Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Попова Екатерина Александровна

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Кто и что?

14

2

Как, откуда и куда?

11

3

Где и когда?

9

4

Почему и зачем?

15

 

Итого:

49

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr_mir_1_klass.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Кто и что?

14

2

Как, откуда и куда?

11

3

Где и когда?

9

4

Почему и зачем?

15

Итого:

49

Что и кто? (14 час)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Как, откуда и куда? (11 часов)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Где и когда? (9 часов)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (15 часа)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Формы организации работы:

  1. Индивидуальная
  2. Групповая
  3. Парная
  4. Фронтальная
  5. Проектная деятельность
  6. Практическая работа

Виды учебной деятельности:

Учащиеся осваивают  первоначальные умения:

  • задавать вопросы;
  • вступать в учебный диалог;
  • выдвигать предположения и доказывать их;
  • пользоваться условными обозначениями учебника;
  • оценивать результаты своей работы на уроке.
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Что и кто?

  • работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
  • сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
  • рассказывать о малой родине и Москве как столице государства;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  • рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
  • работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
  • обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
  • работать с взрослыми: находить информацию о народах своего края;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;
  • узнавать достопримечательности столицы;
  • работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
  • находить в семейном  фотоархиве соответствующий материал;
  • интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
  • составлять устный рассказ;
  • выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
  • наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

  • моделировать форму Солнца;
  • работать в паре: моделировать форму созвездий;
  • работать с взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями. Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);
  • выполнять  практическую работу: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
  • различать гранит, кремень, известняк;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
  • выполнять  практическую работу в группе: находить у растений их части, показывать и называть;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
  • наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;
  • выполнять  практическую работу: определять комнатные растения с помощью атласа определителя;
  • различать изученные растения;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знании о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку
  • приводить примеры комнатных растений;
  • рассказывать об особенностях любимого растения;
  • наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
  • выполнять  практическую работу: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
  • работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  • рассказывать о любимом цветке;
  • наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях
  • узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях-
  • сравнивать и группировать листья по различным признакам;
  • выполнять  практическую работу в группе: определять деревья по листьям;       -
  • описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
  • различать лиственные и хвойные деревья;
  • выполнять  практическую работу в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать ель и сосну;
  • описывать дерево по плану;
  • группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
  • рассматривать   иллюстрации  учебника,  извлекать из них информацию « о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
  • работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых
  • с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
  • моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
  • работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
  • описывать рыбу по плану;
  • приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
  • выполнять  практическую работу: исследовать строение пера птицы;
  • работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
  • описывать птицу по плану;
  • выполнять  практическую работу: исследовать строение шерсти зверей;
  • работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку:
  • устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
  • характеризовать назначение бытовых предметов;
  • находить на рисунке предметы определённых групп;
  • работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку
  • приводить примеры предметов разных групп;
  • определять составные части компьютера;
  • характеризовать назначение частей компьютера;
  • сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
  • работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
  • моделировать устройство компьютера:
  • соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
  • выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
  • характеризовать опасность бытовых предметов;
  • работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
  • моделировать устройство светофора;        
  • оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
  • моделировать форму Земли;
  • выполнять тестовые задания учебника;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся
  • обсуждать выступления учащихся:
  • рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
  • называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
  • рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
  • оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
  • интервьюировать членов семьи;
  • оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
  • составлять экспозицию выставки;

Как, откуда и куда?

  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
  • обсуждать необходимость экономии воды;
  • выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
  • выполнять  практическую работу: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
  • отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
  • запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
  • анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
  • выполнять  практическую работу  в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
  • наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
  • работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
  • различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;
  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
  • сравнивать реку и море;
  • различать пресную и морскую воду;                                                                                                                                                                                                                            
  • выполнять  практическую работу в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;
  • выполнять  практическую работу в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
  • наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
  • наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
  • прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
  • формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
  • выполнять  практическую работу в паре: ухаживать за комнатными растениями;
  • наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
  • выполнять  практическую работу в паре: ухаживать за животными живого уголка;          
  • наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в при- роде;
  • обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
  • выполнять  практическую работу в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
  • запомнить правила подкормки птиц;
  • определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;
  • обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
  • выполнять  практическую работу в группе: сортировать мусор по характеру материала;
  • выполнять  практическую работу в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
  • обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
  • формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
  • обсуждать условия интересной и успешной учёбы;
  • работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
  • рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.;
  • коллективно составлять рассказ о школе и классе;
  • презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

Где и когда?

  • анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
  • работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
  • называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
  • анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы: использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;
  • называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
  • работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
  • наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
  • выполнять  практическую работу в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
  • рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
  • приводить примеры животных холодных районов;
  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
  • выполнять  практическую работу в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
  • приводить примеры животных жарких районов;
  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
  • различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
  • работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
  • объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
  • приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
  • прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды: описывать одежду людей по рисунку;
  • отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
  • работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения,
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • работать с взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;
  • сравнивать старинные и современные велосипеды;
  • работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;
  • обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
  • запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
  • сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
  • определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
  • работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
  • рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

Почему и зачем?

  • сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;
  • работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
  • использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;
  • работать с взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва:
  • анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
  • моделировать из пластилина форму Луны;
  • рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;
  • работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
  • наблюдать за дождями и ветром:
  • работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;
  • анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
  • выполнять  практическую работу в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;
  • обсуждать, почему и как следует беречь уши:
  • описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
  • работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
  • описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
  • рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
  • выполнять  практическую работу в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
  • участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;
  • фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
  • составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.

  • работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку
  • рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других Людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;
  • устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;
  • определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;
  • объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
  • работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;
  • оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;
  • формулировать правила поведения в природе;
  • сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;
  • работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;
  • оценивать правильность своей подготовки ко сну;
  • рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
  • определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;
  • различать овощи и фрукты: группировать (классифицировать) их с ипользованием цветных фишек, осуществлять самопроверку:
  • работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
  • запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
  • обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук;  
  • отбирать из предложенных нужные предметы гигиены,  объяснять их назначение;  
  • рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;  
  • выполнять  практическую работу в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;
  • запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;  
  • формулировать основные правила гигиены;
  • различать средства связи и средства массовой информации;
  • рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;
  • объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;
  • работать в паре; сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);
  • обсуждать назначение Интернета;
  • моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;
  • классифицировать автомобили и объяснять их назначение;
  • работать в паре; по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;
  • использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;
  • классифицировать поезда в зависимости от их назначения;
  • работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;
  • использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;
  • классифицировать корабли в зависимости от их назначения;
  • рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;
  • работать в паре:  по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;
  • классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;    
  • рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;
  • работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;
  • обобщать сведения о транспорте;
  • обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;
  • работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;
  • участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации:
  • работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;
  • участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;
  • рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
  • моделировать экипировку космонавта;
  • участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;
  • приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
  • оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них,
  • участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»,
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся


РАЗДЕЛII

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Обучающийся научится:

•  правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

•  узнавать некоторые достопримечательности столицы;

•  называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения,

животных, созвездия);

•  различать овощи и фрукты;

•  определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

•  описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

•  находить на глобусе холодные и жаркие районы; •

различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

•  соотносить времена года и месяцы;

•  находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого

уголка;

•  мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.

.


РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

Раздел «Что и кто?» (14ч.)

2 четверть

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.

Наша Родина-Россия.

Народы России.

1

11.11

Москва — столица России.

Моя малая Родина. Проект «Моя малая Родина».

1

13.11

 Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды и созвездия.

Камни как природные объекты.

Практическая работа «Определяем камни»

1

18.11

Растения, их разнообразие. Практическая работа «Изучаем части растений»

1

20.11

Комнатные растения. Практическая работа «Определяем комнатные растения»

Растения цветника. Практическая работа «Определяем растения клумбы»

1

25.11

Деревья возле школы.

Практическая работа «Определяем деревья по листьям»

Лиственные и хвойные деревья Практическая работа «Определяем хвойные деревья»

1

27.11

Насекомые как группа животных.

1

02.12

Рыбы — водные животные.

1

04.12

Птицы. Практическая работа «Исследуем перья птиц»

1

09.12

Звери.

Практическая работа «Исследуем шерсть зверей»

1

11.12

Предметы, которые окружает нас дома.

Знакомство с компьютером

1

16.12

Что вокруг нас может быть опасным.

1

18.12

Первоначальные сведения о Земле.

1

23.12

Обобщение по разделу «Что и кто?»

1

25.12

3 четверть

Раздел «Как, откуда и куда? » (11 ч)

Семья. Проект «Моя семья».

1

13.01

Вода.  Значение воды в доме. Практическая работа «Выполняем опыты с водой»

1

15.01

Электричество.

Практическая работа «Собираем электрическую цепь»

1

20.01

Письмо. Знакомство с работой почты

1

22.01

Реки и моря. Практическая работа «Готовим «морскую» воду»

1

27.01

Снег  и лёд. Практическая работа «Выполняем опыты со снегом и льдом»

1

29.01

Растение как живой организм. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями»

1

03.02

Животные как живые организмы Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка»

1

05.02

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Практическая работа

«Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»

1

10.02

Источники мусора в быту.

Практическая работа «Учимся сортировать мусор»

Источники загрязнения нашей планеты. Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду»

1

12.02

Обобщение по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

24.02

Раздел «Где и когда?» (9ч)

Когда учиться интересно.

1

26.02

Проект «Мой класс и моя школа».

1

02.03

Время и его течение. Прошлое, настоящее  и  будущее.  

Смена времён года.

1

04.03

Животный мир холодных районов Земли.

Животный мир жарких районов Земли.

2

09.03

11.03

Зимующие и перелётные птицы.

1

16.03

История появления одежды и развития моды.

История появления велосипеда.

2

18.03

01.04

4 четверть

Когда мы станем взрослыми.

1

06.04

Обобщение по разделу «Где и когда?».

 Проект «Мой класс и моя школа».

1

08.04

Раздел «Почему и зачем?» (15 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда

1

13.04

Луна — спутник Земли.

1

15.04

Причины возникновения дождя и ветра.

1

20.04

Разнообразие звуков в окружающем мире Практическая работа «Изучаем возникновение звуков»

1

22.04

Радуга — украшение       окружающего мира

1

27.04

Домашние питомцы.

Проект «Мои домашние питомцы».

1

29.04

Луг.  Правила поведения налугу.

Лес. Правила поведения в лесу.

1

04.05

42,43

Значение сна в жизни человека

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

2

06.05

11.05

44

Важнейшие правила гигиены.

Средства массовой информации.

1

13.05

45

Автомобили — наземный транспорт

Поезда — наземный     и     подземный транспорт

1

18.05

46

Корабли (суда) — водный транспорт.

Самолёты — воздушный транспорт.

1

20.05

47

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта

1

48

Космос.

Первоначальное представление об экологии.

1

49

Обобщение по разделу «Почему и зачем?». Проект «Мои домашние питомцы».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...