обжига игрушки раскрашивали и ставили на улицу или на солнечное окно .

Игрушки высыхали и их отправляли на ярмарку.

      Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

     Каким узором украшены филимоновские игрушки?

 

     Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

        Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.         

   Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.                 По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

        Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

   По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

        Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.         

        По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Физкультминутка

Богородская игрушка

Рассказы детей и учителя

Никита Света

Одни из них скреплены планочками

Другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри.

Животный орнамент у  народов ханты и манси

Задание 2.

-Какие сказки о животных вы знаете?

Написать, в каких сказках встречаются животные. (2-3 минуты)

- Животные в них наделены чертами характера людей. Соедините слова в  столбиках линиями.

Хитрый, как…                                 волк

Трусливый, как…                            медведь

Мудрый, как…                                 лиса

Злой, как…                                       заяц

Неуклюжий, как…                           сова

Проверка.

Задание 3.

Выполнить групповую работу.

Раскрасить филимоновскую игрушку и приклеить на витрину. Сделайте свою работу аккуратно, выразительно, ярко, так, чтобы её захотелось бы купить.

 

После вы будете представлять свою работу. Работать должен каждый участник группы.

После все свои работы вы будете представлять. И я буду учитывать не только, как вы представили, но и как вы работали, работали ли все.

Закрепление (работа с учебником)

- Какие животные часто всего изображаются в народном творчестве?

-- О каких видах народного творчества нам сегодня рассказали (имена детей)? (богородская игрушка, филимоновская игрушка)

- Посмотрите на странице 93 рубрику « Подумаем!» постараемся ответить на заданные вопросы.

- В каких видах изобразительно – прикладного искусства народов вашего края представлены образы животных? (резьба по дереву, роспись, декоративная живопись, вышивка, витраж, мозаика)

- Какие природные материалы используются для создания этих образов? (глина, дерево…)

слайд

Д: Как животных изображали Народные мастера.

В группах записывают, где встречаются  образы животных у древних людей:

Конь, Олень, медведь, птицы – в народной игрушке

Конь-птица – украшают старинный дом

Олень – головной убор

Львы стерегут ворота домов

Петухи, овечки, коровки, лошадки – пряники

Гербы городов

- Лошадь, лев, собака, птицы, олень, медведь.

Людей всегда поражала жизненная сила и красота животных

Дети рассказывают об истории происхождения филимоновской игрушки

Дети выполняют физкультминутку.

Дети рассказывают об истории происхождения Богородской игрушки

Дети в командах совещаются и записывают названия сказок с животными.

Зачитывают ответы.

Дети в группах выполняют работу: раскрашивают птичку.

Приклеивают на общий лист своих птичек.

резьба по дереву, роспись, декоративная живопись, вышивка, витраж, мозаика

Регулятивные УУД: Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные УУД:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

V.Подведение итогов.

У: Ребята, сегодня мы с вами побывали на ярмарке.

Образы, каких животных чаще всего использовали народные мастера?

 (Рефлексия)

Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

-Что узнали, какое настроение было на уроке?

Оцените свою деятельность (дети берут филимоновскую лошадку зелёного, жёлтого или красного цвета) прикрепляют к рисунку – прилавку.

Подводят итог урока.

 Регулятивные УУД:

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: появление внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные УУД: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

VI.Организационный конец урока.

Домашнее задание

Учебник: стр. 90-93 рубрика «Проверим себя»

Рабочая тетрадь: стр. 65.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД:

Личностные УУД: Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: появление внимание, удивление, желание больше узнать.

 воспринимать речь учителя, непосредственно не обращаясь к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...