Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бабич Татьяна Петровна

Урок по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа в жизни наших предков

Данный урок  способствует формированию у учащихся представления о том, как зависела жизнь предков от природных условий, обеспечивает осмыслению новых слов и понятий «предки», «потомки», «собирательство», «борть», «бортничество»,  содействует  воспитанию в детях культуры речи,  помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Технологическая карта урока  

Учитель  начальных классов Бабич Т.П.

Предмет: окружающий мир

Класс    3

УМК «Гармония», автор Поглазова О. Т.

Тема урока: «Природа в жизни наших предков»

Тип урока: ОНЗ  

Цель: создание условий на уроке  для формирования представлений о том,  как наши предки осваивали природу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять полученные знания в изменённых условиях.

Личностные:

 - создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу,

-формировать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать уважение к старине и к своим предкам;

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить;

-работать в группе с одноклассниками, определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Познавательные:

- создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в  устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

иметь возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- строить понятные для партнёра высказывания.    

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Методы: деятельностный метод обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Цель

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности обучающихся, настрой на работу.

Здравствуйте! Садитесь.

Ребята, у нас сегодня гости, но пусть вас это не пугает.

Вы будете работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

Приветствует обучающихся, настраивает на урок.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка дом.задания

Какой раздел мы начали изучать? (Как жили наши предки)

-Какая наука изучает прошлое? (история)

ТЕСТ

С давних времен люди ощущали себя частью природы, участниками природных событий. Сегодня мы совершим путешествие во времени и вернёмся на много лет назад к нашим предкам.

Давайте с вами вспомним, кто такие предки?

(лексическое значение слова предки).

Предки – это люди, которые жили перед нами.

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

По отношению к предкам мы – потомки.

- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки?  Для чего?

(Чтобы знать историю своей страны, получить новую информацию.

Задаёт вопросы, организует беседу, включает учащихся в работу.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Познавательные УУД

(работа со словарём, анализ)

 

Отвечают на поставленные учителем вопросы

  Послушайте стихотворение, которое подготовила Даша, предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?(слайд)

                    Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

                                                (Н. Кончаловская)

- о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О жизни людей в былые времена.

Какое значение имела природа в жизни наших предков.)

Верно!

Подводит обучающихся  к самостоятельному формулированию темы урока.

Чтение учащимся стихотворения.

Анализ выставки и стихотворения, прогнозирование.

Высказывают предположения

Тема урока: «Природа в жизни наших предков» (слайд)

Выявление места и причины затруднения.

Поиск решения.

- Мы будем говорить о том, как наши предки осваивали природу.

-А можете ли вы сейчас точно ответить на этот вопрос?

 Нет, т.к. не обладаем нужной информацией.

-Какую  цель вы поставите перед собой на данном уроке?

Цель урока: Узнать, какую роль играла природа в жизни наших предков. Сравнить их жизнь с настоящим временем. (слайд)

Задаёт вопросы, для выявления места и причины затруднения.

Высказывают предположения

 Организация познавательной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний.

Цель: организовать  усвоение  учащимися нового материала и способов действий.

Я предлагаю вам посмотреть  картинки на слайде о жизни в старину и определить,  какие промыслы использовали предки для освоения природы.    (слайд)

- Внимательно посмотрите на экран и выберите из данных слов те, которые, по вашему мнению, подходят к теме сегодняшнего урока, исключив лишнее слово.

Промыслы наших предков: собирательство, скотоводство, жизнь, охота и рыболовство, земледелие, бортничество.

(Лишнее слово – жизнь, т.к. это не промысел.)

Сегодня вы будете настоящими учеными, историками и проведете исследование. Итак, давайте заглянем вглубь времён. Для открытия нового знания мы будем работать в группах по заданному плану, научимся составлять мини проект и защищать его.

Организует предметную деятельность с опорой на рисунки.

Озвучивает называния групп.

Анализируют, выбирают нужные слова, исключая лишнее слово.

Открывают названия групп.

Работа с презентацией

Power Point.

Реализация построенного проекта.

 

Самостоятельная работа.

   Постановка познавательной задачи .

- Давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Памятка "Правила работы в группах".

1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Работать должен каждый на общий результат.

У вас на столах находится конверт, в котором вы найдёте: план, текст, картинки и белый круг, на котором вы должны нарисовать эмблему промысла. За 7 минут используя картинки, учебник и тексты-помощники вы должны обсудить  все пункты плана, ответить на вопросы и создать кластер по одному из выбранных направлений, а также нарисовать эмблему данного промысла.  Работа заканчивается по звонку колокольчика.

Если вам что-то непонятно или есть вопросы к учителю – не забывайте про  «Закон поднятой руки».

-Ребята, а что ещё вы должны сделать, прежде чем преступить к групповой работе? (Распределить обязанности)

-Я предлагаю вам на сегодняшний урок следующие роли:

Ролевые функции членов группы.

Организатор – распределяет роли, следит за временем и действиями всех членов группы.

Писарь – записывает решение.

Оформитель – работа с кластером (наклеивание картинок).

Художники-  изготовление эмблемы.

 Спикер – защита решения, ответ от имени группы.

 − Желаю вам успешной работы!

Группа 1

План работы.

Собирательство

План:

  1. Работа с толковым словарём.

 Как вы понимаете смысл слова собирательство?

  1. Определите по картинкам, что могли собирать наши предки?
  2. Работа с текстом.

 Как вы думаете, кто в основном занимался этим промыслом?

 Что помогало существовать этому занятию?

     Как вы считаете, от чего зависел успех данного промысла?

4.  Придумайте эмблему.

Группа 2

Охота и рыболовство

План:

1.Работа с учебником и текстами.

Где люди охотились?                  

 Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

      Что вы можете сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты? (Какое это занятие? Какими должны быть охотники?)

      Как (с помощью какого оружия) охотились на зверей и птиц?

     2.  Используя иллюстрации, назовите, какую рыбу ловили наши предки? С помощью чего?

3.Придумайте эмблемы для охоты и рыболовства.

Группа 3

     

Бортничество

План:

  1. Работа с толковым и энциклопедическим словарём

 Объясните значение слова  борть?

 Объясните, кто такой бортник?

 Как вы понимаете смысл слова бортничество?

  1. Работа с учебником и текстом.

Почему это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости?

     Как использовали добытое?

3. Придумайте эмблему.

Группа 4

Скотоводство

План:

  1.  Работа с текстом.

- Как наши предки стали заниматься скотоводством?

  1.  Отгадайте загадки и скажите, каких животных разводили наши предки?

     3. - Что давало скотоводство людям?

4. Работа с учебником. Подтвердите свои выводы, используя материал учебника.

5.  Придумайте эмблему.

Группа5

Земледелие

План:

  1. Словарная работа. Используя словарь, объясните, что означает слово – земледелие?
  2.  Работа с текстом.

 – Какие территории нужны для занятия земледелием? Почему?

- Что делали люди, если таких территорий было мало?

- Используя текст-помощник,  скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья? 

       3.  Определите по картинкам, что сеяли наши предки и с помощью каких инструментов обрабатывал землю?

4.   Придумайте эмблему.

Инструктаж о последовательности работы и правилах работы в группах.

Демонстрация ученикам дидактического материала.

Знакомит учеников с их ролью.

Организует групповую работу.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий внутри группы.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения)

Физкультминутка

Соблюдение санитарно - гигиенических норм

 К предкам мы отправляемся.

 Все встаем, собираемся.

Нужна нам небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.


Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!


По  лесам быстрей шагаем

И  грибы мы собираем.

Дальше на  лодочке  плывем,

Не отвлекаемся, не отстаем!


К  берегу причалили. Это наш класс.

 Узнаем про занятья предков сейчас.

Предлагает выполнить физкультминутку.

Повторяют движения за ёлочкой.

Защита мини –проектов.

Научить защищать мини – проект.

Представитель одной группы выходит для защиты к доске, а остальные не только внимательно слушают и дополняют, но и являются экспертами, которые оценивают ответ спикера и работу всей группы в целом.

1.собирательство- 10 слайд

2. Охота и рыболовство-11-13 слайд

3.Бортничество-14-15 слайд

4.Скотоводство 16-17 слайд

5. Земледелие- 18-19 слайд

Оцените свою работу и работу в группе  в оценочном листе

Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Задаёт вопросы с опорой на знания учеников.

Сообщение о результатах работы в группах.

Работа с презентацией Panaboard

Подведение  итогов урока.

Обобщить полученные знания.

Какие современные отрасли хозяйства заменили занятия наших древних предков?

Проверка задания.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины,
Забывать мы не должны.  

Предлагает закончить предложение.

.

Один ученик у доски (работа с презентацией Panaboard), остальные в  

рабочей тетради

 (стр 42, упр 6.)

Рефлексия деятельности на уроке.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Какие цели мы ставили сегодня на уроке

- Ребята, достигли вы поставленной цели?

 

- Посмотрите на рисунки и скажите, какой предмет вы выбираете,  и как будете использовать знания, полученные на уроке? (чемодан, мусорная корзина, мясорубка)

Предлагает учащимся оценить собственную деятельность на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Домашнее задание (на выбор)

Подготовить ответы на вопросы учебника стр116,  а также рисунок  или мини-сочинение на тему: «Природа в жизни наших предков».

Собирательство

План:

1.Работа с текстом.

 Как вы понимаете смысл слова собирательство?

2.Определите по картинкам, что могли собирать наши предки?

3.Работа с текстом.

 Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

 Что помогало существовать этому занятию?

     Как вы считаете, от чего зависел успех данного промысла?

 4.Придумайте эмблему для данного промысла.

__________________________________________________________________________________________________

Текст

Собирательство – сбор диких ягод, грибов, трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы.

Успех охоты и собирательства зависел от капризов погоды: то пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно.

Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Охота и рыболовство

План:

1.Работа с  текстом.

Где люди охотились?                  

 Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

    Что вы можете сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты?

    (Какое это занятие? Какими должны быть охотники?)

    Как (с помощью какого оружия) охотились на зверей и птиц?

     2.  Используя иллюстрации, назовите, какую рыбу ловили наши предки? С помощью чего?

3.Придумайте эмблему для данного промысла.

Люди охотились в лесах. Охота – это опасное занятие. Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными. За зверями гонялись с собаками, стреляли в них из лука. Ловили зверей и живьем – капканами, западнями, сетями. Лебедей, гусей, цапель ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц: Соколов и ястребов

Сокол недвижно парил в воздухе, зорко высматривая добычу. Заметив добычу, он камнем падал вниз. Сильной грудью он ударял птицу, иногда сразу убивая ее. Охотники с собаками искали и поднимали добычу.

Желанную добычу охотника в те времена составляли бобры, которые жили по берегам рек. На них охотились из-за сала и пушистой шкурки, из которой шили шапки и шубы.

Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, налима. Не брезговали и более мелкой: карпом, лещом, карасем, ершом и другими.

Конечно, у наших предков раньше не было таких удочек, какие есть у современных рыбаков. Раньше использовали сети, невод (рисунок на доске), которые плели обычно из конопли, реже – из льняных нитей. Сети обычно ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась в ячейках. Невод – это сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. Сети и невод держались на воде с помощью поплавков, привязанных к краю, по нижнему краю сетей привязывались глиняные или каменные грузила.

Бортничество

План:

1. Работа с учебником и текстом

 Объясните значение слова  борть?

 Объясните, кто такой бортник?

 Как вы понимаете смысл слова бортничество?

Почему это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости?

     Как использовали добытое?

3. Придумайте эмблему для данного промысла.

______________________________________________________________________________

Бортничество.

Сахара в то время люди не знали, и все сладкие кушанья готовились на меду. Каждую осень бортник выбирал из дупла мед, оставляя часть его пчелам на зиму.

Борть – это дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Вы уже догадались, что делал человек, которого называли бортник? Он собирал мед. Это было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и, конечно, смелости.

Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчелы, выбирали из них часть меда (а часть оставляли пчелам на зиму). Даже простой подъем к борти требовал специальных навыков, определенной сноровки. Залезали на дерево с помощью специальных приспособлений. Но найти дерево с бортью и взять оттуда мед – это полдела. Каждый бортник закреплял за собой право на пользование этим дуплом, защищал его. От кого?

        Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый,

        Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь.)

– Да, медведи – большие лакомки. Они могут залезть на дерево без всяких приспособлений, необходимых человеку. Как же охраняли борть от косолапого захватчика?

На нижние ветки, под бортью, на веревках вешались деревянные чурбаки. Медведь, залезая на дерево, добирался до них и лапами отталкивал. Чурбаки раскачивались и ударяли медведя. Часто от этих ударов медведь терял равновесие и падал на землю.

Но, кроме медведей, охотились за медом и люди, желающие взять мед и воск из чужой борти. Кража меда в то время считалась тяжелым преступлением и сурово наказывалась.

Скотоводство

План:

 1. Работа с текстом.

- Как наши предки стали заниматься скотоводством?

 2. Отгадайте загадки и скажите, каких животных разводили наши предки?(Приклеить)

    3. Что давало скотоводство людям?(каждое из этих- животных)

4.   Придумайте эмблему для данного промысла.

______________________________________________________________________________

Охота и рыболовство давали людям продукты. Но их не всегда хватало. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям.

Так возникло скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы, помогли узнать об этом наскальные рисунки, археологические раскопки

 Люди стали разводить животных у себя дома. При раскопках археологи находят остатки костей домашних животных того времени. Посмотрим, каких.

     

Шубу дважды в год снимает.

 Кто под шубою гуляет?

                Лежит замарашка в щетинистой рубашке.

                Хвост крендельком, нос пятачком.

Рыжий молокозавод день жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко переделать в молоко!

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.

                Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет.

                        Съем червя, попью водицы,

                        Хлебных крошек поищу,

                        А потом снесу яичко,

                        Ребятишек угощу.

        По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит.

        Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.

               

Крупных животных пасли на лугах, где было много травы. Птицеводством можно было заниматься где угодно, так как для этого не надо было огромных территорий. На зиму животным запасали корм.

Земледелие

План:

1.Словарная работа. Объясните, что означает слово – земледелие?

2. Работа с текстом.

 – Какие территории нужны для занятия земледелием? Почему?

- Что делали люди, если таких территорий было мало?

- Используя текст,  скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья? 

     3.  Определите по картинкам, что сеяли наши предки и с помощью каких инструментов обрабатывал землю?

4.   Придумайте эмблему для данного промысла.

Земледелие-обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений

– Какие территории нужны для занятия земледелием? (Ровные и открытые поля.)

Если территорий было мало ,люди вырубали  лес, расчищали поля, пахали землю. Работа эта была не из легких.  Как корчевали лес? Сначала вокруг каждого дерева откапывали те корни, которые находились неглубоко, в разные стороны расходились, их и перерубали. Затем самый ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу веревку. Мужики изо всех сил тянули за конец веревки. Дерево кряхтело, стонало, качалось, и в конце концов падало. Тонкие деревья корчевали мальчишки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали.

Расчищенное поле давало урожаи несколько лет, потом земле надо было дать отдых, чтобы восстановить плодородие. А люди вновь вынуждены были расчищать новые поля, удобрять их золой, пахать.

– Какими же орудиями население обрабатывало землю?

– Землю пахали ралом, сохой, плугом. После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметет семена. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой (рисунок на доске), которую делали из ели, обрубая вершину и мелкие сучья. Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывала семена. Что могли сеять? (Пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох.)

Хранили зерно в земле, в ямах, вырытых где-нибудь на холме, в сухой почве. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Были для хранения зерна и деревянные строения – амбары.

Возле своих жилищ люди разводили огороды, вскапывали землю лопатами и мотыгами, удобряли золой и навозом, сажали овощи :Репу, лук, чеснок, капусту, морковь, свеклу, огурцы..

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

1. Активно работал в группе

 

. Выполнял свои обязанности

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

                   

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

1. Активно работал в группе

 

. Выполнял свои обязанности

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...