Всё о птицах
занимательные факты по окружающему миру

Конкурс юных орнитологов для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Всё о птицах

конкурс юных орнитологов для учащихся начальных классов

Цели:

через игровую форму сформировать у детей представление о птицах, их роли в природе;

развивать эрудицию, пробуждать желание к познавательной деятельности, воспитывать бережное отношение к птицам.

Оформление мероприятия: красочное объявление, иллюстрации птиц, звуковой ряд (фонограмма птичьих голосов), презентация «Птицы нашей местности»,презентация «Наши добрые дела».

Предварительная подготовка: прочитать книги: 1)В.Бианки «Все самые», «Наши птицы: рассказы», «Птичьи разговоры»; 2)Н Сладков «Птичьи хлопоты», 3) Г.Снегирёв «Про птиц».

Организация мероприятия: дети предварительно разделены на команды, у каждой команды есть название и эмблема.

Действующие лица: ведущий, Сорока и Воробей.

                                                       Ход занятия

1.Вступительная часть

Звучат птичьи голоса (фонограмма). Вылетает Сорока.

Сорока. Караул! Караул! Мокро, сыро, холодно, все перья намочила.

Появляется Воробей.

Воробей. Чего трещишь, сорока?

Сорока. Ну как же, ну как же: весна в лес пришла, а никто ничего не знает. Всем надо сообщить, всех разбудить. Медведь-соня ещё спит, а ведь есть лесная примета: как медведь перевернётся на другой бок, так солнце повернётся на весну.

Воробей. Чик-чирик.

Сорока. Чему, воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей. Крылья зудят, нос чешется.

Сорока. Слышишь, вон дятел за работу принялся.(Стук дятла). Лес от древоточцев и короедов спасает. Синицы листогрызунов истребляют. Иди и ты работай.

Воробей. Ну, Сорока, ты всё знаешь. Может ты на хвосте и добрую весть принесла?

Сорока. Да. Но только не на хвосте, а на телефоне смс-ка пришла. Вот послушай.

Ура! Весна началась,

Готовьте домики для нас.

Мы возвращаемся, друзья,

В родные милые края.

Так начинайте трудиться,

Чтоб было где нам поселиться,

И чтобы мы, в конце концов,

Могли высиживать птенцов.

Видишь, наши возвращаются. Надо встречать как положено. Быстрее надо бы к детям. Кто, если не они, помогут нашим юным друзьям? Как раз  я слышала, что в школе проходит конкурс юных орнитологов. Думаю, мы там очень нужны, расскажем о просьбе друзей, многообразии пернатых жильцов леса, об особенностях  поведения и условиях обитания.

Воробей. Поможем  растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края.

Сорока и Воробей уходят.

2.Основная часть занятия.

 Дети предварительно разделены на команды, у каждой команды есть название и эмблема. Какая команда правильно ответит на большое число вопросов, та и победит.

Команды заранее получили карточки с заданиями.(Задания могут быть следующие: кто из перелётных птиц первым прилетает домой? Где птицы устраивают гнёзда? Какие народные обычаи и приметы, пословицы о птицах вам известны? Зачем поют птицы?)

Звучат голоса птиц.

Ведущий. Сегодня мы с вами попадём  в удивительный мир природы. Вслушаемся в звуки леса, постигнем неведомые тайны его обитателей. Продолжим наблюдать  за природой и удивляться её красоте и чудесам, ответим на возникшие вопросы. Мы только что услышали прекрасное пение птиц. Но чтобы птицы пели- это в наших руках. Нам помогут сегодня  наши гости- Сорока и Воробей. Они проверят ваши знания, заодно расскажут много интересного о пернатых друзьях. Помимо этого принесли  нам какую - то весточку. А какую- спросим у них самих. (Появляются Сорока и Воробей)

Сорока. Добрый день, ребята. Мы у вас сегодня по особому случаю. Скоро у нас праздник и хотим , чтобы вы тоже знали об этом и радовались вместе с нами. Знаете, что на Руси наступление весны всегда ассоциировалось с прилетом птиц. С наступлением теплых деньков множество крылатых путешественников возвращаются к своим родным гнездам, преодолев трудную дорогу. Поэтому нет ничего удивительного, что существует такой праздник, как Международный день птиц, и отмечают его именно весной — в первый день апреля.

Воробей. Но в современном мире многие виды птиц являются редкими и находятся на грани полного исчезновения с лица планеты. Каждый год российские орнитологи, члены Союза охраны птиц, выбирают так называемую «птицу года». Кандидатами на получение такого звания становятся птицы, распространенные на всей территории России (или большей ее части), узнаваемые и при этом нуждающиеся в защите человека. Цель данной компании – обратить внимание людей но птиц нашей страны и необходимость их охраны. Участники акции «Птица года» собирают данные об избранной птичке, и показывают людям ее красоту и уязвимость. Союз охраны птиц России объявил, что птицей 2018 года была выбрана скопа.

Ведущий. Спасибо вам за подробную информацию . Поэтому вряд ли у кого-то есть сомнения в необходимости проведения мероприятий по охране птиц вообще. Учащиеся нашей школы тоже не хотят оставаться в стороне. Например, зимой у нас  в школьном саду работает «Птичья столовая». А к весне совместно с родителями смастерили скворечники. (Показ презентации акции «Наши добрые дела») .По возможности участвуют в различных мероприятиях  экологического характера. А сегодня собрались  юные орнитологи. Они хотят углублять знания о мире птиц, их роли в природе. Итак, начнём наш конкурс. За правильные ответы команды получают очки.

Вопросы  1 тура. «Зачем птицы поют?»

Сорока. Вы только что слышали прекрасное пение птиц. Зачем они поют? Обсудите в группах. Каждая группа называет причину пения птиц.

В ходе работы на доске появляется схема.

        

                

        

        Воробей. Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни –серьёзное и важное дело. Поют весной самцы. Весной возвратился домой маленький певун и немедленно во весь голос заявил: «Я здесь! Я прилетел и занял свой участок дерева. Тут я буду добывать насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости  со мной селиться, иначе получит взбучку». Своей песней птица устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка.

У нас, у птиц , есть и другое назначение. Будущий папа, подыскивая место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он говорит: «Я тут. Я нашёл отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов.

Ребята, вы знаете, самая чуткая и умная птица-ворон. Всё видят, чуют, зоркие лесные сторожа. Увидели вороны лисицу и предупреждают об опасности: «Карр! Карр! Ловите разбойницу!» Испугалась, спряталась в тёмный лес лисица. Знает, что чуткие сторожа не дадут ей разорять гнёзда, обижать маленьких птенцов.

 А вот тетерева, лесные петухи, выхваляясь своей красотой  и удалью перед тетерками, шипят. Пошипят, а потом начнут подпрыгивать, пританцовывать и бормотать: «Ур-гур-гур».Эти песни- вызов на бой.

Весной после зимнего затишья радуют простые, незатейливые  песенки  пернатых. Они весело перекликаются, словно каждой хочется выговорить что-то ласковое.

Вопросы 2 тура. «Отыщите их названия».

Сорока. В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответы: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка

Вопросы 3 тура. «Подумай и ответь»

Воробей. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, доказывая свой ответ.

1.Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?

(Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц.)

2.Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат улетать?

(Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

3.Почему нельзя трогать птичьи яйца?

(Потому что запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)

4.Вы гуляете по лесу. Вдруг на лесной  тропинке маленькая птичка. Она убегает от вас, прыгая по земле. Птичка ещё не умеет летать. Бедняжка! Надо ли её спасать?

(Не надо, птичка не пропадёт, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, мухоловки покидают свои гнёзда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их  не заметил. А родители находят их и кормят.)

Сорока. Ребята, запомните эти правила, касающиеся птенцов, не разоряйте птичьих гнёзд.

Вопросы 4 тура. « Птичьи способности»

Сорока. Теперь правильно распределите птиц, обитающих на территории Чувашской Республики, по следующим номинациям:

1.Самые лучшие певцы: а) в поле; б) в роще; в)  в лесу. (Жаворонок, соловей, певчий дрозд.)

2.Самые лучшие летуны: а) проворней всех; б) дальше, выше всех; в) быстрее всех.(Проворней- ласточка, дальше и выше- орлы, быстрее- стрижи.)

3.Самые большие и сильные.( Орёл, беркут.)

4.Самые яркие.(Иволга, фазан, щурка.)

5.Самые дружные. (Чайки, скворцы, береговушки.)

6.Самые лучшие лазуны. (Выпь- по качающимся камышам, поползень- по стволам деревьев.)

7.Самые искусные строители. (Ласточка, иволга, синица.)

Вопросы 5 тура. «Кто быстрее?»

Сорока. Попробуй вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.(Балл получает та команда, которая ответила первой.)

-Могучий, как…..(орел)

-Важный и спокойный, как… (гусь)

-Верный, как…(лебедь)

-Длинноногий, как ….(журавль)

-Большеглазый, как ….(филин)

-Зоркий взгляд, как у….(сокола)

-Болтать и трещать, как…….(сорока)

-Ворковать, как……….(голубь)

-Долбить, как ………(дятел)

-Накаркать, как…….(ворона)

-Слово не воробей………..вылетит не поймаешь.

-Лучше синица в руках, чем…….журавль в небе.

-Всякая птица свое……гнездо любит.

-Старого воробья на мякине …….не проведешь.

  3.Подведение итогов

 Ведущий. Наша игра подходит к концу. Как видите, многообразен мир птиц. Каждая- особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы прекрасны. Без птиц природа мертва. Надеюсь, что вы пополнили свои знания о птицах, их разнообразии, сделали вывод, что пернатым друзьям нужна помощь. Помните, об охране и защите птиц. В Красной книге не должны появляться новые виды исчезающих птиц.

Сорока и Воробей. Спасибо вам ребята. Вы показали себя  настоящими знатоками птиц, истинными друзьями пернатых. Теперь мы уверены в вас.

 Сорока и Воробей  подводят итоги, награждают победителей

Юные орнитологи читают стихотворение:

Мы, весёлые ребята,

Приглашаем всех пернатых:

Прилетайте все, кто хочет,

Мы вас любим очень-очень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...