Решаем экологические рассказы- задачи.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Еремина Ирина Владимировна

             Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это у них заложено самой природой. Ребёнок обнаруживает качества предмета, природного объекта, устанавливает для себя между ними связи.            Задачи можно решать по-разному. Можно гадать – так в природе или не так? Можно спросить у взрослого. А можно призвать свою фантазию и придумать, как это могло бы быть.  Исследовательская  деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к природе, формирует у него способность к аналитическому решению. Предлагаю Вашему вниманию. некоторые рассказы-задачи из книги "Чудеса в природе открываем сами" А.М.Страунинг, доктора педагогических наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshaem_ekologicheskie_rasskazy-zadachi.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Решаем экологические рассказы - задачи.

                                                                                   Берегите Землю. Берегите

                                                                                        Жаворонка в голубом зените,

                                                                                         Бабочку на листьях повилики,

                                                                                           На тропинке солнечные блики.

                                                                                       На камнях играющего краба,

                                                                                          Над пустыней тень от баобаба,

                                                                                              Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

                                                                                         Ласточку, мелькающую в жите.

                                                                                Берегите Землю. Берегите!

                          М.Дудин

          В настоящее время различными авторами и авторскими коллективами создаются новые программы и курсы для учителей  начальной школы по ознакомлению с предметом Окружающий мир.

             Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Это у них заложено самой природой. Ребёнок обнаруживает качества предмета, природного объекта, устанавливает для себя между ними связи.

      Правительство страны сейчас возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.  

          Почему? Да потому, что природа окружает ребёнка с самого его рождения. Он знакомится с ней еще до того как сделает первые шаги, скажет первое слово. У малыша масса ярких радостных впечатлений и эмоций вызывает улыбка мамы, и солнечный луч, прокравшийся в комнату, и капли дождя, и первые снежинки, упавшие ему на ладошку… Ему  хочется всё попробовать, всё исследовать, всё узнать самому.

         Все педагоги знают, что ребёнок с радостью познаёт и исследует то, что для него представляет интерес. Важная задача педагога состоит в том, чтобы сначала заинтересовать ученика объектом исследования, а уже потом говорить, исследовать, находить и устанавливать взаимосвязи в окружающем мире. Дети на уроках охотнее разгадывают загадки, задачи с яркими сюжетами. В окружающей нас природе так много загадок, что мы можем разгадывать их всю жизнь…

     Любой взрослый человек на вопрос «почему медведь выходит из берлоги весною», сразу ответит:

- Тепло. Проголодался.

Почти никто не задумается над тем, что берлога весною заливается водою, что спать мокрым ой, как не хочется, поэтому и выходит медведь из берлоги.

      А.М.Страунинг, доктор педагогических наук, выпустил книгу «Чудеса в природе открываем сами», в которой есть рассказы-задачи по экологическому воспитанию. Задачи могут служить дополнительным материалом к урокам, экскурсиям, беседам по ознакомлению школьников с природным миром.

Рассказы – задачи, предложенные в книге, позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «решают свои жизненные задачи, которые стоят у них на пути»

           Задачи можно решать по-разному. Можно гадать – так в природе или не так? Можно спросить у взрослого. А можно призвать свою фантазию и придумать, как это могло бы быть.  Исследовательская  деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к природе, формирует у него способность к аналитическому решению.

 Вот некоторые из рассказов-задач

Растения

«Деревья в жаркую погоду»

Уже несколько дней стояла очень жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польёшь…

          И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь - все и разу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:

- Всё, не вынесло жару. Погибло.

 Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара была ему не страшна. Почему?

Оказывается: деревья сбрасывают листья в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось.

Приём:

«Всё сам» (самообслуживания) объект должен сам себя обслужить – добыть воду.

Жизненный пример:

В Израиле, Египте  в пустынях растут посевы, деревья.

По земле протянуты  шланги, а около каждого растения сделана дырочка и вода потихоньку капает прямо под корень растения. Лишняя влага не испаряется, а растение получает воду постоянно.

«Точечный полив»

А как быть, если разным растениям требуется разное количество воды?

Предлагаемое решение: сделать в шланге дырочки разного размера.

«Дума о деревьях»

Приехали летом к нам  гости с Севера. Живут они на далёком Кольском полуострове, в городе Мурманске. Приехали к нам погреться, позагорать, фрукты покушать, ведь у них лето короткое, солнца мало, а зима длинная и холодная.

Пошли мы с ними в первый день гулять. Взрослые молчат, а сын, их, который в детский садик ходит, всё оглядывается и удивляется.

- Мама, мама, а почему у них такие деревья высокие? Мама, а почему они такие огромные?

 Удивились мы:

- А разве у вас таких деревьев нет? Ведь у вас тоже есть берёзы, сосны, клёны.

-_Есть,- отвечает малыш. – Только берёзы у нас низкие, листьев мало, а сосны, наоборот, высокие и листья только наверху. И тонкие – тонкие. А ваши даже обхватить нельзя.

 И он попробовал обхватить мощную сосну. Не получилось. Попробовали вдвоём с папой. С папой получилось,  и мальчик обрадовался.

        Всю обратную дорогу он выискивал мощные старые деревья и всё горевал, что у них таких деревьев нет. Уж очень они ему понравились.

Вопрос:

Почему на Севере нет мощных, с крепким стволом  и густой кроной деревьев? А все деревья тоненькие и крона только наверху?

 

                                                             Насекомые.

«Непонятные глаза»

Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Обе смотрят в одну сторону – в комнату.

Муха говорит:

-Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.

А стрекоза отвечает:

 - Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около той дальней стены. Хочешь угоститься, полетим, пока никого нет.

Отвечает ей муха сердито:

- Не вижу я никаких комаров, тем более около дальней стенки. Я дальше варенья вообще ничего не вижу.

Тогда ей так же сердито стрекоза отвечает:

- А я твоего варенья не вижу. Хочешь, ешь его сама.

Совет: рассмотреть на картинке муху и стрекозу, обратить внимание на их строение, на то, где они живут и чем питаются.

Муха видит на расстоянии 40-70 см, а стрекоза 1,5 – 2 метра.

«Как муравьишка гусеницу нашёл»

Сидит Кузнечик, смотрит вниз – тени  мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи. Бегут в разные стороны, а если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Почему?

Противоречие: гусеницу притащить надо, потому что это еда и гусеницу притащить невозможно, потому что она тяжёлая.

Приём

Объединения «Все вместе».

Как узнать собратьям, откуда муравей бежит?

Противоречие: муравей должен показать всем остальным дорогу к гусенице и не может её показать, потому что надо бежать дальше, собирать других муравьёв.

Приём

«Нужный – ненужный»

Метит территорию пока бежит.  Всем тем, кого он ощупал усиками, он рассказал про гусеницу и по его пахучему следу муравьи эту гусеницу и находят.

Пресмыкающиеся.

«Верблюд и ящерка»

    Лежит на песке верблюд, спокойно жует колючку. Глаз скосил, смотрит – рядом ящерка появилась. Повернул голову, чтоб её хорошо рассмотреть,- нет ящерки. Удивился верблюд. Куда это ящерка делась, ведь она не убегала? Повернулся, снова жуёт. Скосил глаз – сидит ящерка на песке, на солнышке греется. Но как только он повернулся, ящерка опять спряталась. Куда могла прятаться ящерка?

Прием

«Матрёшка» одно находится внутри другого.

Оказывается: ящерка – кругоголовка, умеющая раскрывать рот до ушей, придумала, лёжа на песке, сильно трястись всем телом, погружаясь в песок. Там её ни хищники, ни солнечные лучи не достанут.

В книге есть рассказы-задачи о птицах, диких  и домашних животных, рыбах.

Решение экологических проблем и задач поможет детям разобраться в причинно- следственных связях между явлениями и процессами в природе. Дети с удовольствием разбирают аналогичные рассказы-задачи  на уроке. Им нравиться становиться самыми настоящими исследователями природы.

Используемая литература:

Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» №2. Издательство: ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2002

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по системе Л.В. Занкова 1 класс "Математический рассказ и запись действий к нему" (подготовка к введению задачи)

Составьте математические рассказы по рисункам и запишите соответствующие действия к ним. Практическая работа: нарисуйте 5 мокровок, затем ещё 2. Сколько стало? Какое действие можем записать? Почему им...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Урок по математике в 1 классе: «Математический рассказ и задача»

Урок математики в 1 классепо системе развивающего обучения  Л. В. Занкова  «Математический рассказ и задача»...

Юмор и сатира в рассказах. Н. Носов "Федина задача".

 На уроке ребята знакомятся с жизнью и творчеством Н. Носова, юмористическим рассказом "Федина задача", учатся выразительно читать, давать характеристику главному герою....

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Технологическая карта по литературному чтению на тему "Н. Носов. Рассказ «Федина задача»" 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: продолжение знакомство учащихся с творчеством Н. Н. Носова; прививать интерес к чтению, литературе; развитие чувства юмора учеников, мышление, выразительную речь.Плани...

Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...